Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Установка на "экономически выверенное" увеличение земельных налогов и платежей

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » Установка на "экономически выверенное" увеличение земельных налогов и платежей

Во время обсуждения проекта закона о бюджете на следующий год Александр Лукашенко поручил правительству изыскать дополнительные источники пополнения доходной части бюджета. И одним из таких источников, по мнению президента, может стать введение "экономически выверенного и реального размера платы за землю и земельного налога". И, задача эта, по всей вероятности, будет выполнена. А как это будет сделано и чем обернется для землепользователей, можно только догадываться.

Основанием для повышения земельных налогов и платежей может служить тот

факт, что доля этих поступлений в консолидированный бюджет Беларуси

составляет не более 2-3 процентов. Тогда как в большинстве стран – республик бывшего СССР - этот показатель превысил в последние годы 20-процентный

рубеж.

К, примеру, даже в Украине, где земельные реформы начались с заметным

опозданием, по сравнению со странами Балтии в бюджеты всех

уровней в 2001 году поступило около 1,65 млрд. гривен (примерно 32,3 млн.

долл. США) платы за землю. Это намного больше, чем в предыдущие годы. А после принятия парламентом Закона Украины "О размежевании земель

государственной и коммунальной собственности" и Закона "Об оценке земли",

после доведения до логического завершения методики проведения экспертной

оценки земель сельхозназначения есть возможность увеличить земельные

платежи до 5 млрд. гривен ежегодно (до 1 млрд. долл. США). И в правительстве Украины считают, что поступления от платы за землю более существенных сумм позволит "предоставлять аграриям долгосрочные кредиты для приобретения сельхозтехники".

Какие же цели преследуют белорусские власти, ратуя за увеличение земельных платежей и налогов? К примеру, налоги надо увеличить хотя бы потому, чтобы их было выгодно собирать, - такое объяснение прозвучало в Палате представителей во время рассмотрения в первом чтении проекта закона о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О платежах за землю". Причем, согласно проекту, увеличение налогов привязано якобы к кадастровой оценке земли, которую планируется провести в течение последующих двух лет. А поскольку президент уже дал указание относительно "экономически выверенных" земельных платежей, то предполагаемого в среднем четырехкратного увеличения налогов, причем преимущественно для населения, следует ожидать уже в следующем году.

Сделать это, не имея под руками результатов кадастровой оценки, можно

путем простого умножения действующих ставок. Аналогичным образом могут поступить с нормативными ценами на землю, которые правительство вот уже три года не принимает. Ровно столько граждане Беларуси не могут приватизировать земельные участки, за исключением тех случаев, когда по решению местных органов власти участки передаются в собственность физических лиц на конкурсной основе по фактически рыночным ценам.

Можно понять государство. Ему в срочном порядке понадобились дополнительные источники для пополнения доходной части бюджета. Из реального сектора взять больше того, что он способен дать, проблематично. Остается население, которое до недавних пор, как считают власти, платило слишком маленькие налоги на ту же землю, хотя могло бы платить гораздо больше. Иными словами, земельные платежи рассматриваются сегодня как некая палочка-выручалочка, которая в других государствах является основным источником пополнения бюджета.

Последнее, надо сказать, соответствует действительности. Земельные налоги и платежи во многих странах мира являются основным источником пополнения бюджетов с учетом того, что земля рассматривается не просто как почва, а территория вместе с находящимися на ней улучшениями, то есть зданиями и сооружениями. В то же время, не следует забывать, что в этих же странах большие отчисления от использования земли и недвижимости компенсируются соразмерно малыми налогами на прибыль, получаемую от производства. Причем в некоторых государствах доходы от производства вообще не облагаются налогами. Производитель платит максимальный налог (арендную плату) на недвижимость (здания и землю), а все что он получает от эксплуатации этой недвижимости остается в его распоряжении. В то же время граждане, владельцы недвижимости, платят фиксированную процентную ставку налога, базой для которого является кадастровая стоимость, максимально отражающая рыночную. Причем любое улучшение этой недвижимости, влекущее повышение ее стоимости, ведет к увеличению суммы налога. Нельзя сказать, что конкретно та или иная система полностью устраивает налогоплательщиков. Ученые разных уровней и экономисты

постоянно ведут споры: какой вариант самый оптимальный, не ущемляющий

интересы налогоплательщиков и в то же время не оставляющий в проигрыше

государство?

Похоже, белорусские власти решили, что кроме налогов на прибыль, которые платят производители и субъекты хозяйствования в нашей стране, а вместе с ними и все население, можно поднять налоги и платежи за недвижимость, включая землю. Поэтому следующий год может стать для белорусского населения годом серьезных финансовых потрясений, а начало этому уже положено - коммунальные платежи, к примеру, выросли в полтора-два раза.

По правде говоря, если уж заниматься реформированием системы

налогообложения земельной собственности, включая творения рук человеческих - здания и сооружения, то надо заниматься всерьез.

Для начала нужно, чтобы в каждом населенном пункте был генплан или схема перспективного использования территорий, сделать которые

невозможно без полной инвентаризации земельных участков и объектов

недвижимости независимо от форм собственности и без установления границ

землепользования (речь идет о кадастре). И только после этого можно

приступать к кадастровой оценке земель.

Но чтобы эта оценка не превратилась в домоклов меч для землепользователей, необходимо структурировать налоги и платежи в зависимости от функционального использования земельных участков. Речь идет о том, что у каждого функционального назначения - свой процент налогов и арендной платы. К примеру, у промпредприятий он один, у владельцев индивидуальных домов - другой, у фермеров - третий и т.д. Причем процент может быть даже нулевой, если речь идет о больницах, школах, государственных медучреждениях и некоторых других социально значимых объектах.

Наличие такой четкой системы в конечном итоге даст возможность влиять

на эффективность использования земельных ресурсов, на налоговые и прочие

поступления от использования земли и т.д. Остается только сделать

выбор и соблюсти технологию, в основе которой лежит принцип - не

навреди.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ

25.11.2002

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 6, за месяц 39

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 48/2002