Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

В новых правилах льготного кредитования точку ставить рано

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » В новых правилах льготного кредитования точку ставить рано

Президент потребовал от правительства четкой концепции по кредитованию жилищного строительства и пообещал, что начатые строительством дома замораживаться не будут. В правительстве говорят о том, что на жилых новостройках, которые не охвачены в нынешнем году льготными кредитами, строительные работы будут приостановлены, а людям, желающим построить жилье, предлагают годик подождать, пока ставки по кредитам снизятся. Но в целом власти близки к тому, чтобы приступить к поиску дополнительных льготных ресурсов для кредитования тех граждан, которые, благодаря Указу №13, оказались в сложном финансовом положении.

Указ №13, принятый и без того не в самый простой для экономики страны и населения период, заставил нервничать не только обладателей права на получение льготных кредитов, в том числе и потенциальных, но также и чиновников различных рангов. Потому что недовольных Указом оказалось намного больше, чем ожидали авторы законодательного акта. Хотя, справедливости ради, следует отметить, что Указ этот нужный, жаль только, что принят поздновато. Появись он тремя годами раньше, он бы не оказал такого шокового воздействия на население.

Больное место – деньги

Сегодня в жилищном строительстве вырисовываются две основные проблемы – финансовая и правовая.

Суть первой состоит в огромном дефиците ресурсов, необходимых для того, чтобы достроить жилые дома, которые уже возводятся, и рассчитаться со стройкомплексом за прошлогодний объем работ на жилых объектах, возводимых с господдержкой.

9 февраля премьер-министр Михаил Мясникович докладывал президенту о том, что кредитование новостроек в рамках программы жилищного строительства идет по графику в утвержденных объемах. Что в январе на жилье и инфраструктуру направлено 488 млрд руб. Что «облисполкомы и Минский горисполком максимум до 20 февраля уточнят списки граждан, имеющих право на поддержку государства по критериям, определенным Указом №13». И что «все заключенные на момент принятия Указа кредитные договоры будут исполнены на ранее действующих условиях».

Между тем, из информации, прозвучавшей 4 февраля на итоговой коллегии Минстройархитектуры, следует, что почти все январские деньги были использованы на оплату прошлогодних долгов перед подрядными организациями и производителями стройматериалов. А текущую потребность в финансировании жилых новостроек облисполкомы и Мингорисполком решили закрыть средствами из инновационных фондов. И, судя по складывающейся ситуации, к этому источнику власти будут прибегать еще не раз в нынешнем году. Благо целевое назначение инновационных фондов почти не имеет ограничений.

Ведь на текущий год на жилищное строительство запланировано только 7,5 трлн. руб. льготных кредитов. Эти деньги должны быть направлены на финансирование определенного количества жилья и инфраструктуры. Постановлением правительства утверждены графики финансирования: когда, в какой регион и сколько должно быть выделено денег на строительство жилья с господдержкой.

Более того, М. Мясникович поручил постановлением правительства утвердить перечень многоквартирных домов и объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, которые в текущем году должны строиться за льготные кредиты. Правда, облисполкомы и Мингорисполком поначалу не поддержали это предложение, поскольку, по их мнению, жесткая привязка домов к конкретным объемам финансирования только усложнит работу по выполнению программы жилищного строительства. Правительство учло эти доводы и в проекте постановления предусмотрело право исполкомов перераспределять средства в установленных объемах между объектами перечня без согласования с правительством.

Но облисполкомы и Мингорисполком снова не поддержали проект. Министр архитектуры и строительства Анатолий Ничкасов, выступая 4 февраля на заседании коллегии, назвал позицию исполкомов саботажем. Он объяснил, что такой перечень нужен для того, чтобы было видно, куда и сколько пошло денег, чтобы можно было исключить нецелевое использование жестко ограниченных льготных ресурсов. Но эти аргументы только раззадорили присутствовавших на коллегии представителей исполкома.

Заместитель председателя Мингорисполкома Сергей Радоман привел даже конкретный пример: дескать, есть поручение Президента Беларуси построить в центре Минска три многоквартирных дома для многодетных семей. Эти дома уже проектируются, но за какие деньги их строить, неясно, потому что они не включены в перечень льготно кредитуемых домов.

