Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Сколько нужно кранов, чтобы строить 2 млн. квадратных метров жилья

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » Сколько нужно кранов, чтобы строить 2 млн. квадратных метров жилья

Одним из наглядных показателей уровня развития рынка строительных услуг и как следствие - первичного рынка недвижимости является то, насколько эффективно или неэффективно используются при возведении объектов строительные машины и механизмы.

В качестве примера возьмем 10-этажный панельный ёодноподъездный жилой дом на 40 квартир, который строится рядом с пересечением улиц Волгоградская и Кнорина в Минске. Коробка дома смонтирована фактически за один месяц с помощью единственного башенного крана немногочисленной бригадой монтажников. Такие темпы строительства позволяют предположить, что один башенный кран может смонтировать за год (при условии, что тридцать дней в году он не будет работать вообще) около 30-35 тыс.кв.метров панельного жилья. И это минимум, потому что тот же кран на Волгоградской мог бы монтировать одновременно две десятиэтажные «коробки» по 40 квартир, если бы они строились рядом, или двухподъездный дом на 80 квартир. Времени на монтаж и в первом, и во втором случае ушло бы столько же, сколько занял монтаж 40-квартирного «столбика». Но понадобилась бы еще одна бригада монтажников и, возможно, еще один панелевоз.

В настоящее время на стройках столицы работает 86 башенных кранов. Если предположить, что только 35 из них заняты на монтаже крупнопанельных домов-столбиков, то за год с их помощью можно было бы монтировать минимум 1 млн.кв.метров панельного жилья.

Но далеко не все краны работают даже с такой нагрузкой, как кран на Волгоградской. Вот уже третий, а возможно, и четвертый год башенный кран стоит возле Минского часового завода со стороны бульвара Толбухина. Достраивается долгострой. Согласно предпоследнему проекту из него должен был получиться институт. Теперь он позиционируется как офисное здание. И судя по движениям на этой стройке, возраст долгостроя скоро перевалит далеко за 20.

Каркасно-монолитный многоквартирный жилой дом, который строится тоже по соседству с часовым заводом и выходит главным фасадом на проспект Независимости, тоже можно назвать долгостроем. Коробка здания возводится уже около трех лет, хотя аналогичные объекты при благоприятном стечении обстоятельств возводятся самое большое за полгода. Башенный кран, обслуживающий данный объект, тоже стоял без работы длительное время (правда, в последнее время работы на объекте ведутся достаточно активно).

И примеров тому, как по-разному используется на стройках техника, можно приводить очень много. Все это говорит лишь о том, что проблема медленного строительства многих объектов - не в недостатке тех же башенных кранов и прочих строительных мощностей, а в неэффективном их использовании.

А обратиться к этой теме автора публикации подтолкнуло недавнее информационное сообщение агентства БЕЛТА. В нем говорилось о том, что производственное объединение «Минскстрой» в текущем году закупило 14 башенных кранов и до конца текущего года планирует приобрести еще 4. В 2006 году было приобретено 6 кранов и в 2007 году 7. Итого получится 31 новенький башенный кран. Так вот если три десятка только что купленных кранов будут работать хотя бы с такой эффективностью, как кран на ул. Волгоградской, то с их помощью в следующем году можно смонтировать минимум 900 тыс.кв.метров жилья. Но если эта техника будет простаивать периодически, то даже такой объем выполнить, конечно же, не удастся.

Понятно и то, что чем больше времени башенные краны пробудут на стройплощадках при возведении тех же 900 тыс.кв.метров жилья, тем дороже на выходе окажется себестоимость монтажных работ.

В той же информации БЕЛТА со ссылкой на заместителя генерального директора ГПО "Минскстрой» Евгения Вовну прозвучало, что городу требуется еще 40-45 башенных кранов, кроме 86 которые сегодня работают на стройках Минска. Потому что износ действующего парка кранов составляет сегодня около 90%. Не будем пытаться понять, как износ 86 кранов, из которых 27 совершенно новые, составляет 90%. Остановимся на том, что при таком износе краны вообще не должны допускаться к работе на стройках.

В информации БЕЛТА также сообщалось, что на закупку башенных кранов из инновационных фондов Минстройархитектуры и Мингорисполкома, собственных средств объединения "Минскстрой" было направлено более Br12,2 млрд., или около 5,7 млн.долл.США. Деньги, как видим, не малые, а значит, объединение должно стремиться к тому, чтобы как можно быстрее окупить вложенные средства. Окупаемость в свою очередь зависит от эффективности использования тех же кранов. А эффективность использования техники напрямую зависит от организации строительного процесса, от последовательности и интенсивности освоения территорий.

