Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Коммуналка - для потребителя

С 16 февраля текущего года вступило в силу Постановление Совета Министров Республики Беларусь №99 от 27 января 2009 года «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг», что позволит в полной мере приступить к реализации соответствующего Закона.

Постановлением Совета Министров утверждены четыре положения: о проведении независимой проверки качества жилищно-коммунальных услуг, о порядке определения границ обслуживаемой исполнителями территории, о правилах пересчета платы за услуги, которые не были выполнены или выполнены некачественно и о заключении договоров на проведение капремонта жилых домов. Утверждены также перечни основных жилищно-коммунальных услуг и оказываемых на конкурсной основе и типовые договоры на оказание жилищно-коммунальных услуг, в том числе по капремонту, техобслуживанию, вывозу твердых бытовых отходов и пользованию лифтом, по водоснабжению и водоотведению для многоквартирных, индивидуальных и блокированных жилых домов.

Кроме этого документом вносятся изменения и дополнения в ряд ранее принятых и сохраняющих свою силу положений, регулирующих отношения в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг. Например, в действующих типовых договорах найма жилого помещения государственного жилищного фонда и жилого помещения социального пользования плата за техобслуживание и коммунальные услуги, а также отчисления на капремонт заменяются платой за жилищно-коммунальные услуги.

Теперь о каждом документе подробнее.

Независимая экспертиза

Положение о порядке проведения независимой проверки (экспертизы) качества жилищно-коммунальных услуг (факта неоказания жилищно-коммунальных услуг) не распространяется на отношения по проведению судебных экспертиз.

По закону потребитель жилищно-коммунальных услуг имеет право подать заявление о независимой проверке (экспертизе) качества оказанных жилищно-коммунальных услуг. Независимая проверка (экспертиза) проводится комиссией, созданной местным органом власти. Кроме его представителя в состав этой комиссии входят также представители аккредитованных испытательных лабораторий (центров) и других организаций, кроме представителей исполнителя жилищно-коммунальной услуги.

Расходы на проведение независимой проверки (экспертизы), в том числе связанные с проведением специальных исследований (экспертиз, анализов), оплачиваются потребителями в пятидневный срок со дня получения соответствующих документов на оплату. При этом независимая проверка (экспертиза) проводится только после проверки качества жилищно-коммунальной услуги самим исполнителем этой услуги.

Границы обслуживания

Положение о порядке определения границ обслуживаемой исполнителями территории устанавливает правила определения границ обслуживаемой исполнителями территории, которые осуществляют эксплуатацию жилищного фонда при техническом обслуживании многоквартирного жилого дома. Это положение принято больше для исполнителей жилищно-коммунальных услуг, нежели для их потребителей.

Для определения границ обслуживаемой территории исполнитель обращается в местный исполком с заявлением о закреплении за ним границ обслуживаемой территории. Эти границы определяются в соответствии с документами, удостоверяющими право организации застройщиков, товарищества собственников, иной организации на занимаемые земельные участки, и закрепляются для обслуживания решением местного органа власти.

В случае отсутствия документов, удостоверяющих право на занимаемые земельные участки, границы обслуживаемой территории определяются пропорционально общей площади домов, находящихся на территории квартала, микрорайона или другого общего элемента планировочной структуры.

Земли общего пользования в границы обслуживаемой исполнителями территории не включаются.

Перерасчет платы

Перерасчет платы в случае оказания основных жилищно-коммунальных услуг с недостатками или их неоказания производится согласно соответствующему положению о перерасчете платы на основании претензионного акта, акта независимой проверки (экспертизы) или судебного постановления.

К основным жилищно-коммунальным услугам, согласно постановлению Совмина, относятся: техническое обслуживание многоквартирного жилого дома, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), централизованное газоснабжение, электроснабжение, централизованное теплоснабжение, пользование лифтом, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов.

Перерасчет платы за основные услуги, непредоставленные или предоставленные с недостатками потребителю и указанные в акте независимой проверки (экспертизы), производится со дня, когда потребитель письменно или устно обратился к исполнителю с просьбой о проведении проверки качества жилищно-коммунальной услуги.

Если услуга была оказана некачественно или не оказана вообще, потребитель вправе требовать возмещения суммы выполненного перерасчета платы с виновного лица.

В случае неоказания коммунальных услуг, входящих в состав основных жилищно-коммунальных услуг, или их оказания с перерывами, превышающими 24 часа, перерасчет платы при отсутствии групповых и (или) индивидуальных приборов учета производится на сумму стоимости объема непредоставленных коммунальных услуг. Объем (количество) непредоставленной коммунальной услуги рассчитывается исходя из утвержденного местным органом власти норматива потребления коммунальной услуги, количества потребителей (для холодного и горячего водоснабжения, водоотведения (канализации), электро-, газоснабжения, вывоза и обезвреживания твердых бытовых отходов, пользования лифтом) или общей площади жилых помещений (для отопления), а также продолжительности непредоставления коммунальной услуги.

В положении указывается, в каких конкретно случаях осуществляется перерасчет платы, если основные услуги оказаны с недостатками. Например, при несоответствии качества питьевой воды установленным санитарно-гигиеническим нормам для конкретных систем водоснабжения размер платы за услуги холодного водоснабжения уменьшается на 10% на период предоставления данной услуги с недостатками. При температуре горячей воды менее 60 °С - для открытых систем централизованного теплоснабжения, менее 50 °С - для закрытых систем свыше трех суток подряд - за каждый 1 °С снижения температуры горячей воды размер платы за подогрев воды уменьшается на 2,5 процентного пункта на период предоставления услуги с недостатками.

