Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

В поисках эффективного собственника

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » В поисках эффективного собственника

Экономическая безопасность страны напрямую зависит от эффективности проведения политики в области имущественных отношений, так как в настоящее время единственным источником обеспечения притока капитала, не формирующего внешний долг, является приобретение дополнительных объемов прямых иностранных инвестиций. И наиболее реальным источником привлечения таких инвестиций является именно приватизация. Об этом на заседании коллегии Госкомимущества заявил заместитель премьер-министра Сергей Румас.

Вице-премьер отметил, что если бы «удалось обеспечить в 2011 году привлечение прямых иностранных инвестиций на чистой основе не 3,8 млрд. долларов, как было по факту, а 6,5 млрд. долларов, как планировалось, то страна не только имела бы дополнительные источники развития экономики и формирования золотовалютных резервов, но смогла бы избежать тех кризисных явлений, которые мы имели в 2011 году».

На что же, по мнению С. Румаса, следует обратить внимание в нынешнем году и какие вопросы предстоит решить в области управления имуществом и приватизации?

Приватизация – как источник экономического роста

Вице-премьер отметил, что в последние годы были приняты меры, направленные на улучшение качества проводимых в стране структурных реформ и активизацию процесса реформирования собственности. Но существенного повышения эффективности деятельности предприятий, нерационально использующих государственные средства, не произошло. Так, за 11 месяцев прошлого года в РБ убыточными были 563 организации, из которых 386 или около 70% составили организации, подчиненные органам государственного управления и местным исполнительным и распорядительным органам. Сумма чистого убытка этих организаций составила 4,6 трлн. руб. или 88% от чистого убытка по стране.

Все это, по словам вице-премьера, «свидетельствует о необходимости активизации процесса реформирования структуры государственной собственности».

Если судить по цифрам, то в 2011 году процесс приватизации активизировался. Проданы государственные пакеты акций 34 акционерных обществ, что почти в 7 раза больше, чем в 2010 году. Однако это составляет только 19% от количества обществ, запланированных к приватизации в 2011 году. Это позволяет сделать вывод, что итоги реализации плана приватизации совсем не утешительны.

С. Румас обратил внимание, что Госкомимуществом приведен ряд причин сложившейся ситуации. В основном, все они сведены к вине государственных органов.

В частности, республиканскими органами управления в ряде случаев предложены для продажи пакеты акций в размерах, заведомо непривлекательных для инвесторов (это касается тех случаев, когда за государством остается контрольный пакет акций). Устанавливаются экономически необоснованные условия конкурсов: например, объемы требуемых инвестиций несоразмерны со стоимостью и размерами продаваемых пакетов акций. Довольно распространенное явление, когда в Госкомимуществу предоставляется неполная и недостоверная информация об акционерных обществах.

Предприятия и организации грешат большим количеством неучтенных объектов недвижимости. Так, на реформированных в прошлом году предприятиях выявлено 925 объектов, неучтенных в бухгалтерских документах, на общую сумму 29,2 млрд.руб. На одном только Речицком метизном заводе – 367 неучтенных объектов. Кроме того, в 2011 году в ходе проверки использования и распоряжения государственным имуществом в 76 организациях выявлено 150 неучтенных объектов.

И действительно, как признал вице-премьер, из-за нерасторопности отдельных министерств и концернов процесс приватизации тормозился. Но С. Румас убежден, что сегодня недостаточно констатировать сложившееся положение дел, хотя правильная оценка ситуации, безусловно, важна.

По мнению вице-премьера, сегодня не видна роль Госкомимущества, как координатора работы в процессе реформирования собственности. Не предлагаются новые прогрессивные идеи, что конкретно надо сделать, какие системные меры надо выработать.

Комитет, по словам С. Румаса, поставил перед собой достаточно амбициозную задачу по продаже в 2012 году 133 предприятий, в том числе 83 объекта приватизации, непроданных в прошлом году. «Учитывая, что включенные в данный план предприятия относятся в основном к малоэффективным, в том числе убыточным, очевидно, что опять могут возникнуть те же проблемы с реализацией государственного пакета акций этих обществ», – предположил вице-премьер.

Его мнение таково, что Госкомимуществу необходимо выработать эффективный механизм уже сегодня. А если Комитету не хватает полномочий, то правительство готово рассмотреть обоснованные предложения. Главное, как считает заместитель премьер-министра, – ускорить работу государственных органов при приватизации государственных предприятий.

Следующий блок вопросов, на которых остановился докладчик, – это перечень объектов, приватизация которых позволит в 2012 году привлечь не менее 2,5 млрд. долларов США. Рассмотрение данного вопроса в Совете Министров 31 января показало, что он достаточно сложный и неоднозначный. Тем не менее, в течение одной-двух недель этот перечень должен быть доработан и внесен Главе государства на рассмотрение и утверждение.

