Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Радиус действия льгот расширяется

В следующем году долю участия государства в финансировании строительства инженерной инфраструктуры для обеспечения новых районов жилой застройки планируется увеличить с 30 до 50, а возможно, и более процентов. Об этом 30 июня сообщил начальник управления жилищного строительства Министерства архитектуры и строительства РБ Александр Горваль во время заседания «круглого стола» в Международном образовательном центре имени И. Рау.

«Круглый стол» был организован Германским фондом международного правового сотрудничества в рамках программы поддержки Беларуси Федеральным правительством Германии и был посвящен вопросам дальнейшего развития системы финансирования жилищного строительства в Беларуси.

О том, как сегодня решаются вопросы обеспечения граждан жильем и ближайших планах по совершенствованию действующей системы господдержки, рассказал на заседании «круглого стола» Александр Горваль. По его словам, в Беларуси создана система нормативной базы и источников финансирования, которая помогает гражданам решать проблему улучшения жилищных условий. Чтобы решить жилищную проблему, государство вынуждено идти на предоставление ряда льгот и преференций для граждан различных категорий. Такими категориями являются многодетные семьи, молодые семьи, инвалиды, малоимущие граждане, ветераны и военнослужащие и приравненные к ним, а также лица, страдающие некоторыми видами заболеваний. Это и финансовая помощь в виде погашения ранее полученных кредитов, и выплата компенсаций, предоставление займов с минимальной процентной ставкой теми организациями, в которых работают граждане. Практикуется также выдача безвозмездных субсидий.

Есть льготы, которыми могут воспользоваться люди, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях. Например, сегодня жители Минска, областных центров и других густонаселенных городов могут получить льготный кредит на льготных условиях под 5% годовых на двадцать лет. Жители малых городов и сельской местности имеют право на получение кредита на более льготных условиях - под 3% годовых сроком до сорока лет. Но при этом далеко не все граждане этой многочисленной категории (более 700 тысяч семей и одиноких граждан) могут реально воспользоваться такой поддержкой, в первую очередь, в силу ограниченности бюджетных ресурсов.

При этом уровень доходов подавляющего большинства населения явно не достаточен для того, чтобы самостоятельно финансировать строительство жилья. В этой связи правительство во главе с президентом ставит задачу резкого увеличения доходов населения, что в будущем послужит эффективным рычагом в части увеличения доли жилья, строящегося за счет личных средств граждан.

Кроме того, принимаются меры для расширения льгот. В частности, в настоящее время подготовлены новые дополнения и изменения в указ №185, которые предусматривают предоставление льготных кредитов гражданам, подпадающим под категорию пострадавших от аварии на Чернобыльской АС, а также детей-сирот. Определена возможность кредитования граждан не только непосредственно по месту жительства, но в пределах административного района. В отдельных случаях планируется предоставлять возможность строить жилье в любой точке Республики Беларусь, а не только в пределах населенного пункта, где человек проживает.

Содействие гражданам в решении квартирного вопроса является также строительство так называемого социального жилья, которое строится за счет средств государственного бюджета (республиканского и местного). Еще одна форма льготирования жилищного строительства для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, – это их освобождение от затрат на развитие инфраструктуры.

По словам А. Горваля, на текущий год финансирование жилищного строительства запланировано в объеме Br5.4 трлн. В том числе 2,8 трлн. – это кредитные ресурсы, и 750 млрд. - выделяемые из государственных и местных бюджетов, а также инвестиционных фондов министерств и ведомств затраты на инфраструктуру.

В связи с тем, что в этом году президентом была поставлена задача значительно увеличить объемы жилищного строительства, были подкорректированы плановые показатели на последующие годы. Если раньше в 2009 году планировалось построить 5 млн. 700 тыс.кв.метров жилья, то сейчас это число возросло до 6 млн., в 2010году – до 7,5 млн. против планируемых ранее 6,2 млн. А в 2011 году планка ежегодного ввода жилья должна достичь 10 млн.кв.метров.

При этом установлено, что до 2010 года в общем объеме ежегодного ввода доля строительства жилья для граждан-очередников в городах должна быть увеличена до 80% и 20% - для остальных категорий граждан.

Одной из форм государственной поддержки также следует считать государственное регулирование стоимости жилищного строительства. В частности, регулируются цены на жилье, которое предназначено для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. На сегодняшний день ценовые параметры такого жилья установлены в пределах 600-700 долл.США за кв.метр для индустриального домостроения и на 20% больше - для домов кирпичных или иных конструктивных решений. Эти параметры выдерживаются. При этом А. Горваль отметил, что в текущем году индексы строительно-монтажных работ могут составить 18% , что существенно повлияет на стоимость жилищного строительства.

В связи с принятием в 2008 году указа №55 о долевом строительстве, который предусматривает рентабельность в пределах 5% к себестоимости выделяемого для нуждающихся граждан жилья, заметно возрос интерес застройщиков к строительству жилья долевым способом. В последнее время, как отметил А. Горваль, появилось много новых строительных проектов и проектных деклараций, рекламных объявлений, приглашающих граждан к долевому строительству. Отчасти, как полагает специалист, эта активность могла стать причиной того, что средняя стоимость жилья на вторичном рынке в целом за последние полгода снизилась на 5-7% по сравнению с максимальными параметрами прошедшего 2007 года. А. Горваль считает, что когда будут доработаны проекты строительства жилых домов для строительства их долевым способом, то это может более существенно повлиять на цены на вторичном рынке жилья.

Несколько слов начальник управления жилищного строительства сказал о структуре финансирования жилищного строительства. Так, в 2007 году основными средствами являлись средства населения, что составило 51,2%. Далее идут кредитные ресурсы - 40% от общего объема финансирования, в том числе льготные кредиты – 37,3%. Доля республиканского бюджета составила всего 4%, госкапвложения – 1,3%, субвенции и субсидии – 2,5%, местные бюджеты – 1,1%, и, наконец, средства организаций – 3,3%.

Наряду с вопросами увеличения объемов жилищного строительства стоит проблема с финансированием строительства инженерной инфраструктуры. Сегодня за счет бюджета финансируется около 30% инфраструктуры. Ставится задача выйти на 50 и даже на 70% финансирования за счет республиканского и местных бюджетов.

В связи с этим в данный момент, как сообщил А. Горваль, готовится постановление Совета Министров о существенном увеличении в 2009 году объемов финансирования строительства инженерной и транспортной инфраструктуры за счет республиканского и местных бюджетов. Это вызвано тем, что для выполнения таких крупных объемов строительства жилья, которые запланированы на 2009 и последующие годы, необходимо переходить от точечных уплотнительных методов застройки к возведению микрорайонов и больших жилых массивов, которые представляли бы собой законченные архитектурно-градостроительные комплексы с полным набором всех необходимых для обеспечения их жизнедеятельности объектов соцкультбыта.

Марина БОБЛОВСКАЯ

14.07.2008

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 2, за месяц 18

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 28/2008