Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Чьи звезды ярче сияют?

Пока инвесторы и официальные лица, представляющие интересы зарубежных стран, заявляют о намерении строить в Минске пятизвездочные отели, действующие, в том числе и недавно открывшиеся белорусские гостиницы постепенно улучшают свой звездный имидж. Совсем недавно гостиница "Минск" стала обладательницей пятой звезды - к четырем обычным добавилась бриллиантовая. А гостиница "Европа" претендует на звание первого в Беларуси пятизвездочного отеля. За что же присваиваются эти звезды, и чем белорусские звезды отличаются от заграничных?

В сознании потребителей давно укоренилось мнение, что уровень гостиницы, как и качество коньяка, нужно определять по количеству звезд. На самом же деле, все далеко не так однозначно - причем как с коньяком, так и с гостиницами. То, что называется коньяком в Беларуси, в мире может быть арманьяком или бренди. А наличие 5-ти звезд на этикетке вовсе не является гарантией того, что напиток сделан с использованием спиртов 50-100-летней выдержки. Аналогичная ситуация и со звездностью отелей.

В начале пути

Для классификации гостиниц применяются международные стандарты, государственные и межгосударственные. Они отличаются по требованиям. То есть вполне может получиться так, что 5 звезд в одной стране могут оказаться на уровне 3 звезд в другой.

По данным пресс-службы Госстандарта РБ, в настоящий момент в Беларуси насчитывается 14 гостиниц, успешно прошедших процесс сертификации и классификации. Обладателем первого сертификата и категории «три звезды» стал гостиничный комплекс «Нафтан» (г. Новополоцк). Затем к нему присоединились: СП «Минский международный образовательный центр» ООО, гостиница «Планета», РУП «Гостиничный комплекс «Юбилейный», гостиница «Турист» (г. Гомель), три гостиницы ГПУ НП «Беловежская пуща», гостиница «Эридан» (г. Витебск), гостиничный комплекс «Орбита» (г. Минск), РУП «Республиканский горнолыжный центр «Силичи». Категория «четыре звезды» присвоена РУП «Отель «Минск», гостинице «Лучеса» (г. Витебск) и гостинице «Виктория» (г. Минск).

Что касается гостиницы "Европа", претендующей на то, чтобы стать первой 5-звездочной гостиницей Беларуси, то, по информации пресс-службы Госстандарта, она еще не получила подтверждение этому высокому статусу. В пресс-службе также сообщили, что кроме "Европы" присвоения звездности разного уровня дожидаются еще около десятка белорусских гостиниц.

В то же время четырехзвездочный отель "Минск" стал первым в Беларуси обладателем престижной награды «Бриллиантовая звезда» - главного приза XI Международной премии «Лидеры туриндустрии». Торжественная церемония награждения лауреатов состоялась 29 ноября в Москве. Награда присвоена отелю в номинации «Качество обслуживания – гостиница». История премии «Лидеры туриндустрии» ведется с 1996 года. Тогда журнал «Туризм: практика, проблемы, перспективы» впервые учредил конкурс «Маршрут года» с целью стимулировать туркомпании на создание новых программ по России. Однако уже в следующем году к российским маршрутам добавились зарубежные программы, и конкурс получил статус международного. Но этот конкурс не имеет ничего общего с государственными стандартами - системами классификации гостиниц и сертификации гостиничных услуг.

ГОСТы и положения

Работы по сертификации услуг гостиниц и их классификации в Беларуси были начаты не так давно - всего каких-то 8 лет назад - в 1999 году. В феврале были утверждены стандарты СТБ 5.3.02-99 "Национальная система сертификации Республики Беларусь. Порядок проведения сертификации гостиничных услуг" и с 1 апреля того же года введены в действие. В процессе сертификации гостиницы должны подтвердить соответствие оказываемых услуг требованиям обеспечения безопасности жизни, здоровья потребителей, сохранности их имущества, охраны окружающей среды и требованиям качества услуг, установленных в соответствующих государственных стандартах, санитарных нормах и правилах, строительных нормах, правилах пожарной безопасности и других технических нормативных правовых актах.