«Какие новые объекты?» – возмутился присутствовавший на заседании коллегии вице-премьер Анатолий Калинин. Он сказал, что сумма 7,5 трлн. руб. льготных кредитов уже распределена между объектами, и перечень этих объектов никто не имеет права дополнять новыми объектами, во всяком случае, до середины года. «А то, что вы забыли про 3 дома для многодетных, – это уже ваши проблемы. Но не надо здесь баламутить ситуацию», – резюмировал вице-премьер, обращаясь к заместителю председателя Мингорисполкома.

Кредиты привязали к объектам и срокам

Через несколько дней после упомянутой дискуссии перечень льготно-кредитуемых объектов все-таки был утвержден постановлением правительства. Причем, принят первый, более жесткий вариант проекта постановления, без права перераспределять средства между объектами без согласования с правительством, сообщил 9 февраля на пресс-конференции С. Радоман. То есть, утвердив жесткий вариант, правительство тем самым как бы продемонстрировало местным властям: не хотите по-хорошему – будет по-плохому.

Но в итоге может получиться (и к тому есть предпосылки уже сегодня), что местные власти окажутся правы. Потому что, кроме попавших в перечень льготно кредитуемых, в подвешенном состоянии оказалось большое количество домов, строительство которых уже начато, но они вычеркнуты из списка льготно кредитуемых в текущем году. И с этими «осиротевшими» новостройками придется что-то делать. Не замораживать же их, хотя сегодня вопрос ставится именно так.

Например, в Минской области под финансирование с централизованной льготной кредитной поддержкой подпадает 212 жилищно-строительных кооперативов, из которых 120 планируется ввести в 2012-м, 92 – в 2013 году. Есть еще 27 кооперативов, которые вообще не вошли в этот перечень объектов. Эту информацию привел 10 февраля на заседании Миноблисполкома его председатель Борис Батура.

Если учесть, что средний 9-12-этажный панельный дом строится в среднем за 8-9 месяцев, то несложно предположить, что реально строиться в текущем году в Минской области будут только 120 многоквартирных домов. Остальные (примерно столько же) – в следующем. В масштабах страны получаем, чисто предположительно, около 500 многоквартирных домов, которые не будут охвачены господдержкой в нынешнем году.

«Кооперативы, сформированные до 1 апреля 2011 года, будем финансировать, которые зарегистрированы позже – нет. Те граждане, которые все же хотят сформировать ЖСПК, должны знать, что финансироваться по льготным кредитам не будут. Они могут рассчитывать только на свои средства и привлечение кредитов по действующей ставке рефинансирования», – заявил 10 февраля на заседании Миноблисполкома Б. Батура. Следовательно, появления новых жилых новостроек в текущем году можно не ожидать.

В итоге сокращение в этом году объемов финансирования и, как следствие, объемов жилищного строительства в 2 раза по отношению к имеющимся мощностям оставляет половину подрядных организаций и домостроительных комбинатов без работы. А это в условиях инфляции и административного сдерживания стоимости квадратного метра жилья порождает среди работников строительного сектора недовольство, что выливается в отток кадров и даже в протестные действия, о которых упоминал на коллегии А. Калинин.

Списки пока уточняются

Возможно, все эти финансовые неурядицы удалось бы как-то преодолеть, не вызывая недовольства населения, если бы на них не наложилась другая проблема – правовая, вызванная принятием Указа №13. Указ, по сути, в одночасье разрушил ту стройную систему господдержки, которая формировалась и совершенствовалась годами, начиная с середины 90-х прошлого столетия, а взамен предложил более сложную, менее справедливую и во многом довольно противоречивую систему.

«Через месяц в правительстве должны быть утрясены все вопросы: ЖСК, многодетных семей, военных. И должна быть выстроена четкая, понятная концепция, кого берем на льготную очередь и помогаем льготными кредитами, кому выдаем социальное жилье. После 8 марта вы приходите и докладываете мне полную, ясную картину без всякой каши. Мы должны дать обществу четкий ответ, как будем действовать в этом и в последующие годы», – поручил правительству Александр Лукашенко на совещании 9 февраля. И Президент нисколько не преувеличивает, называя «кашей» информацию, которую ему доносят чиновники о том, как реализуется Указ №13.

Из всей этой информационной каши понятно одно: люди недовольны. Почему?

