Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Риэлтерские услуги: одних - убрать, других - приручить

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » Риэлтерские услуги: одних - убрать, других - приручить

Текущий год для многих субъектов рынка риэлтерских услуг может стать годом "сюрпризов". Кроме введения повышенной арендной платы для риэлтеров-арендаторов, грядет серия обширных проверок деятельности агентств, в ходе которых проверяющие намерены опросить и клиентов - продавцов и покупателей. Но все эти намерения властей навести порядок в риэлтерском бизнесе больше походят на очередную попытку перераспределить денежные потоки.

Как известно, в прошлом году указом президента были введены новые правила определения платы за аренду помещений, находящихся в госсобственности и арендуемых риэлтерами. Деятельность последних была отнесена к высокорентабельным видам услуг. В отношении их арендная плата должна определяться с использованием повышающих коэффициентов - от 1,5 до 20.

Примерно в это же время Минжилкомхоз издает приказ о создании сети

риэлтерских бюро при БРТИ. И в этом же документе было указание БРТИ расторгнуть договоры с агентствами недвижимости (правда, через пару месяцев этот пункт был отменен другим приказом).

Комментируя указ президента и приказ Минжилкомхоза, в газете “НБ” в одной из публикаций высказывалось предположение, что принятие новых правил стало не чем иным, как попыткой расчистить рынок риэлтерских услуг для будущих государственных риэлтеров, за идею создания которых активно выступило Министерство ЖКХ в лице Республиканского центра учета и регистрации недвижимости (РЦУН).

Сегодня это предположение фактически подтверждается. Правда с момента принятия вышеуказанных документов произошли кое-какие события, несколько подпортившие осуществлению глобальных планов. Недавно корреспонденту "НБ" стало известно о том, что Госконтролем была проведена проверка РЦУН, в ходе которой выявлены серьезные недостатки в деятельности центра. Правда, какие будут сделаны из этого выводы, пока не ясно. Но можно лишь предположить, что именно эти результаты стали главной причиной того, что президент в конце прошлого года делегировал полномочия по созданию единого органа регистрации прав на недвижимое имущество не Минжилкомхозу в лице РЦУН, как ожидалось ранее, а Комзему при Совмине. Результаты проверки Госконтроля, как нам кажется, наложили отпечаток и на установление повышающих коэффициентов в отношении риэлтеров-арендаторов. Определить конкретные размеры этих коэффициентов должна была Республиканская комиссия по упорядочению использования административных зданий, сооружений, производственных площадей и других объектов государственной собственности. Однако в конце января комиссия принимает решение о том, чтобы передать право установления размеров коэффициентов областным и Минскому городскому Советам депутатов и исполкомам. Похоже, члены Республиканской комиссии просто не смогли придти к общему знаменателю, так как позиция рьяных сторонников принятия повышающих коэффициентов несколько пошатнулась после проверки Госконтроля, и они не смогли отстоять свою позицию. К тому же Министерство экономики направило в комиссию предложение о необходимости пересмотреть вопрос об отнесении риэлтерских услуг к высокорентабельным.

Позиция министерства основывается на информации об основных показателях предпринимательской деятельности, которую оно ежеквартально получает от агентств недвижимости и риэлтеров-предпринимателей. В обосновании Минэкономики, в частности, говорится, что затраты на оплату арендуемых помещений составляют значительную часть от выручки агентств недвижимости (21, 31, 34 процента) и предлагаемое увеличение арендной платы (с повышающим коэффициентом более 1,5) может привести к банкротству агентств недвижимости, а тем более индивидуальных предпринимателей. Наибольшую тревогу у Минэкономики данное увеличение арендной платы вызывает при вхождении в рынок недвижимости вновь образованных агентств недвижимости, получивших в 2002 году лицензии на оказание риэлтерских услуг. (Таковых 24 процента от общего числа получивших лицензию). Они только начинают нарабатывать оборотные средства для осуществления своей предпринимательской деятельности. Агентства недвижимости создают рабочие места, что способствует увеличению занятости населения. Увеличение арендной платы ведет к снижению доходов нанимаемых работников, - справедливо отмечают в Минэкономики.

Здесь можно добавить, что государство в создание этих рабочих мест не вкладывает ни копейки. К тому же основная часть работников агентств недвижимости - это молодежь и женщины старше 40 лет с высшим образованием (инженеры, учителя, экономисты, юристы). И очень "мило" со стороны властей лишать их возможности зарабатывать себе на жизнь.

