Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Перестройка в умах и чертежах

В ближайшее время проектное дело в Беларуси будет поставлено лицом к инвестору и проектировщикам. Таков краткий итог недавнего совещания, которое провел Премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский с руководителями заинтересованных министерств и ведомств, проектных институтов и фирм-инвесторов.

«Практика показала, что не все в строительном деле зависит от материалов и техники. Любое строительство начинается с разработки проекта. И мы заинтересованы, чтобы все объекты были обеспечены качественной проектно-сметной документаций и своевременно обеспечены», - сказал, открывая совещание, С. Сидорский.

По его словам, главный вопрос состоит в том, что инвестиционная программа, принятая правительством, инновационные программы министерств и ведомств «во многом пробуксовывают из-за того, что проектно-сметная документация поступает с большим опозданием». Поэтому должна быть создана система, ориентированная на конечный результат, экономящая время и деньги инвестора и обеспечивающая на выходе качественную документацию, с максимально упрощенными процедурами получения всех согласований и разрешений.

Зачастую инвесторы сталкиваются с тем, что сбор требуемых документов, их согласование и разработка проектов занимают больше времени, чем сами строительно-монтажные работы. Сложная процедура прохождения экспертизы получения согласования санитарных, экологических и пожарных служб. Нередки случаи, когда после получения положительного заключения экспертизы и начала строительства эксплуатирующая организация изменяет технические условия, что требует корректировки проектной документации со всеми вытекающими отсюда последствиями.

«Исходя из этого, очередной задачей является подготовка и принятие нормативно-правого акта, четко регламентирующего все действия – от подачи заявки на строительство объекта до ввода его в эксплуатацию, включая перечень разрешительной документации, порядок и сроки ее выдачи, в том числе технических условий для проектирования и различного рода согласований. Если мы хотим привлечь инвесторов в строительство, если хотим строить для наших граждан больше жилья и объектов инфраструктуры, создавать новые рабочие места, мы просто обязаны решить сегодня эти вопросы. Надо создать четкую и прозрачную эффективную систему работы с инвестором в строительстве», - подчеркнул Премьер-министр.

В числе других задач, требующих неотлагательного решения – совершенствование механизма параллельного проектирования и строительства, устранение проблемы в системе типового проектирования и повторно-применяемых проектов. Также предстоит очистить нормативно-техническую базу строительства от устаревших нормативов, а остальные привести в соответствие с международными стандартами – Европы и России.

В самых ближайших планах - выработать принципиальные подходы к оплате труда проектировщиков, к стимулированию качества и быстроты их работы. Необходимо повысить привлекательность профессии проектировщика, привлечь молодежь вырастить из нее настоящих профессионалов своего дела. С. Сидорский призвал присутствующих говорить больше о претензиях и о том, как эти претензии минимизировать. Но прежде чем дать слово Министру архитектуры и строительства Александру Селезневу, Премьер-министр поделился с присутствующими услышанным от инвесторов из Литвы, которые «пришли» в нашу страну с крупными проектами (проекты строительства стадиона «Трактор», реконструкции Беларусьфильма и другие).

«Литовские коллеги предлагают инвестиции от 200 до 300 млн.долл. по каждому проекту. Но есть конкретные живые вопросы, которые не решаются на местах. Когда встречаешься с инвесторами, то они говорят, что чиновники, когда к ним обращаешься, все понимают, но у них есть нормативная база и они не могут принимать решения в обход нормативной базы. То есть задача состоит в том, чтобы нормативную базу писали эти же чиновники в нашей стране, которые сегодня руководствуются этими документами и которые препятствуют динамичному развитию экономики и строительной отрасли нашей страны», - заметил не без эмоций Премьер-министр.

После этого А. Селезнев рассказал присутствующим о тех мерах, которые министерство предлагает и уже внесло и внесет в ближайшее время на рассмотрение правительству. По словам министра, сегодня в Беларуси действуют более 100 крупных проектных организаций и 90 творческих мастерских, входящих в состав Белорусского союза архитекторов. Всего в проектных организациях занято 16 тыс. 646 человек. Среднемесячная заработная плата составляет 1,35 млн. руб.