При отклонении уровня напряжения, частоты электрической энергии от действующих стандартов размер платы за услуги электроснабжения снижается на 0,15 процентного пункта за каждый час предоставления такой услуги с недостатками. При температуре воздуха в жилом помещении свыше одних суток ниже +18 °С размер платы за отопление уменьшается с учетом недопоставленного объема тепловой энергии, рассчитанного в порядке, определенном Министерством жилищно-коммунального хозяйства.

При оказании услуг по техобслуживанию жилого дома с недостатками (не в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов) перерасчет платы производится исходя из удельного веса стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за техническое обслуживание жилого дома, количества полных календарных дней нарушения и количества календарных дней в месяце. Порядок расчета удельного веса стоимости отдельной услуги или работы, входящей в перечень услуг и работ по техническому обслуживанию жилого дома, устанавливается Министерством жилищно-коммунального хозяйства.

Обязанности по разъяснению порядка перерасчета платы в соответствии с данным положением возложены на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и Министерство энергетики.

Техническое обслуживание

Определенного внимания заслуживает типовой договор на оказание услуг по техническому обслуживанию многоквартирного жилого дома, вывозу и обезвреживанию твердых бытовых отходов и пользованию лифтом.

Из названия самого договора видно, за выполнение каких работ отвечает исполнитель. Понятно, что в его обязанности входит поддержание в надлежащем состоянии всех общих инженерных систем в доме. При этом исполнитель обязан выполнять в жилом помещении потребителя за счет собственных средств устранение повреждений, вызванных неисправностями инженерных систем или строительных конструкций общего имущества многоквартирного жилого дома.

В обязанности исполнителя также входит обеспечение освещения входа в подъезд, лестничных площадок и посадочных площадок лифтов, других вспомогательных помещений жилого дома, придомовой территории. К работам по техническому обслуживанию также относятся санитарная уборка вспомогательных помещений жилого дома и придомовой территории, ремонт усовершенствованного покрытия проездов, проходов, уход за зелеными насаждениями, ремонт детского игрового оборудования и других малых архитектурных форм в пределах границ обслуживаемой территории.

В свою очередь потребитель обязан вовремя оплачивать потребленные жилищно-коммунальные услуги и возмещать ущерб, нанесенный общему имуществу.

В случае наличия задолженности потребителя по плате за соответствующие услуги исполнитель вправе кроме традиционных мер уменьшать объем предоставляемых услуг до полного погашения потребителем образовавшейся задолженности.

Водоснабжение и водоотведение

Типовой договор на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению (канализации) квартиры, одноквартирного, блокированного жилого дома составлен по тем же принципам, что и предыдущие: реквизиты сторон, предмет договора, права и обязанности сторон и т.д. Но остановимся на отдельных моментах.

В типовом договоре записано, что исполнитель указанных работ обязан производить за счет собственных средств работы по государственной проверке приборов индивидуального учета расхода воды потребителя, ремонту и замене этих приборов из обменного фонда исполнителя.

В случае уведомления потребителем о неоказании услуг, предусмотренных данным договором, исполнитель обязан прибыть к потребителю в течение одного рабочего дня или в дополнительно оговоренное время, а в случае аварии – немедленно.

Обязанность потребителя - экономно расходовать воду, принимать меры по снижению ее нерационального расхода. Правда, нигде не сказано, какие меры могут быть применены к потребителю услуг по водообеспечению и водоотведению за неэкономное расходование воды и непринятие мер по снижению перерасхода воды.

В соответствии с типовым договором исполнитель не несет ответственности за режим подачи воды потребителю в случае неисправности водопроводных сетей и устройств, не находящихся на балансе исполнителя.

Типовой договор на оказание услуги по водоснабжению из водоразборной колонки похож на предыдущий договор. И здесь тоже содержится пункт, который обязывает потребителя экономно расходовать воду. При этом в случае неоплаты в течение более 3 месяцев потребленной услуги по водоснабжению либо невыполнения потребителем договорных обязательств исполнитель вправе расторгнуть настоящий договор в одностороннем порядке, письменно уведомив потребителя и организацию, осуществляющую эксплуатацию жилищного фонда.

В частном секторе

Постановлением Совета Министров также утвержден типовой договор на оказание услуг по вывозу от одноквартирных, блокированных жилых домов твердых бытовых отходов и их обезвреживанию.

Согласно договору исполнитель обязуется обеспечить обустройство в пешеходной доступности для потребителя и содержание в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами площадки временного складирования отходов или контейнерной площадки с установленными на ней контейнерами для сбора твердых бытовых отходов, в том числе по видам. Потребитель в свою очередь обязан осуществлять сбор и вынос образующихся твердых бытовых отходов в специально отведенные места, обеспечивая их разделение по видам. То есть разделение отходов по видам – это уже обязанность потребителя.

Вот, пожалуй, главные особенности принятых нормативных документов, на которые следует обратить внимание. Естественно, при заключении соответствующих договоров с исполнителями следует их внимательно изучить до подписания. Вносить изменения в договоры стороны имеют право и после подписания договора путем заключения дополнительного соглашения.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ

23.02.2009

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 13, за месяц 88

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 7/2009