Что касается классификации по категориям (звездности), то она проводится согласно ГОСТ 28681.4-95 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» и основана на комплексе требований к зданию и прилегающей к нему территории, техническому оборудованию и оснащению, номерному фонду, санитарным объектам общего пользования, общественным помещениям и помещениям для предоставления услуг питания, оказываемым в гостинице услугам, а также персоналу и его подготовке. Этот ГОСТ был введен в действие с января 1999 года постановлением Госстандарта №8 от 10.1998 г. и рекомендован субъектам хозяйствования и Белорусскому государственному институту стандартизации и сертификации для применения при добровольной сертификации гостиничных услуг.

Проведение сертификации с одновременной классификацией гостиниц на категории от одной до пяти «звезд», а мотелей - от одной до четырех «звезд» позволяет потребителям достаточно точно представлять, каковыми будут обслуживание и предоставляемые услуги в данной организации. Чем больше «звезд», тем выше уровень качества обслуживания и большее количество услуг оказывается потребителям.

Кстати, этот же ГОСТ 28681.4-95 ""Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц" фигурирует в качестве основного стандарта при проведении сертификации и классификации гостиниц в 2006-2010 годах (Национальная программа развития туризма в РБ на 2006-2007 годы, Комплексная программа развития сферы услуг в РБ на 2006-2010 годы и другие государственные программы). Он же относится к разряду межгосударственных, применяемых, в частности, на территории СНГ.

Несмотря на то, что ГОСТ 1995 года был разработан в соответствии с международными стандартами, сегодня он признан устаревшим. Такой вывод прозвучал на 21-м заседании государств СНГ– участников Соглашения о сотрудничестве в области туризма, которое состоялось 21 марта 2006 года в г. Москве. Один из главных вопросов заседания был посвящен необходимости внесения изменений и дополнений в межгосударственный стандарт “Туристско-экскурсионное обслуживание”. На совете было принято решение обратиться в Международный научно-технический комитет по стандартизации (МПТКС) с просьбой отменить действия на территориях государств – участников СНГ межгосударственного стандарта ГОСТ 28681.4-95 “Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц” как устаревшего. При этом предложено рассматривать как новый государственный стандарт Систему классификации гостиниц и других средств размещения, одобренную распоряжением Правительства России от 15.07.2005 г. № 1004-р и зарегистрированную в Минюсте России от 09.09.2005 г. № 6991.

Но, похоже, это предложение по-прежнему остается предложением. Ни в секретариате СНГ в Минске, ни в Министерстве спорта и туризма, ни в Госстандарте ничего конкретного по поводу возможности введения нового стандарта не сообщили.

Заметим, что на территории Беларуси с 2005 года действует еще один документ, применяемый при сертификации гостиниц. Это Примерное положение об отнесении гостиниц к категориям и номеров в гостиницах к разрядам, которое было утверждено постановлением Минжилкомхоза от 26.11.2004 г. №197. Правда, это Положение распространяется только на коммунальные гостиницы системы Минжилкомхоза. Положение устанавливает классификацию гостиниц и номеров в гостиницах, общие требования, а также требования безопасности для жизни, здоровья проживающих, сохранности их имущества, охраны окружающей среды. В соответствии с этим положением присвоением гостиницам категории производится областными управлениями жилищно-коммунального хозяйства, управлением коммунального хозяйства Мингорисполкома. Присвоение номерам разрядов в гостиницах производится администрацией гостиниц с участием представителей городских (районных) предприятий ЖКХ, управления коммунального хозяйства Мингорисполкома. Согласно постановлению Минжилкомхоза, если помещения и оборудование гостиницы не соответствуют требованиям положения или превосходят их по уровню обслуживания или по обустройству, то она должна носить иное, нежели "гостиница", наименование.