После краткой справки А. Селезнев приступил к основной теме своего отчета – что же уже сделано и что еще надо сделать, чтобы инвесторам легче жилось, а проектировщики в свою очередь не уезжали на заработки за границу, не растягивали умышленно сроки проектирования и не работали налево.

По словам министра, недавно начал действовать новый порядок подготовки и выдачи разрешительной документации. В частности, подготовка разрешительной документации осуществляется комиссиями по выбору размещения земельного участка, создаваемыми исполкомами. Эта работа выполняется по принципу «одного окна». А дальше, как предусматривается уже действующим положением, должны подключаться КУПы (коммунальные унитарные предприятия), которые должны быть созданы при исполкомах и которые должны оформлять всю эту разрешительную документацию, если заказчик не захочет заниматься этим самостоятельно. Правда, с КУПами есть определенные трудности, заметил министр.

В мае Минстройархитектуры совместно с Минэкономики утвердили концепцию о совершенствовании ценообразования в строительстве. «В основе ее заложена идея развития рыночных механизмов ценообразования, аналогично применяемым в европейских странах. Это, прежде всего, расширенное применение укрупненных нормативов стоимости, но при сохранении ключевой регулирующей роли государства», - продолжил А. Селезнев.

Что касается формирования перечня типовых и повторно применяемых проектов, то этот процесс идет тяжело. Потому что не все проектные институты заинтересованы в разработке типовых проектов и представлении индивидуальных проектов для повторного применения. Это для них финансово не выгодно. Поэтому, как заметил министр, вырабатывается сейчас схема, по которой государственная вневедомственная экспертиза поставляла бы сведения о прошедших экспертизу проектах для включения их в перечень для повторного применения.

С 1 января 2008 года введены в действие 20 сборников базовых цен на проектно-изыскательские работы. По новым правилам стоимость проектных работ не привязывается к сметной стоимости строительства. Но для сравнения А. Селезнев сообщил, что в Беларуси стоимость проектных работ при индивидуальном проектировании не превышает 4% стоимости строительства, привязка повторно применяемых – до 1% стоимости.

А. Селезнев также уточнил, что 6,5 % проектной документации, поступающей на экспертизу, в 2007 году подверглись доработке в связи с замечаниями экспертов. Причем, как заметил министр, больше всего недоработок допускают малочисленные проектные организации, проектные группы, бюро, мастерские. Основными причинами разработки некачественных проектов, по мнению А. Селезнева, являются существенный рост объемов проектных работ по отношению к численности проектировщиков, отсутствие лицензионных программ для компьютерного проектирования и т.д.

Еще одна причина - недостаточная предпроектная подготовка объектов к проектированию. Качество проектной документации находится также в прямой зависимости от неопределенности и неконкретности экологических условий, предписаний служб МЧС, санитарного надзора, от неполноты и необоснованности полученных технических условий на проектирование.

В этой связи министерство предлагает перейти на упрощенную схему согласований: при наличии положительного экспертного заключения по обоснованию инвестиций и архитектурному проекту при двухстадийном проектировании вести разработку строительного проекта одновременно со строительством объекта. При этом предлагается, чтобы проектировщик сам передавал на экспертизу проектную документацию. Сегодня проектировщик отдает проект заказчику, заказчик несет его на экспертизу, и если что-то не так, возвращает проектировщику, и процесс повторяется.

Что касается нормативно-технической базы, которая сегодня состоит из полутора тысяч документов, то на сегодня осталось проанализировать и переработать с максимальной гармонизацией действующих норм к европейским и российским стандартам около 300 документов. Эта работа будет завершена до конца года, пообещал министр.

А. Селезнев также рассказал, что при Минстройархитектуры создан межведомственный совет для оперативного решения всех вопросов, возникающих при переработке и разработке нормативно-технических документов. Этим советом совместно с Мингорисполкомом организуется план мероприятий по разработке нормативно-правовых актов в области архитектуры, градостроительства и строительства для города Минска. Создана совместно с МЧС межведомственная постоянная комиссия для совершенствования нормативно-правовых актов в области строительства. Созданы 7 основополагающих технических нормативно-правовых актов, которые максимально учитывают требования европейских и российских стандартов. Это все сделано в этом году, подчеркнул министр.