Военные городки отдать инвесторам

Говоря о вовлечении в хозяйственный оборот государственного имущества, С. Румас отметил, что и этот участок работы проваливается.

В 2011 году по республиканской собственности вовлечено в хозяйственный оборот 66% от запланированного. Это, по словам С. Румаса, свидетельствует об отсутствии механизма последовательного высвобождения от неэффективного и неиспользуемого имущества. Складывается картина разрозненных действий, а не эффективного управления имуществом, что ставит под угрозу требования Главы государства и программы правительства по обеспечению до конца 2012 года полного вовлечения в хозяйственный оборот государственного имущества и его эффективного использования.

Отдельным вопросом стоит проблема сноса либо использование бывших военных городков. Их количество велико. В 2011 году план выполнен только на 62%. «Несмотря на специфичность этих объектов и недостаточность средств для решения этой проблемы, необходимо искать пути более активного привлечения негосударственных структур в развитие этих обособленных территорий. И стандартными методами в этой ситуации не обойтись», – сказал С. Румас.

Правительство, по словам вице-премьера, ждет от Госкомимущества предложений по привлечению инвесторов с предоставлением им особых условий для комплексного задействования таких объектов.

Схожие проблемы выявляются при наведении порядка на территориях бывших пионерских лагерей и лагерей отдыха. «В этой части необходима выработка механизма, конечно, совместно с местными органами власти, контроля за рациональным использованием объекта, при котором смена собственника должна только повышать эффективность использования данного земельного участка», – считает заместитель премьер-министра.

По его мнению, не следует пускать на самотек и вопросы взаимодействия с предпринимательскими структурами. «Госкомимуществу совместно с госорганами необходимо прорабатывать каждое предложение бизнес-союзов по организации деятельности на конкретных объектах в тесном взаимодействии с предпринимателями, готовыми использовать эти объекты», – подчеркнул С. Румас.

Нанять профессионалов для управления ОАО

Низкая эффективность деятельности представителей государства в акционерных обществах, в которых есть акции, принадлежащие государству, по-прежнему не позволяет грамотно проводить экономически выгодную для государства политику управления обществами.

На 1 января 2011 года 724 представителя государства осуществляли свои функции в 784 обществах. При этом, в 2011 году получили прибыль и выплачивали дивиденды чуть более 500 обществ. Ими перечислено в бюджет в виде дивидендов на принадлежащие государству акции 1,5 трлн. руб., из которых 67% приходится на «Беларуськалий» и 16% – на «Белтрансгаз». «В сухом остатке – 260 млрд. руб. дивидендов или 0,3% дохода бюджета за 2011 год. При этом, государственная поддержка в 2011 году, которую, по сути, получили эти же предприятия, составила 3 трлн. руб.», – отметил С. Румас.

И в том, что государство тратит триллионы, а взамен получает крохи, по мнению вице-премьера, нет ничего загадочного. Потому что министерства, которым поручено обеспечивать эффективное управление подведомственными акционерными обществами, делают это спустя рукава.

Доходит до того, что председателем наблюдательного совета общества может быть назначен заместитель директора этого общества, как, например, в ОАО «Минский завод игристых вин».

«Как он может руководить этим обществом и какие ставить задачи нанятому директору предприятия? Такой подход не может способствовать созданию института эффективного собственника. Поэтому я жду от Госкомимущества конкретных предложений, основанных на международном опыте, включая опыт наших коллег в рамках единого экономического пространства», – заявил С. Румас.

В ответ председатель Госкомимущества Георгий Кузнецов предложил вице-премьеру вернуться к проекту указа, который в прошлом году был подготовлен комитетом и направлен в правительство, но не был поддержан ни одним из министерств, за исключением Минэкономики. В проекте предлагалось забрать у отраслевых министерств управление подведомственными акционерными обществами с долей государственной собственности и передать какому-то одному государственному органу. Этот орган мог бы привлекать профессионалов для управления государственной собственностью в акционерных обществах.

С. Румас согласился вернуться к этому предложению, тем более, что оно было поддержано Министерством экономики. Для убедительности в целесообразности такого нововведения вице-премьер посоветовал руководству Госкомимущества «в рамках рассмотрения очередной господдержки предприятий показать на цифрах, как органы республиканского управления управляют акционерными обществами, в которых есть доля собственности государства, и что от этого получает государство».

Заместитель премьер-министра также поддержал прозвучавшее предложение Госкомимущества о том, что для начала можно провести эксперимент, и если он окажется удачным, то его можно будет распространить на всю страну. «Я эти подходы разделяю», – подчеркнул С. Румас.

