Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Каждого занесут в регистр

В Беларуси началась работа по созданию регистра населения. Благодаря информации, которая будет в него заноситься, власти будут знать о каждом жителе страны почти все, в том числе и о нежелании человека, чтобы его органы после жизни использовались для трансплантации.

О том, как будет «собираться» регистр, что в нем будет доступно для самих граждан и о других его особенностях было рассказано на пресс-конференции в Национальном пресс-центре.

Закон РБ о регистре населения уже одобрен Президентом Беларуси и вступит в силу через три года, за исключением тех пунктов, в которых дается поручение соответствующим государственным органам и организациям приступить к созданию регистра. Регистр населения - база данных о гражданах Республики Беларусь, иностранных гражданах и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории нашей страны.

Распределителем регистра населения определено Министерство внутренних дел (МВД) Беларуси. Оно уже приступило к работе по созданию регистра. Сейчас ведется подбор помещений, где будут расположены службы регистрации. Разместить эти помещения планируется в зданиях исполнительных комитетов, чтобы гражданам было удобнее обращаться за получением различных справок.

Содержащаяся в регистре информации будет подразделяться на две большие группы – основную и дополнительную, рассказала Алла Бодак, начальник главного управления нормотворческой деятельности в сфере государственного строительства Министерства юстиции Республики Беларусь. К основным относятся такие данные, как фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, идентификационный номер, цифровое фото, гражданство, регистрация по месту жительства или пребывания, дата смерти или объявления умершим или признания безвестно отсутствующим.

Дополнительные данные будут включать группу крови человека, сведения о родителях, о высшем образовании и ученой степени, отношении к воинской обязанности, а также сведения о налоговых обязательствах.

В законе имеется специальная норма о том, что в регистр в качестве сведений также будут заноситься о данном при жизни несогласии физического лица на забор донорских тканей и органов. Директор Национального центра законодательства и правовых исследований Валерий Мицкевич пояснил, что гражданин, не желающий предоставить свои органы, должен поставить в известность соответствующую организацию. «Сведения о несогласии будут занесены в регистр, и у такого гражданина забор донорских тканей и органов будет запрещен. Закон о трансплантации органов и тканей человека предполагает, что если при жизни от него не поступило заявление о несогласии быть донором, то по умолчанию гражданин считается согласным на забор своих органов после смерти», - пояснил В. Мицкевич.

По словам А. Бодак, персональные данные из регистра будут предоставляться организациям, нотариусам и физическим лицам в порядке, установленном законом. Организациям и нотариусам она будет предоставляться бесплатно, если пользование персональными данными вытекает непосредственно из компетенции этих организаций, либо необходимо для осуществления нотариальных действий. При этом сама процедура предоставления будет строго соответствовать тем требованиям, которые предусмотрены законом.

Что же касается предоставления данных физическим лицам, то они будут предоставляться в форме справок либо выписок. Физическое лицо имеет право запрашивать информацию из регистра в отношении своих данных и персональных данных других физических лиц, законным представителем или попечителями которых они являются. В отношении других граждан данные можно будет получить только с их письменного согласия. Для получения гражданами информации о себе нужно будет всего лишь написать заявление.

Единственное ограничение, которое предусмотрено – это то, что информацию в отношении себя можно будет получить бесплатно только один раз в год. Это сделано во избежание злоупотреблений и перегрузки тех органов, которые будут выдавать соответствующую информацию. Если гражданин пожелает воспользоваться такой услугой второй раз за год, то на этот раз ему придется за услугу заплатить.

Будет ли регистр связан с Интернетом и будет ли защищен от взлома? Вот что на этот счет ответил заместитель начальника отдела по вопросам автоматизации правоохранительных органов научно-производственного РУП "Агат-систем" Валерий Бурчалов. Специалист подчеркнул, что система никоим образом не будет связана с сетью Интернет. Ко всем базам данных будут иметь доступ только сотрудники регистрирующих служб. Причем они должны будут проделать множество идентификационных действий, прежде чем смогут войти в базу. Извне доступ к базе данных будет запрещен и невозможен.

В. Бурчалов также рассказал, что к каждому сегменту баз данных будет доступ у строго определенных сотрудников, в том числе регистра. Те органы и пользователи, которые будут иметь право получать информацию из баз данных, также будут иметь доступ к строго определенным сегментам баз данных. «Если, например, медицинскому учреждению будет предоставляться доступ к базе данных о группах крови, то больше ни к каким сведениям они доступ не получат», - уточнил В. Бурчалов. Или если нотариусу необходимо будет удостоверить сделку купли-продажи квартиры, то он будет иметь возможность получить из регистра сведения об отсутствии у продавца задолженности по налогам. При этом доступа к другим сведениям, не касающимся сделки с квартирой, нотариус в данной ситуации не получит.

Таким образом, предполагается обезопасить и ограничить возможности утечки информации. Заместитель начальника Департамента по гражданству и миграции МВД Юрий Ленчевский добавил: "Это не Пентагон, что можно войти в Интернет и взломать его базу данных".

Почему на создание регистра нужно так много времени? Потому что «создание регистра - очень сложный и трудоемкий процесс, начиная от технических решений и заканчивая наполнениям», - ответил Леонид Панасюк – заместитель начальника управления связи и автоматизации Департамента финансов и тыла МВД. «Учитывая, что в регистре предполагается хранение очень серьезных сведений о гражданах, эти проблемы должны быть решены на высочайшем уровне. Требуется время, чтобы создать программные средства, поставить соответствующую технику и наладить каналы связи. Причем, надо создать программное обеспечение, совместимое с теми базами данных, которые сегодня существуют», - рассказал Л. Панасюк. Ведь на сегодня и в Министерстве юстиции, и в органах внутренних дел, и в других ведомствах существуют разрозненные базы данных. Задача регистра – соединить эти базы. То есть программные решения должны быть совместимы.

Кроме того, данные должны быть выверенные. Там не должно быть никаких ошибок. И, безусловно, сделать это в течение двух-трех месяцев нереально. Поэтому, учитывая серьезность поставленных задач, и было принято соответствующее решение, что закон вступит в силу через три года после его опубликования, - рассказал Л. Панасюк.

Как заметил В. Мицкевич, основная цель закона о регистре населения – упростить жизнь граждан. «Когда вы приходите решать какую-то проблему – получить сведения о наличии задолженности по налогам, вам не надо будет идти в ту или иную организацию специально. Все сведения будут находиться в регистре. Если вы обращаетесь в любой орган, он будет иметь возможность получить сам о вас информацию. Ваша задача - только предоставить свои сведения», - пояснил В. Мицкевич.

На пресс-конференции также было отмечено, что массового сбора информации не планируется. Те обязательные сведения, которые предусмотрены, будут собираться в установленном порядке.

Марина БОБЛОВСКАЯ

04.08.2008

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 10, за месяц 46

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 31/2008