Кроме этого, в целях снижения затрат, связанных с выполнением противопожарных технических мероприятий, внесены изменения более чем в 25 технических нормативно-правовых акта, что, по словам А. Селезнева, позволило принимать более экономичные проектные решения без снижения уровня безопасности зданий и районов застройки. Приняты также 28 расчетных методик, которые позволяют определить оптимальные варианты компоновки элементов пожарной защиты зданий и сооружений, снизить материалоемкость и финансовые затраты.

Межведомственным советом рассмотрена возможность снижения допустимой нормы обеспечения инсоляции жилых зданий и территорий, а также допустимого уровня шума в общественных зданиях.

После краткого отчета о том, что сделано, министр остановился на проблемах, которые пока не удалось решить. В частности, действующая систем оплаты труда в проектных организациях не способствует сокращению сроков проектирования и увеличению объемов выполненных работ, поскольку сокращение сроков ведет к уменьшению фонда заработной платы труда. Эта система формирования зарплаты проектировщиков трудна для восприятия. Но если не вдаваться в подробности, то выглядит она примерно так. Если работник проектного института берется сделать работу в два раза быстрее нормативного срока (не за 10 месяцев, а за 5), работая внеурочно, то из фонда заработной платы он может получить только половину нормативной зарплаты (то есть то, что по нормативке положено за 5 месяцев). Остальную часть законно заработанных проектировщиком денег институт ему может выплатить только из прибыли. А всю прибыль у институтов забирают в текущем году в инновационный фонд. Поэтому Минстройархитектуры предлагает оставить проектным институтам их прибыль. А она, учитывая объем заказов сегодня, не маленькая. На совещании называлась сумма почти 1,5 млрд. руб. по одному из ведущих проектных институтов, но прозвучало это как-то не четко.

Министерство труда, основываясь на своих расчетах, считает, что в системе оплаты труда проектировщиков вообще нет никакой проблемы: мол, инженер в проектном институте может безболезненно получать до 8,2 млн. рублей в месяц, если проектные институты изменят схему расчета заработной платы. Впрочем, эта информация, озвученная представителем министерства, похоже, не была услышана участниками совещания.

Минстройархитектуры настаивает на том, чтобы прибыль оставили проектным институтам. Тем более что часть ее можно было бы направлять на приобретение программ для проектирования, на строительство общежитий и предоставление жилищных ссуд молодым специалистам. Против этого Премьер-министр не возражал. Лишь предупредил министра, чтобы потом эти институты не пошли по пути ЖД и не стали тратить прибыль на покупку шикарных авто и строительство льготных квартир для начальников.

А вот что касается возврата проектным институтам их зданий, которые перешли в ведение Управления делами Президента, то здесь, судя по реакции С.Сидорского, сложно было определить, он «за» или «против».

В соответствии с указом Президента РБ от 4 января 1996 года №9 об упорядочении и использовании зданий и сооружений передано на баланс Управления делами только по Минстройархитектуры 70 тыс.кв.метров площадей, принадлежавших проектным организациям, сообщил на совещании А. Селезнев. К тому же проектным институтам все время повышают арендную плату фактически за их же помещения. Но хуже то, что им некуда расширяться сегодня.

Николай Корбут, первый заместитель Управляющего делами Президента РБ, сказал, что Управление делами готово непосредственно по каждому зданию обсуждать и принимать решение.

«Так и запишем, - сказал С. Сидорский. - Минстройархитектуры и Управлению делами в сжатые сроки эти вопросы решить. И если нужно - пойти навстречу проектировщикам в вопросах арендной платы».

Правда после того, как тема собственности снова прозвучала в выступлении руководителя проектного института и было сказано про то, что разместившееся по-соседству с проектировщиками казино мешает работать по вечерам, настроение Премьер-министра резко изменилось. Он предложил А. Селезневу взять из инновационного фонда Минстройархитектуры деньги и построить рядом с кольцевой дорогой красивое здание или два здания, переселить туда проектировщиков, а здания проектных институтов можно продать под казино. Это выгодно государству, заметил С. Сидорский. В ответ же на реплику Селезнева, что на это нет денег, глава правительства предложил в банк сходить, в фонд развития сходить – одним словом, работать надо в этом направлении, а не просить что-то вернуть.

