Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Депозит, кредит, квартира

Проекты законов о жилищных строительных кассах и жилищных премиях предложено внести в план разработки законопроектов на 2009 год. Основы, которые предлагается заложить при разработке этих документов, идут в разрез с теми принципами, которые заложены в проект закона о жилищных стройсбережениях, подготовленных Минстройархитектуры и который так до сих пор не поступил на рассмотрение в парламент.

Такая информация прозвучала на состоявшемся в предпоследний день июня круглом столе, где обсуждались перспективы дальнейшего развития системы финансирования жилищного строительства в Республике Беларусь.

Мероприятие было организовано Германским Фондом международного правового сотрудничества, специалисты которого в свое время принимали активное участие при разработке и последующей доработке проекта закона об ипотеке, который, как известно, уже принят парламентом и одобрен главой государства.

Продолжением сотрудничества между Фондом и Постоянной комиссией палаты представителей Национального собрания РБ по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации явилось пожелание комиссии, высказанное летом прошлого года, об участии немецких специалистов в работе над законопроектом о жилищных стройсбережениях. Об этом сообщила на заседании «круглого стола» Раиса Домбровская, заместитель руководителя Бюро Германского фонда международного правового сотрудничества в Минске.

В рамках этой работы в ноябре прошлого года был совместно проведен круглый стол, на котором состоялось обсуждение подготовленного Минстройархитектуры законопроекта о жилищных стройсбережениях. С целью более детального ознакомления с тем, как функционирует система стройсбережений в Германии, регулируемая законом о кассах стройсбережений и о жилищных строительных премиях, в марте текущего года Фондом была организована поездка в Берлин для членов рабочей группы по подготовке белорусского законопроекта о стройсбережениях. В рабочую группу вошли депутаты, представители Минстройархитектуры, Минфина, Беларусбанка, Национального центра законодательства и правовых исследований и два независимых эксперта.

«Участники поездки не только более глубоко ознакомились с законодательной базой Германии, но и получили возможность увидеть на практике, какова специфика реализации заложенных в законе возможностей для надежного функционирования механизма накопления гражданами средств, необходимых для строительства, приобретения и санации жилья. Специалисты также узнали, каким образом государство поощряет такой вид накопления денежных средств и как взаимодействует система стройсбережений с ипотекой», - рассказала Р. Домбровская.

При этом представитель Фонда обратила внимание на то, что, сотрудничая с белорусскими организациями, Фонд отнюдь не преследует своей целью переноса в чистом виде чьего-то опыта на белорусскую почву. «Наша цель – передать опыт Германии и других стран, где успешно функционирует система стройсбережений, и предложить возможные пути максимального использования этого опыта в белорусской практике», - сказала Р. Домбровская.

О том, насколько важно создание нормативной базы для функционирования системы жилищных стройсбережений в Беларуси, рассказала Галина Полянская, заместитель председателя постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации.

По словам депутата, на начало 2008 года на квартирном учете состояло около 700 тыс. семей и одиноких граждан. И чтобы большинство этих граждан могли решать свои жилищные проблемы за счет собственных средств, нужно создать такую систему, которая позволяла бы за определенный период накопить сумму на первый взнос при строительстве квартиры, а на оставшуюся часть взять ипотечный кредит. По словам Г. Полянской, правовой основной такой системы должен стать ряд законодательных актов, в том числе закон об ипотеке, о жилищных строительных кассах, о жилищных премиях, жилищный и банковский кодексы и т.д.

Депутат сообщила, что постоянная комиссия Палаты представителей по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации внесла предложение Центру законодательных и правовых исследований РБ включить в план подготовки законопроектов на 2009 год два проекта законов – о жилищных строительных кассах и жилищных премиях.