Оценку дает международный эксперт

Отметим, что использование стандарта 12-летней давности при присвоении звездности белорусским гостиницам вовсе не говорит о том, что наши звезды не соответствуют зарубежным. Просто наличие международного сертификата, выданного специализированной международной организацией, считается свидетельством об определенном уровне обслуживания. В то же время белорусские гостиницы, равно как и гостиницы в любой другой стране, не обязаны получать международный сертификат. Но многим из них он нужен, чтобы увеличить приток клиентов из-за рубежа и тем самым повысить свою конкурентоспособность.

Согласно международным стандартам гостиница любой категории должна иметь службу безопасности, обеспечивать неотложную медицинскую помощь, гарантировать сохранность ценностей. Гостиница категории «HHH» (три звезды) должна иметь конференц-зал, парикмахерскую или салон красоты, сауну, плавательный бассейн или фитнес-центр, ресторан, ночной клуб, предоставлять услуги по обмену валюты, бронированию билетов, организации экскурсий.

Схема международной сертификации отелей выглядит примерно так. Отель обращается с запросом в одно из международных агентств с просьбой присвоить ему определенную категорию, подтверждающую качество его услуг. В отель приезжает эксперт агентства и инкогнито проживает там некоторое время. На основании отчета эксперта агентство принимает решение - присвоить гостинице ту или иную категорию и выдать или не выдать международный сертификат качества. Если отель не соответствует категории, на которую он претендует, агентство указывает все недостатки, которые должны быть устранены. После устранения недостатков экспертиза проводится еще раз.

О чем должны говорить звезды

Необходимый минимум, обязательный для всех отелей: светящаяся вывеска, аварийное освещение, горячее и холодное водоснабжение, отопление, круглосуточно работающие лифты, бутилированная питьевая вода в номерах, прием и передача почты гостям, ежедневная уборка номеров, доступность пользования сейфом, возможность обменять валюту, медицинские услуги. Все остальное добавляется уже в зависимости от "звездности".

Как правило, одна звезда присваивается гостинице, которая рассчитана на то, чтобы человек в ней мог просто переночевать. Стандартные номера - двухместные, около 8-10 кв.метров, в номере - шкаф, зеркало, умывальник, стулья. Сервис - минимальный; смена белья - раз в неделю, полотенец - раз в 3-4 дня; один туалет на 5 номеров, две ванные на этаж. 2 звезды - если в таком отеле с чуть-чуть улучшенным сервисом каждый номер оборудован туалетом и ванной, а в самой гостинице есть ресторан или кафе.

Если отель претендует на 3 звезды и выше, то в каждом номере обязательно должны быть туалет и ванная комната, туалетный столик, подставка для багажа, радио и т.д. Обычно в номерах, за исключением самых дешевых, есть телевизор и кондиционер. Смена постельного белья происходит 2 раза в неделю. Полотенца меняют ежедневно. Из парфюмерных принадлежностей предлагается только мыло. На территории гостиницы может располагаться: охраняемая автостоянка, бассейн (в курортных отелях), ресторан, парикмахерская, бизнес-центр, обмен валют. Комнаты от 10-12 кв.метров.

При 4 звездах к предыдущему набору добавляются мини-бар, индивидуальный кондиционер, телефон, сейф, фен, шампунь, гель для ванной в каждом номере. Смена постельного белья и полотенец происходит ежедневно. Предоставляются такие услуги, как стирка, глажение и чистка одежды. В номер подается меню завтрака. На территории гостиницы находятся: салон красоты, спортивно-оздоровительный центр, аренда автомобилей, музыкальный салон, игровой и конференц-залы, ресторан, сауна, плавательный бассейн, и т.п.

5 звезд от 4-х отличается лишь более высоким качеством сервиса, более современным оборудованием - лифтами, системой кондиционирования и отопления и т.д.

Марина СИРОТКО

10.12.2007

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 4, за месяц 35

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 49/2007