Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Сколько стоит гараж для народа

Положение со столичными парковочными местами можно смело назвать «патовым». Частные инвесторы готовы строить гаражи и паркинги на любой вкус, но себестоимость этих проектов высока (особенно для подземных объектов). Сказывается стоимость земли, затраты на строительные работы, необходимость подведения и переложения коммуникаций.

Мест для машин не хватает

Из-за резкого роста количества машин в столице возник огромный дефицит парковок. И если раньше люди были готовы ездить в другой конец города за машиной на общественном транспорте, то теперь подавай им авто прямо к подъезду. Все дворы забиты до отказа. Вечером, когда с работы возвращаются владельцы на своих авто, к подъезду дома не могут подъехать ни такси, ни машины скорой помощи. А сработанная сигнализация будит среди глубокой ночи жильцов не одного дома.

Но для людей главное теперь - удобство. Минские власти учли это при разработке генплана города. Большинство новых домов строятся с подземными автостоянками и гаражами либо с охраняемыми автостоянками во дворовых огороженных территориях. Но стоят они дорого. Поэтому не каждый жилец в таком доме, кроме покупки квартиры, может позволить себе купить еще и место для авто.

По информации предприятия "Гаражи, автостоянки и парковки", на 575 тысяч легковых автомобилей в Минске приходится около 220 тысяч машиномест. "Ситуация плохая, особенно в центре города, где по старым нормам было предусмотрено одно место на три квартиры, - сообщил недавно главный инженер предприятия Петр Прудников. - Сейчас везде при планировании жилой застройки учитывают парковки, но в микрорайонах, построенных еще в советское время, их мало. При этом плоскостные стоянки, которых в Минске всего 70, постепенно застраиваются жильем, что еще больше ухудшает положение".

Для решения этой проблемы столичные власти определили 90 участков, на которых будут построены многоуровневые автостоянки. По словам Петра Прудникова, согласно концепции развития паркингов, в столице они могут быть подземными, наземными, пристроенными к жилым домам или встроенными в них. После реализации этих планов общее количество мест на многоуровневых автостоянках составит не менее ста тысяч. Строить подобные объекты предполагается с привлечением средств горожан. Если у владельцев автомобилей есть желание и деньги (сооружение одного места в паркинге обойдется от 10 тыс.долл. и выше), то они могут объединяться в гаражно-строительный кооператив. Для начала им необходимо обратиться в районную администрацию, где расскажут, какие надо собрать документы. Кооператив можно создавать, если набирается не менее десяти человек. После регистрации выбирается подходящая площадка из тех, что определены городом под строительство паркингов. Затем предстоит заказать проектно-сметную документацию и пройти все согласования. Какой будет многоуровневая стоянка, в данном случае решают сами члены гаражного кооператива, уточнил главный инженер предприятия.

Сколько стоит гараж для народа

Отметим, что данный сегмент рынка столичной недвижимости в отличие, например, от рынка жилой недвижимости, коммерческого рынка недвижимости и др. развит мало. Если говорить об агентствах недвижимости, то лишь немногие из них совершают сделки купли-продажи с гаражами. А в тех, которые занимаются гаражами, предложений не много. Как правило, они ограничиваются 2-3 вариантами.

Для тех, кто самостоятельно ищет гараж, лучше обратиться к специализированным печатным изданиям («Недвижимость Белоруссии», «Из рук в руки» и др.) либо поискать предложения в Интернете. Однако как в СМИ, так и в Интернете подобных предложений также немного. Например, поискать предложения гаражей можно на специализированном сайте недвижимости realt.by в разделе «Агентства недвижимости». Здесь, кроме предложений квартир, домов, объектов коммерческой недвижимости, некоторые агентства предлагают на продажу гаражи. Однако, опять-таки, предложений не много, и надо потратить немало времени, чтобы пересмотреть предложения всех агентств недвижимости. А уж чтобы найти гараж, да еще и в подходящем для покупателя месте, задача вообще не из легких.

Предложения гаражей можно найти и на сайте avtomir.by в разделе «Гаражи». Одна сайт также не изобилует предложением подобных объектов. В каждом районе г.Минска на продажу предлагается по 1-4 гаража. Однако здесь можно оставить свою заявку либо на продажу, либо на покупку объекта недвижимости.

Как правило, на продажу предлагаются гаражи в черте города в гаражно-строительных кооперативах. В основном строения возведены из кирпича, блока или железа (реже), имеют подвал, электроосвещение. Некоторые гаражи имеют два уровня, утеплены, охраняются.

Сегодня минчанам предлагают купить гаражи по ценам от 2,0-2,5 тыс.долл. до 28 тыс.долл. и выше. Понятно, что самые дорогие объекты располагаются в центральной части города. Например, новый гараж по. ул.Немига в центре жилой застройки продается за 28 тыс.долл. Цена зависит в основном от двух факторов - близости к центру и месту расположения жилья автовладельца.