«Проект о жилищных строительных кассах предполагает создание специализированных банков с ограниченным перечнем банковских операций. Вкладчик (участник системы жилищных стройсбережений) заключает с банком договор накопления жилищных строительных сбережений, который предусматривает внесение им в течение определенного срока 20-30% стоимости предполагаемого жилого помещения», - рассказала Г. Полянская. Когда указанная в договоре сумма будет накоплена, вкладчик приобретает право получения ипотечного кредита в нужном размере.

По словам депутата, система, которую предполагается создать, будет закрытой. По мнению Г. Полянской, замкнутость финансовых потоков закрытой финансовой системы позволяет установить более низкие, независимые от колебаний финансового рынка процентные ставки как по накопительным вкладам, так и по кредитам. Кроме того, в силу своей замкнутости такая закрытая система обеспечит, как полагают инициаторы нового законопроекта, минимальные финансовые риски на рынке банковских услуг, что невозможно достигнуть в жилищной строительной системе стройсбережений универсальных банков.

По словам Г. Полянской, если универсальные банки предоставляют кредиты под 12-13% годовых, то в закрытой системе они могли бы быть около 3-6% годовых.

В проекте закона предлагается установить для жилищной строительной кассы обязанность предоставлять кредит гражданину после выполнения им условий договора накопления. При этом планируется предусмотреть случаи отказа в предоставлении кредитов для улучшения жилищных условий. Законопроект также должен установить контроль за целевым использованием денежных средств строительных касс, а также нормы, обеспечивающие финансовую устойчивость таких касс. Речь, в частности, идет о необходимости создания специального страхового фонда.

При функционировании системы жилищных строительных сбережений важное значение имеет государственная поддержка. То есть привлечение денежных средств во вклады системы стройсбережений должно поощряться государством. Суть господдержки заключается в начислении жилищных премий на вклад системы жилищных стройсбережений в установленном законом размере в процентах от ежегодного прироста вклада. Размер премий, безусловно, будет зависеть от суммы вклада и срока накопительного этапа.

Заявленные законопроекты, предусматривающие создание закрытой системы стройсбережений, радикально расходятся с принципами, заложенными в основу при подготовке проекта закона о жилищных стройсбережениях, который был разработан Министерством архитектуры и строительства и в течение двух последних лет неоднократно дополнялся и изменялся, но так и не был направлен в Палату представителей на рассмотрение в первом чтении.

Но, возможно, как раз два новых законопроекта позволят вывести идею создания системы стройсбережений из патового положения. Такое предположение высказал на круглом столе Александр Горваль, начальник управления жилищной политики Минстройархитектуры. В то же время, как полагает специалист, следовало бы «рассмотреть наряду с государственными премиями и возможность перераспределения финансовых ресурсов, которые в целом выделяются на жилищное строительство из государственного бюджета сегодня».

«Мы также должны не забывать, что действующая за границей система жилищных строительных сбережений является фактически единственным механизмом льготирования жилищного строительства. Наверное, на общем фоне тех льгот, которые существуют сегодня в Беларуси в жилищном строительстве, государственные премии вместе с жилищными стройсбережениями однозначно не решат проблемы жилищного строительства. Они будут полезны для какой-то узкой категории населения», - справедливо заметил А. Горваль.

При этом, как полагает специалист, чтобы увеличить долю личных средств граждан в финансировании жилищного строительства, необходимо будет снижать долю государственных инвестиций в первую очередь за счет того, что все-таки какие-то льготы в жилищном строительстве придется сокращать. А сегодня эти льготы имеют достаточно большой объем.

«И если мы хотим постепенно выходить на экономически обоснованные цены в жилищном строительстве, мы должны поддерживать идею активного вовлечения денежных средств граждан в финансирование жилищного строительства, в том числе и посредством создания системы стройсбережений. При этом, оставив на плечах государства только тех граждан, которые в силу объективных причин не в состоянии решить жилищную проблему самостоятельно либо с минимальной поддержкой государства», - уточнил представитель Минстройархитектуры.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ

14.07.2008

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 1, за месяц 21

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 28/2008