Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Жилье для работников предприятий и организаций

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » Жилье для работников предприятий и организаций

Постановлением Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 27 декабря 2007 года № 1838/18 «О мерах по выполнению заданий на 2008 год по строительству жилых домов» поручено республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, а также другим организациям (с их согласия) обеспечить выполнение заданий по вводу в эксплуатацию общей площади жилых домов для их работников, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Всего в 2008 году планируется ввести в действие за счет средств организаций, в том числе с учетом их долевого участия в строительстве, выдачи займов работникам организаций 72,39 тыс.кв.метров общей площади жилья. По конкретным исполнителям задание распределено следующим образом: Министерство транспорта и коммуникаций – 33,2 тыс.кв.метров (в том числе Белорусская железная дорога – 32,8 тыс.кв.метров), Министерство энергетики – 18,21 тыс.кв.метров (в том числе: ГПО «Белэнерго» - 17.4, ОАО «Белтрансгаз» - 0,46 и ГПО «Белтопгаз» - 0,35 тыс.кв.метров), Белорусский государственный концерн по нефти и химии – 6,91 тыс.кв.метров, Министерство архитектуры и строительства – 4,6 тыс.кв.метров, Министерство сельского хозяйства и продовольствия – 2,0 тыс.кв.метров, Министерство связи и информатизации – 1,8 тыс.кв.метров, Министерство лесного хозяйства – 1,4 тыс.кв.метров, Министерство промышленности – 1,0 тыс.кв.метров, Белорусский республиканский союз потребительских обществ – 0,3 тыс.кв.метров и Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности – 0,28 тыс.кв.метров. Запланирован ввод в эксплуатацию жилья и отдельными банками: ОАО «АСБ Беларусбанк» - 2,0 тыс.кв.метров, ОАО «Белинвестбанк» - 0,45 тыс.кв.метров и ОАО «Белагропромбанк» -0,24 тыс.кв.метров.

Строительство жилых домов за счет средств предприятий и организаций является одной из основных форм внебюджетного финансирования жилищного строительства. Направление предприятиями и организациями инвестиций в жилищный сектор экономики стимулируется соответствующими нормативными документами, определяющими как порядок использования средств на эти цели, так и льготы по налогообложению.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 января 2000 года № 82 «О мерах по обеспечению широкого привлечения средств граждан и юридических лиц на финансирование жилищного строительства» выполнение предприятиями и организациями заданий по вводу в эксплуатацию жилья должно обеспечиваться путем использования внебюджетных источников финансирования, в частности, при строительстве жилых домов:

за счет средств организаций и индивидуальных предпринимателей, в том числе для продажи;

на долевых началах за счет средств граждан и организаций, выплачиваемых единовременно или поэтапно с окончательным расчетом после сдачи дома в эксплуатацию.

При этом облисполкомам и Минскому горисполкому предписывалось обеспечивать приоритетное выделение площадок для размещения жилых домов, строительство которых финансируется за счет внебюджетных источников.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 марта 2000 г. № 428 «О дополнительном привлечении средств организаций для финансирования жилищного строительства» рекомендовано руководителям организаций всех форм собственности обеспечивать выделение состоящим в штатах этих организаций работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, займов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений. Эти займы могут выдаваться за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после осуществления налоговых и других платежей в бюджет.

Предоставление работникам займов осуществляется в порядке очередности, определяемой исходя из времени принятия их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также при условии вложения ими собственных средств в строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения.

В отдельных случаях займы могут выдаваться по решению трудового коллектива организации в порядке, определенном в коллективном договоре, а при отсутствии договора – в порядке, установленном совместным решением администрации и профсоюзного комитета организации, независимо от времени нахождения ее работника на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также в качестве поощрения при выполнении конкретных условий – активное участие в модернизации производства, освоение новой техники, технологии, победа в конкурсах на разработку перспективных планов развития производства и т.п.

Организации, предоставившие своим работникам займы на указанные цели, а также работники, получившие такие займы, вправе использовать налоговые льготы в порядке и на условиях, установленных налоговым законодательством.

Правомочия предприятий и организаций в решении вопросов улучшения жилищных условий своих работников также определены законодательными актами Республики Беларусь.

Статьей 54 Жилищного кодекса Республики Беларусь предусмотрено, что государственные предприятия, учреждения, организации, имеющие жилищный фонд и осуществляющие жилищное строительство, предоставляют своим работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилые помещения в соответствии с Кодексом и коллективными договорами.

Пунктом 40 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда (утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 г. № 565) определено, что государственные органы и другие государственные организации, имеющие жилые помещения на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, предоставляют своим работникам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилые помещения в соответствии с данным Положением, а также коллективными договорами.

В соответствии со статьей 11 Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах» профсоюзы в порядке, установленном законодательством, участвуют в распределении жилья, а также средств, предназначенных для жилищного строительства, осуществляют в организациях общественный контроль за состоянием учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, использованием ведомственного и служебного жилья, общежитий, других жилых помещений. Кроме того, согласно статье 12 указанного Закона профсоюзы осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства по вопросам приватизации государственной собственности (в частности, жилых помещений) в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Соответствующие рекомендации по созданию условий для обеспечения работников предприятий жильем даны в Методических материалах Федерации профсоюзов Беларуси по разработке коллективных договоров. В соответствии с этими рекомендациями каждое предприятие вправе разработать отдельное положение по обеспечению своих работников жильем, где закрепляются соответствующие льготы по предоставлению жилых помещений своим работникам.

В частности, макетом коллективного договора предусмотрены обязательства нанимателя по строительству жилья для работников, в том числе через УКС исполкома, хозяйственным способом, в составе ЖСК, КИЗ и в порядке долевого участия с другими организациями. Предусмотрены и обязательства по выдаче беспроцентных ссуд индивидуальным застройщикам, членам ЖСК, КИЗ и работникам, приобретающим (выкупающим) жилье в собственность, а также по предоставлению работникам одноразовых безвозмездных субсидий, займов на строительство (реконструкцию) или покупку жилых помещений и оказанию индивидуальным застройщикам помощи строительными материалами, машинами, механизмами.

Учет по месту работы (службы) граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется в государственных органах, других организациях, имеющих во владении, пользовании жилые помещения и (или) осуществляющих жилищное строительство либо принимающих в нем долевое участие (пункт 8 указанного Положения). На квартирном учете по месту работы могут находиться работники (с членами своих семей), состоящие в штате соответствующей организации. По желанию работников они могут находиться на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий также и по их постоянному месту жительства. Установлено также, что семья вправе состоять на таком учете по постоянному месту жительства, а также по месту работы (службы) каждого ее члена (пункт 9 Положения).

По ранее действовавшим Правилам (утверждены постановлением Совета Министров от 22 сентября 1999 года № 1468, в редакции постановления от 30 июня 2000 года № 988) все организации независимо от форм собственности обязаны были вести учет своих работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Выполнение этой обязанности не связывалось с наличием у организаций жилищного фонда или осуществлением ими жилищного строительства. Поэтому есть немало организаций, которые на законных основаниях осуществляли ведение квартирного учета по месту работы до вступления в силу Указа № 565, а потом утратили это право. Работники таких организаций, принятые на учет до изменения законодательства, должны иметь возможность реализовать в установленном порядке свое право на улучшение жилищных условий.

(Продолжение следует)

Ольга ЗИНКЕВИЧ

04.02.2008

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 11, за месяц 44

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 5/2008