Что касается средней цены на дома для авто, то в настоящее время она варьирует в пределах от 5 до 10 тыс.долл. Есть предложения и по 15-17 тыс.долл. И это не обязательно центр. Например, во Фрунзенском районе по ул.Я.Мавра предлагается на продажу гараж за 16 тыс.долл.; по ул.Скрипника (микрорайон Красный Бор) – за 15,5 тыс.долл. Однако есть предложения и по 2-3 тыс.долл. Например, в Московском районе по ул.Гурского предлагается на продажу гараж из железа по цене 2,0 тыс.долл.; железный за 3,3 тыс.долл. – в Партизанском районе по ул.Бехтерева; за 3,5 тыс.долл. – в Партизанском районе по пер.Козлова; за 2,5 тыс.долл. – в Советском районе по ул.Олешева. Для сравнения: пару лет назад средняя цена на гараж колебалась в пределах от 2,5 до 5,0 тыс.долл.

Получается, что вместе с ценой на автомобили растет цена и на гаражи. Как пишет газета «Труд», только за последних несколько месяцев цены на подержанные автомобили на отечественном рынке поднялись в среднем на 10 процентов. А средняя цена на авто в Беларуси уже достигла 5-6 тыс.долл. Хотя еще несколько лет назад она держалась на уровне 2-3 тыс.долл. И здесь сам по себе напрашивается вопрос: надо ли владельцу авто стоимостью 5-6 тыс.долл. гараж, который в два раза дороже автомобиля да еще который к тому же находится в другом конце города?

Оформить свои права на гараж лучше при жизни

Сделки с гаражами подлежат государственной регистрации. Поэтому владельцам гаражей необходимо оформить права собственности на них в организации по госрегистрации. В Минске этим занимается РУП «Минское городское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру». Как отмечают специалисты организации, сегодня существует еще ряд проблем с оформлением прав на эти объекты недвижимого имущества, особенно если эти права не были оформлены наследодателями еще при жизни.

Так, к примеру, если гараж находится в гаражном кооперативе и бывший собственник выплатил на него весь пай, то проблем у кандидата в правообладатели при оформлении прав собственности, скорее всего, не возникнет. Кандидату в правообладатели надо обратиться к председателю кооператива и получить справку о том, что умерший полностью внес свой паевой взнос. Справка должна быть подписана председателем кооператива, бухгалтером и заверена печатью организации. В ней должны быть указаны фамилия, имя, отчество владельца гаража, номер гаража, его характеристики, дата ввода в эксплуатацию, дата окончательного расчета с кооперативом и сумма паенакопления. С этой справкой наследник должен обратиться в нотариальную контору по последнему месту жительства наследодателя для получения свидетельства о праве на наследство на пай в гаражном кооперативе. В соответствии с уставом кооператива, после вынесения решения общего собрания о включении гражданина в состав членов гаражного кооператива, наследник получит справку о том, что он является собственником гаража. Эта справка будет являться основанием для регистрации его прав собственности на гараж.

В случае, если гараж строился индивидуально, без выплаты пая и если бывший собственник при жизни не оформил свои права на объект недвижимости, наследнику будет достаточно проблематично оформить право собственности на гараж. За подтверждением своих прав ему придется обратиться в суд.

А вот что касается оформления наследственных прав на гаражи, находящиеся в массивах индивидуальных застройщиков, организованных без образования юридического лица, то при оформлении прав на них граждане сталкиваются с еще большими проблемами. Им приходится обращаться в суд дважды. Первый раз - за вынесением решения о признании права собственности на стройматериалы (как в случае с гаражами в гаражных кооперативах, в которых строительство велось индивидуально и не производилась выплата пая). Второй раз – для признания права собственности на гараж, создание которого зарегистрировано на основании решения администрации района о возможности эксплуатации объекта по назначению.

В практике бывают случаи, когда граждане теряют решения о выделении земли для строительства гаражей в гаражных массивах, являющиеся основанием для регистрации, и сведения о документах не сохранились ни в Государственном архиве, ни в предприятии «Гаражи, автостоянки и парковки г. Минска». В этом случае они должны обратиться в администрацию района с заявлением о подтверждении приобретательной давности на объект недвижимости и предоставить документы о том, что добросовестно, открыто и непрерывно владели гаражом как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, исправно платили налоги и т.д. На основании заявления и в соответствии с пунктом 342 указа президента № 152 от 16 марта 2006 года администрация района вынесет решение, подтверждающее приобретательную давность на гараж, а на основании ведомости технических характеристик, изготовленной агентством по государственной регистрации и земельному кадастру, вынесет решение о возможности эксплуатации гаража по назначению.

Елена МАСЛОВСКАЯ

27.08.2007

просмотров: сегодня 4, за последние 7 дней 21, за месяц 113

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 34/2007