Чего могут стоить, например, намерения контролирующих органов приступить к проведению обширных проверок деятельности агентств недвижимости, в ходе которых планируется опрашивать клиентов этих агентств. И не известно еще, что больше будет интересовать проверяющих – личность опрашиваемого клиента или деятельность агентства, через которое он купил квартиру. Здесь уместно провести аналогию.

Когда в прошлом году проверяли деятельность "Забудовы", то в конечном итоге пострадали застройщики, поскольку им пришлось держать отчет, откуда они взяли доллары, чтобы построить коттеджи. Не исключено, что и покупателям квартир тоже предложат пооткровенничать на предмет: сколько, в каких банкнотах и кому было уплачено. А параллельно предложат рассказать, откуда взялись эти денежки.

Вряд ли после таких мероприятий, о которых, конечно же, сообщат в СМИ, у потенциальных покупателей возникнет желание заключать официальный договор на оказание риэлтерских услуг. Да и агентства, во всяком случае те, которые уцелеют после чистки и повышения арендных платежей, тоже начнут действовать более осторожно.

О таком ли будущем для рынка риэлтерских услуг мечтают сторонники

риэлтерских “реформ”? Похоже, что да. Своими действиями они все глубже и глубже загоняют ту же риэлтерскую деятельность в тень и вряд ли этого не понимают. Впрочем, они могут и возразить, “мы, мол, сегодня создаем государственные риэлтерские бюро. Они будут обслуживать наших граждан и при этом, в отличие от риэлтеров-частников, не будут скрывать свои реальные доходы”. Все это просто гениально. Но тогда, может быть, следует приставить к каждому государственному риэлтеру по "шпику"? А как же еще можно будет защитить госриэлтера от соблазна провернуть парочку “левых” сделок? Но, может, именно на этом и собираются построить свой будущий бизнес авторы своеобразного "реформирования" рынка риэлтерских услуг. И если это действительно так, в чем сомнений почти не остается, то все становится понятно. Выходит, что вся эта кутерьма с повышающими коэффициентами, риэлтерскими бюро при БРТИ и проверками с пристрастием нужна лишь для того, чтобы перераспределить финансовые потоки и направить их туда, куда нужно. Ну что же, разумно. Но если все-таки сторонники “реформ” имеют благие цели, то им следовало бы действовать более разумно.

Никто не против создания государственных риэлтерских структур – пусть они будут, потому что население должно иметь право выбора. Но в таком случае нужно предоставить всем субъектам риэлтерского рынка одинаковые условия - и частникам, и госструктурам. Тогда будет здоровая конкуренция и каждый будет стремиться работать лучше. А для того чтобы те же риэлтеры не скрывали своих доходов, что, по мнению властей, имеет сегодня место, было бы более разумно ввести единый налог. Причем он должен быть дифференцированный – в зависимости от развитости рынка недвижимости: в Минске – чуть больше, в регионах поменьше. Есть и другие, вполне цивилизованные способы легализации денежных потоков, вращающихся на рынке недвижимости. В Швеции, например, гражданин, продающий квартиру, платит подоходный налог не со всей суммы сделки. Налог берется с разницы между ценой продажи квартиры и суммой, которую продавец заплатил при приобретении (строительстве или покупке) этой же квартиры . Это правило вынуждает покупателей указывать максимальную (то есть реальную) сумму сделки.

Кроме того, давно назрела необходимость ликвидировать институт прописки, который является чуть ли ни основной причиной существования теневых процессов на вторичном рынке жилья, в том числе и в сфере риэлтерских услуг. Беларусь на сегодня фактически единственное государство, в котором человек не может реализовать свои права на свободное передвижение и свободный выбор места работы.

Есть и другие проблемы, требующие решения, которые власти почему-то все время обходят стороной. Но те меры, которые сегодня предпринимаются, носят чисто фискальный характер. И если они и дают какую-то отдачу, то эта отдача одномоментная, а размеры ее несоизмеримы с огромными потерями в будущем. Плодоносящему дереву нужны условия и специальный уход. Только тогда с него можно будет долго снимать хороший урожай.

Справка: На 1 декабря 2002 года всего выдано 214 лицензий, в том числе 140 - юридическим лицам и 74 - индивидуальным предпринимателям.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ

24.02.2003

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 5, за месяц 38

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 8/2003