Так, при возведении точечных объектов эффективность использования техники меньше, чем когда речь идет о комплексной застройке территории. Соответственно, можно говорить о том, что себестоимость монтажа точечных объектов будет выше, чем комплекса домов. Очевидно и то, что возведение одноподъездного дома обходится дороже, чем многоподъездного, если судить по затратам, приходящимся на 1 кв.метр квартир. Этажность тоже имеет значение.

Но все эти моменты учитываются и начинают играть важную роль при формировании себестоимости объекта лишь в условиях конкуренции на рынке строительных услуг. Сегодня этой конкуренции нет, и появится она не скоро ввиду того, что доступ на рынок жилищного строительства ограничен. Например, на столичный рынок строительных услуг проблематично попасть не только иностранной, но даже региональной строительной организации (равно как и проектной – на рынок проектных услуг). И какими бы ни были создаваемые барьеры, они сдерживают развитие конкуренции и способствуют монополизации рынка. Эти барьеры не стимулируют местных подрядчиков работать качественнее и быстрее. Отсюда и несоразмерно высокая стоимость строительства.

Примерно та же ситуация на рынке проектных услуг. Проектировщиков не хватает, конкуренция отсутствует. Иными словами, сегодня выгодно проектировать и строить объекты с высокой, можно сказать, раздутой сметной стоимостью. И как следствие, нет необходимости строить экономичные объекты, использовать при строительстве экономичные технологии.

Все это в свою очередь говорит о неразвитости строительного рынка. И пока на нем будут хозяйничать дефицит и монополия, никто (за очень редким исключением) не будет заниматься поиском экономичных планировочных решений и технологий, минимизацией затрат на возведение объектов, оптимизацией строительного процесса. А башенные краны месяцами, если не годами, простаивающие на почти безлюдных стройках, – лишь маленькое подтверждение того, что конкуренция на столичные стройки еще не пришла и придет не скоро.

Поэтому главным способом воздействия на участников строительного процесса был и остается административный ресурс. Надо увеличить, например, объемы жилищного строительства – довели до всех обязательное задание; надо притормозить ввод объектов, чтобы в следующем году не оказаться в минусах – кому-то затормозили выдачу разрешительной документации, а кому-то приемку уже построенного дома отодвинули на пару месяцев.

В нынешнем и в последующие годы в Минске придется активно наращивать объемы жилищного строительства, чтобы довести до 2 млн.кв.метров в год. Поэтому минские власти намерены ужесточить ответственность в отношении строительных организаций, которые возводят жилые дома с превышением нормативного срока. Об этом, в частности, заявил председатель комитета строительства и инвестиций Мингорисполкома Андрей Ясюченя на заседании Мингорисполкома, где подводились итоги выполнения задания по жилищному строительству за январь-сентябрь текущего года.

За девять месяцев в столице должно было быть построено не менее 75% жилья от годового задания (921,8 тыс.кв.м общей площади домов), однако фактически введено 803 тыс.кв.метров, что составило 87% плана января-сентября. "Несмотря на принимаемые меры, задание не выполнено - в столице не введено 12 многоквартирных жилых домов", - констатировал А. Ясюченя. По его словам, застройщики в городе делятся на две группы - коммунальной и с долей коммунальной собственности, а также частной формы собственности. Так вот оказывается, что организации-застройщики коммунальной собственности за девять месяцев построили 443,8 тыс.кв.метров жилья, или 90-95% от задания, а коммерческие предприятия - 281,5 тыс.кв.метров, или 65-70%.

На заседании горисполкома было решено за сверхнормативное строительство взимать с организаций-застройщиков платежи за землю в 10-кратном размере. Заметим, что в преддверии наступления мирового финансового кризиса это весьма «своевременная» мера воздействия на застройщиков.

Еще одной мерой, которая должна, по разумению чиновников, повысить эффективность работы отрасли, станет введение сертификации. Столичные власти намерены обратиться в Минстройархитектуры с предложением ввести систему сертификации организаций-застройщиков, которые занимаются строительством жилья для дальнейшей реализации либо с привлечением денежных средств по договорам создания объектов долевого строительства. В настоящее время никаких документов, позволяющих выполнять функции заказчиков в строительстве, не требуется. Кроме того, предлагается изымать земельные участки у тех организаций-застройщиков, которые в течение 6 месяцев после их получения не приступили к освоению.

К чему приведут такие меры? Явно не к увеличению числа застройщиков и не к увеличению предложения на рынке долевого строительства жилья. То есть вместо того, чтобы стимулировать появление конкуренции в секторе жилищного строительства, власти стимулируют монополизацию этого сектора и тем самым сдерживают его развитие. Порой кажется, что это делается умышленно, чтобы поддерживать существующий дефицит жилья.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ

17.11.2008

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 3, за месяц 36

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 46/2008