Неувязка вышла и с включением проектных институтов в план по преобразованию республиканских и коммунальных унитарных предприятий в ОАО в 2008-2010 годах. В этот план внесены 36 предприятий и организаций, подведомственных Минстройархитектуры. Туда же попали и головные проектные институты «Белгоспроект», «Белпромпроект», «Гипросельстрой» и т.д.

«Декретом Президента № 3 от 30 марта 2008 года предусмотрено акционирование предприятий либо по предложению коллектива предприятия, либо по инициативе Совета Министров с целью финансового оздоровления предприятия. Однако коллективы выше указанных предприятий с такими заявлениями не выступали, в финансовом оздоровлении не нуждаются. Данные проектные организации достаточно устойчивы, платежеспособны, достаточно обеспечены оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности. Указанные проектные организации выполняют проектные работы на объектах, имеющих важное значение для страны и отдельных регионов. Если принять соответствующее решение об их приватизации, то мы можем потерять их управляемость», - заметил А. Селезнев.

В этой связи Минстройархитектуры обратилось к правительству с просьбой исключить вышеназванные институты из соответствующего списка. «Мы найдем, какими организациями их заменить», - сказал министр. После некоторых уточнений по поводу того, кто включил эти институты в указанный перечень и как это могло произойти, С. Сидорский предложил обсудить этот вопрос отдельно.

Надо сказать, что отчет А. Селезнева не понравился Премьер-министру. Он ожидал от министра не отчета о проделанной работе, а доклада о проблемах, о том, как их можно решить и что мешает их устранению. И при этом предложил всем остальным выступающим говорить больше о еще не решенных проблемах. Возможно поэтому дальнейший ход обсуждений больше напоминал собрание, где каждый старался сказать о наболевшем.

Говорилось о проектных институтах-монополистах, к которым «на полусогнутых надо подходить, чтобы проект заказать». Говорилось о том браке, из-за которого заказчикам приходится ломать уже построенные здания, потому что проектировщики забывают запроектировать технический проем для того, чтобы внести оборудование. При этом заказчик несет колоссальные потери, а у проектного института все в порядке, поскольку, заключая с заказчиком договор, почти ни один институт не утруждает себя внести в договор пункт о своей финансовой ответственности за свой же брак.

На совещании было принято решение перейти на ускоренное (4 года) обучение проектировщиков и строителей в высших учебных заведениях и ежегодно увеличивать набор на 30-40 % на строительные и инженерные специальности. Причем было предложено пересмотреть программы обучения: отдельно готовить инженеров для работы на стройке, отдельно – для работы в проектных организациях.

Досталось, можно сказать, творческим мастерским и частным проектным организациям. По мнению руководителей проектных институтов, пора эти конторы вывести на чистую воду. В свое время они, мол, большую роль сыграли – не дали растеряться архитектурным кадрам. Но сегодня, за исключением некоторых, творческие мастерские занимаются исключительно эскизным проектированием и «крышеванием» работников проектных институтов, которые делают в рабочее время халтуры. По словам одного из директоров проектного института, надо дать каждой такой частной конторе по госзаказу, чтобы им жизнь малиной не казалась.

Правда, к этой идее С. Сидорский отнесся с некоторым недоверием. «По поводу госзаказов частным проектным организация надо продумать все спокойно», - сказал Премьер-министр. При этом заметил, что при обдумывании этого вопроса не следует забывать о том, что Москва, Санкт- Петербург и другие крупные города России с удовольствием примут всех наших хороших проектировщиков. «И они заберут их», - недвусмысленно подчеркнул С. Сидорский.

Совещание длилось около 4 часов. И написать обо всем, что было позволено услышать журналистам, не представляется возможным. Но вывод ясен: в проектном деле готовится своего рода революция. И если она пройдет успешно, то после нее в Беларуси как грибы начнут расти гостиницы, бизнес-центры, торговые комплексы и целые жилые кварталы, запроектированные зарубежными архитекторами и построенные строителями-иностранцами за деньги крупных иностранных компаний.

Марина СИРОТКО

15.09.2008

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 2, за месяц 37

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 37/2008