Указ Президента затронул интересы примерно полутора сотен тысяч семей, которые на момент принятия Указа решениями исполкомов были включены в списки реальных претендентов на получение льготных кредитов. Причем, все эти семьи заключили договоры на строительство жилого помещения (в составе ЖСПК или путем долевого строительства). И все они (или почти все) внесли на строительство часть своих денег.

Всю эту массу льготников можно разделить на тех, кто до января 2012 года заключил кредитный договор с банком (список №1), и кто не успел заключить кредитного договора (список №2).

Со списком №2 все достаточно понятно. В нем две категории очередников. Граждане, которые по условиям Указа №13 имеют право на получение льготного кредита, смогут заключить кредитные договоры, но на новых условиях. А те граждане, которые по Указу №13 не имеют права на льготный кредит, из списка будут вычеркнуты по решению местного исполкома после завершения сверки. И недовольны они тем, что, лишившись права на льготный кредит, они не смогут продолжить строительство жилья по уже заключенному договору, если не найдут других источников финансирования.

Гораздо сложнее разобраться со списком №1. В нем есть граждане, которые к моменту принятия Указа начали получать льготные кредиты, и есть те, кто таковых еще не получал. На них разные нормы Указа действуют по-разному, что поначалу вызвало серьезную путаницу. Теперь вроде бы разобрались, но чиновники по-прежнему грешат нечеткостью толкования, что вносит путаницу в сознание людей. Например, М. Мясникович в докладе Президенту сказал, что «все заключенные на момент принятия Указа кредитные договоры будут исполнены на ранее действующих условиях». Но это не совсем так.

С. Радоман, говоря на пресс-конференции 9 февраля об этой категории граждан, указал на очень важный нюанс: «Те, кто заключил с банком договор на получение кредита и, согласно новым условиям, имеет право на получение льготного кредита, получат кредит на прежних условиях, и кредитные линии им будут увеличены в связи с ростом стоимости квадратного метра. А заключившие кредитные договоры и не попавшие в категории льготников получат кредит в пределах открытых кредитных линий».

Таким образом, появляется еще одна группа недовольных, которым суммы кредитов не будут увеличены в связи с ростом стоимости квадратного метра жилья. Им придется где-то изыскивать дополнительные средства для оплаты строящегося жилья или выходить из строительства, неся существенные финансовые потери.

По словам С. Радомана, проблема возникла еще с теми гражданами, которые более 10 лет проживают в общежитии либо снимают жилье по договору найма или поднайма. «Им введено условие: они не должны иметь в собственности жилые помещения на территории всей республики. Так что комитету предстоит собрать у этих граждан справки о наличии либо отсутствии жилья. Если жилья нет, то они получат льготные кредиты, а кредитные линии им будут увеличены в связи с ростом стоимости квадратного метра», – пояснил на пресс-конференции заместитель председателя Мингорисполкома.

Отсюда возникает другая группа недовольных, потому что жилье жилью – рознь: у одних в собственности есть покосившийся домик в деревне, у других – особняк в пригороде, у третьих – квартира в другом городе.

И еще одна группа недовольных: те, кто, попав в список льготно кредитуемых по новым условиям, не сможет получить льготные кредиты в текущем году. Потому что льготные кредиты, как было уже сказано, расписаны по конкретным объектам, в основном имеющим максимальную степень готовности.

«Возможно, годик надо подождать»

Сейчас созданы рабочие группы, которым поручено выявить, кто оказался ущемлен в результате вступления в силу Указа №13. В марте вопросы будут рассмотрены на президиуме, затем строители доложат ситуацию Президенту. Об этом заявил 14 февраля на пресс-конференции заместитель премьер-министра А. Калинин.

Пресс-конференцию 14 февраля, в которой приняли участие кроме А. Калинина также министр архитектуры и строительства Анатолий Ничкасов, представители Мингорисполкома и аппарата Совмина, можно считать промежуточным итогом многочисленных обсуждений и комментариев последствий Указа, прозвучавших на различных уровнях за месяц с момента подписания документа.

По словам А. Калинина, предприимчивые граждане за 5 лет умудрялись построить с государственной поддержкой более чем одну квартиру. Строительство жилья с господдержкой стало бизнесом. В результате темпы строительства год за годом росли, а очередь не уменьшалась. Примерно так попытался объяснить вице-премьер необходимость принятия столь жесткого Указа.

