Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Еще один налог на излишки

Минская инспекция Министерства по налогам и сборам предложила Мингорисполкому ввести новый вид налога, который коснется владельцев нескольких квартир. А тем гражданам, которые захотят избавиться от «лишних» метров, Мингорисполком намерен предложить своего рода риэлтерские услуги.

В настоящее время в Минске более одной квартиры имеют в собственности примерно 11 тыс. граждан. Из них чуть более 300 владеют тремя, 18 - четырьмя и два - пятью и шестью квартирами. В этом столичные власти не видят ничего противозаконного, поскольку белорусское законодательство разрешает иметь в собственности сколько угодно жилья.

Существование своего рода излишков беспокоит чиновников несколько в ином аспекте. Они полагают, что владельцы «лишних» квартир сдают их в аренду, договоры не регистрируют и тем самым уходят от налогов. В то же время в Минске на вторичном рынке жилья существует дефицит предложения, из-за чего, по мнению властей, держатся высокие цены на квартиры, которые делают их недоступными для среднего слоя населения. А новый вид налога на "лишние" метры может подстегнуть владельцев к тому, чтобы "запустить пустующую или сдаваемую площадь на вторичный рынок, что позволит сбить устоявшиеся цены".

Эта точка зрения, конечно, имеет право на существование, но она небесспорна. Во-первых, собственники "излишков" начиная с прошлого года уже платят один налог. В соответствии с измененным законом "О налоге на недвижимость", если у гражданина имеется в собственности две и более квартиры, расположенные в многоквартирных жилых домах, то освобождению от налога на недвижимость подлежит только одно жилое помещение по выбору налогоплательщика. И вводить для них дополнительный налог вряд ли справедливо.

Кроме того, наличие в собственности, например, двух квартир, вовсе не означает, что одна из них сдается в аренду. Довольно часто родители (один из родителей), покупая квартиру своей дочери или сыну, вынуждены оформлять ее на себя. Есть и другие причины, которые вынуждают гражданина становиться собственниками двух квартир, в одной из которых проживает он сам, в другой - кто-то из членов его семьи. Другое дело, когда в «излишках» никто не прописан, хотя и здесь могут быть нюансы. К тому же, как было уже замечено, "лишняя" квартира облагается налогом на недвижимость. А если в ней никто не прописан, то собственник обязан полностью (в размере 100 процентов себестоимости) погашать расходы на ее отопление и техобслуживание.

Несколько сомнительно и мнение властей о том, что указанное количество (более 12 тыс. ) "свободных" квартир сразу же попадет на вторичный рынок и что после этого цены на рынке заметно снизятся. Теоретически можно допустить, что в продажу попадут только пустующие метры, да и то не все. Учитывая дефицит жилья, сдаваемого в аренду, собственникам "излишков" проще будет поднять арендные ставки. В итоге пострадают бесквартирные граждане, что вряд ли допустимо.

Но даже если вдруг произойдет чудо и все лишние метры окажутся на "прилавке", они не сделают погоды на вторичном рынке жилья. Чтобы цены на квартиры снизились хотя бы на 30 процентов, нужно чтобы предложение превысило спрос в раза два. А для этого 12 тыс. квартир маловато. Ими можно будет лишь частично погасить имеющийся на сегодня дефицит недорогого (200-250 долл./кв. м) жилья, который оценивается несколькими десятками тысяч квартир. А чтобы цены на вторичное жилье опустились до отметки «доступности для средних слоев населения», они должны подешеветь в два раза.

Как нам стало известно, Мингорисполком намерен реализовать еще одно новшество – создать при управлении комитета строительства и жилищной политики (ранее управление учета и распределения жилплощади) своего рода бюро по оказанию платных услуг населению по покупке, аренде и обмену квартир. Как считают в горисполкоме, повышение тарифов на коммунальные услуги вынудит людей, имеющих "лишние" квадратные метры, искать жилье, меньшее по площади. И "городские власти должны быть готовы к оказанию подобных услуг". В принципе, такая услуга имеет право на существование, особенно когда речь идет об обменах неприватизированных квартир, в которых проживают одинокие пенсионеры, граждане с низкими доходами, инвалиды и т.д. То же управление могло бы заниматься вопросами отселения в принудительном порядке (на основании решения суда) злостных неплательщиков в менее комфортабельные апартаменты.

Что же касается конкуренции, которую в Мингорисполкоме рассчитывают

создать частным риэлтерским фирмам, то здесь возможности будущей структуры несколько преувеличены. Сегодня в Минске официально работает около ста субъектов (агентств и индивидуальных предпринимателей), оказывающих риэлтерские услуги. И чтобы переключить на себя хотя бы треть их потенциальных клиентов, нужно чтобы вновь создаваемая в горисполкоме структура насчитывала в штате как минимум около 300-400 сотрудников. Вряд ли это возможно.

А реально то, что новая структура смогла бы занять ту нишу на рынке риэлтерских услуг, которая сегодня не охвачена частными риэлтерами. Это, как было замечено выше, услуги пенсионерам и малообеспеченным гражданам по переселению в менее габаритные квартиры, услуги по обмену государственного жилья и т.д.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ

10.03.2003

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 10, за месяц 88

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 10/2003