Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Новые заказчики делиться не будут

В отличие от минского рынка офисных помещений в административных и бизнес-центрах, где и ставки аренды и цены выросли с 2004 года в 2,5-3 раза, ценовая динамика в секторе столичных торговых центров просматривается очень слабо. О том, как меняются цены, можно судить лишь по единичным сделкам на стадии возведения объектов. Благо сегодня в некоторых строящихся торговых центрах еще можно приобрести магазин в собственность, но завтра, как утверждают эксперты, такой возможности уже не будет.

Арендные ставки на торговые помещения в торговых комплексах почти стоят на месте вот уже несколько лет, что связано с жестким их регулированием со стороны государства. Причем разбежка ставок (от 11 до 105 евро за кв. м в месяц) еще более осложняет работу экспертов, пытающихся отслеживать их рост. Статистика сделок по продаже площадей в уже построенных и строящихся торговых центрах (ТЦ) и торгово-развлекательных центрах (ТРЦ) довольно немногочисленна, что также не позволяет четко отслеживать динамику. И о том, как меняются цены, можно судить лишь по единичным сделкам - например, реализации площадей на стадии строительства объектов. Если очень примерно, то магазины в торговых центрах подожали где-то в 3-4 раза с начала 2004 года.

Сегодня магазины в ТЦ на стадии возведения объектов предлагаются от 2,8 до 7,0 тыс.долл/кв. м (для сравнения в Москве от 8 до 20 тыс.долл.). Аналогичные цены - на вторичном рынке. И пока нет никаких видимых предпосылок к тому, что они остановятся, не говоря уже об их снижении.

В настоящий момент первичный рынок торговых помещений представлен тремя секторами - торговые и торгово-развлекательные центры, небольшие отдельно стоящие магазины, торговые помещения, встроенные в непрофильных объектах, - бизнес-центрах, административных зданиях и многоквартирных жилых домах. Судя по разным оценкам, больше половины строящихся торговых площадей приходится на первый сектор - полтора десятка объектов. В этом секторе можно выделить две подгруппы. Наиболее многочисленная (12 объектов) - центры смешанной торговли, но с упором на промышленную группу товаров народного назначения. Эта подгруппа представляет наибольший интерес для инвесторов и ритейлеров-сетевиков.

Крупные торговые комплексы смешанной торговли в сою очередь подразделяются на узкоспециализированные (как, например, "Маэстро"), торгово-развлекательные ("Европа" и Expobel-2) и торговые центры с продуктовым супермаркетом ("Глобо", "Столичный центр").

Основные специфические особенности рынка ТЦ и ТРЦ можно охарактеризовать следующим образом. Первое - это то, что почти все торговые центры сдаются с превышением нормативных сроков строительства. Второе - недостаточная продуманность концепции будущего торгового центра либо отход от нее на стадии реализации проекта. И третье - практика привлечения заказчиками дольщиков на стадии возведения крупных торговых объектов постепенно изживает себя. Те немногочисленные площади, которые все-таки предлагаются сегодня на продажу на стадии строительства в ТЦ и ТРЦ, можно назвать чуть ли не последними в списке объектов, реализуемых путем продажи площадей дольщикам (инвесторам) на стадии возведения объектов.

Дело в том, что новое поколение компаний-застройщиков (девелоперов) в основной своей массе намерены строить объекты не на продажу, а для сдачи в аренду и вовсе не намерены делить будущую свою недвижимость на доли. Эта особенность характерна для развитых рынков торговой недвижимости: вкладывать деньги в строительство объекта, чтобы потом его сдавать в аренду. При этом торговые центры если и продаются собственниками в случае необходимости, то тоже целиком, а не мелкими частями. Поэтому тот, кто намерен сегодня приобрести магазин в каком-нибудь столичном ТЦ или ТРЦ, должен поторопиться это сделать, если, конечно, сможет вписаться в концепцию создаваемого объекта.

Говоря о торговых центрах, нельзя не обратить внимание на перемены, произошедшие в структуре спроса. Размеры торговых площадей в ТЦ и ТРЦ, которыми интересуются потенциальные арендаторы, увеличились в 4-5 раз. Причем, если еще год-два назад некоторые только что построенные объекты не были целиком заполнены арендаторами, то сегодня на ряде ТЦ и ТРЦ выстроились очереди. И с развитием торговли, что обусловлено в первую очередь повышением покупательной способности населения, что неизбежно, эти очереди будут только увеличиваться.

Марина СИРОТКО

22.10.2007

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 1, за месяц 18

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 42/2007