И действительно, особенно в последние 5 лет, только ленивые не попытались построить себе квартиру за льготные кредиты. Причем кредиты доставались не малоимущим, а чаще всего тем, кто и без господдержки способен улучшить свои жилищные условия. Хотя, с другой стороны, зачем малоимущему жилье в собственность, если он его не может содержать?

Так или иначе, но негативной практике льготного кредитования с принятием Указа №13 пришел конец, сказал вице-премьер. При этом Калинин признал, что в Указе нельзя прописать и предусмотреть все жизненные ситуации: «Есть вопросы, которые еще надо отрегулировать. Могут потребоваться и дополнительные средства на льготное кредитование».

Интересно, что нечто похожее сказал 9 февраля Президент, когда давал задание правительству готовить концепцию по жилищному кредитованию: «Там, где начали строить, там будем строить. Недостроев быть не должно. И на это должны быть направлены все средства. Главное направление и критерий – помочь человеку».

Эти два высказывания наводят на мысль, что на уровне правительства, а, возможно, и Президента, уже обсуждается вопрос о возможности увеличения объема льготного кредитования в текущем году. И хотя источники пока не определены, не трудно предположить, что для такой благой цели может быть включен на какое-то время и печатный станок. Тем более, что так уже было не раз за последние 15 лет. Впрочем, это всего лишь догадки, хотя и небезосновательные.

Пока же в планах на текущий год – 4,2 млн. кв.м жилья, которые надо сдать в Беларуси, и 1 млн. кв.м – за пределами страны. Для очередников, претендующих на господдержку, будет построено внутри страны 2,6 млн. кв.м. Остальным гражданам, которым не достанется льготных кредитов, придется рассчитывать, в основном, на собственные средства или кредиты, привлеченные на новых условиях. Вице-премьер признал, что пока ставки по кредитам высоки, поэтому гражданам, желающим строиться, следует, наверное, «годик подождать», пока ставки снизятся.

Что касается домов, которые начаты строительством, но которые не будут охвачены в текущем году льготными кредитами, то они достраиваться пока не будут. Если только заказчики этих домов не изыщут где-то средства и не продолжат строительные работы пока без льготных кредитов, пояснил министр Анатолий Ничкасов.

У Президента, как следует из вышеприведенной цитаты, на этот счет несколько иное мнение: начатые дома надо достраивать, а не замораживать.

Военных льготников станет меньше

Кстати, Глава государства на совещании 9 февраля, давая задание правительству разобраться с льготниками, заявил, что нужно, в первую очередь, помогать многодетным семьям и военным.

Но оказывается, что в приоритет попадут не все военные. Как сообщил на пресс-конференции 14 февраля А. Калинин, Указ №13 предусматривает внести изменения в действующий Указ, определяющий условия льготного кредитования для военнослужащих. По словам вице-премьера, уже разрабатывается Министерством обороны проект соответствующего Указа, в котором предлагается оставить особые условия льготного кредитования только для военнослужащих, которые служат. Что касается ушедших в отставку, на пенсию, то на них будут распространяться нормы Указа №13. Но это пока проект, подчеркнул А. Калинин.

Отвечая на вопросы журналистов, касающиеся конкретных ситуаций, в которые попали люди, А. Калинин не исключил, что в отношении некоторых категорий очередников может быть сделано послабление. То есть может быть принят еще один законодательный акт, который вернет право на получение льготных кредитов тем, кто его потерял в связи с принятием Указа №13.

Итак, чего же следует ждать, на что надеяться и к чему готовиться тем, кто оказался недоволен новыми правилами предоставления льготных кредитов?

Первое – это то, что сумма льготных кредитов, запланированная на текущий год, может быть увеличена, а список получателей льготного кредита расширен. Второе – может быть расширен список лиц, имеющих право на льготный кредит. Третье – в результате проверок, которые сегодня проходят, некоторые граждане рискуют потерять право на льготный кредит, даже если успели в прошлом году заключить кредитный договор. О случаях, когда в ходе сверки списков оказалось, что льготники были вовсе не льготниками, тоже говорилось на пресс-конференции 14 февраля.

Марина СИРОТКО

20.02.2012

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 9, за месяц 36

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 7/2012