Вице-премьер отметил, что «от Госкомимущества сегодня требуется принятие нестандартных, смелых и профессиональных решений, благодаря которым инвестиционное сообщество получит четкую информацию о единой политике всех государственных органов по созданию стройной и прозрачной системы поиска эффективного собственника».

Арендные ставки не взлетят

В своем выступлении вице-премьер коснулся ставок арендной платы по объектам государственной собственности.

«С 1 апреля 2012 года изменяется базовая величина, что окажет влияние на размер арендной платы. Поэтому не хотелось бы, чтобы наступивший год стал очередным испытанием на прочность. Уже сейчас в правительство поступают многочисленные предложения по этому вопросу. Поэтому прошу Госкомимущество внимательнейшим образом анализировать поступающие предложения и принять необходимые меры по урегулированию этой проблемы, включая проведение разъяснительной работы среди субъектов предпринимательской деятельности о тех проектах нормативных актов, которые сегодня находятся на рассмотрении в администрации Президента» – сказал С. Румас.

Говоря о проектах нормативных актов, вице-премьер имел ввиду в первую очередь проект Указа Президента РБ «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь от 4 января 1996 г. № 9 и от 23 октября 2009 г. № 518».

По информации Госкомимущества, проект предусматривает, что арендная плата по объектам недвижимости отвязывается от базовой величины, устанавливается в базовых арендных величинах, и правительству предоставляется право ее ежегодной корректировки на уровень инфляции. В Комитете надеются, что «предлагаемая норма сможет урегулировать ситуацию с арендной платой, сделав ее предсказуемой, не допустив ее почти трехкратного роста с 1 апреля 2012 г.»

Проектом также предусмотрена отмена государственного регулирования размера арендной платы за торговые места на рынках и в торговых центрах, находящихся в частной собственности. Это обеспечит полную реализацию собственниками рынков и торговых центров своего права собственности и будет способствовать привлечению инвестиций в эту сферу, полагают разработчики проекта.

Также устанавливается норма, согласно которой осуществление арендатором неотделимых улучшений арендованного недвижимого имущества не является основанием для увеличения размера арендной платы. Это обеспечит защиту арендаторов от роста арендной платы в связи с улучшением имущества.

Право на достойную зарплату и рентабельные услуги

Без внимания вице-премьера не остались вопросы заработной платы в организациях Госкомимущества и повышения стоимости услуг этих организаций в связи повышением базовой величины.

Сетования председателя Госкомущества на то, что услуги населению, которые оказываются организациями Госкомимущества, являются убыточными, поскольку привязаны к базовой величине, не менявшейся с 2007 года, С. Румас назвал ложным посылом.

Он глубоко убежден, что все эти услуги должны быть рентабельны, и к этому нужно стремиться.

«Кто является основным потребителем этих услуг? – Я думаю, далеко не бедные люди. И почему должна быть ситуация, когда обеспеченный человек получает услугу, дотируемую государством. Не лучше ли выровнять эти тарифы для того, чтобы и работники этих организаций смогли получать достойную заработную плату, и организация могла развиваться, и часть прибыли платить государству в виде дивидендов. Чтобы саккумулированные средства могли идти на поддержку тех, кого государство в данный момент посчитает нужным поддержать», – считает С. Румас.

Он также добавил, что когда «рассматривали вопрос повышения ставки базовой величины, то очень много было противников, говоривших, что, в том числе, вырастут платежи за развод, например, и прочие подобные административные процедуры».

«Но есть и вторая сторона медали: что многие организации, в том числе и подконтрольные Госкоимуществу, получают заработную плату за счет базовой величины, которая не изменялась с 2007 года. И эти работники также имеют право на достойную заработную плату», – подчеркнул заместитель премьер-министра. Обращаясь непосредственно к председателю Госкомимущества, он сказал, что «исходя из этого, надо выстраивать свою политику и активнее защищать интересы организаций, входящих в систему Госкомимущества». «Ваши предприятия должны быть образцовыми в части финансовой деятельности и выплаты государству дивидендов на вложенный в них капитал», – заявил С. Румас.

Критику, прозвучавшую в адрес Госкомимущества, С. Румас смягчил благодарностью в адрес Комитета за то, что работа по приватизации в Республике Беларусь была поставлена таким образом, что за год приватизации белорусские власти «не получили ни одного скандала, ни одного уголовного дела». «Да, недовольные были. Писали письма. Это нормально. Но, в целом, крупных скандалов не было. И даже глава государства сказал на совещании: «У нас вообще есть Комитет по имуществу или нет? Почему его нигде не слышно, не видно?», что, наверное, в нашем случае является хорошей оценкой работы», – подытожил заместитель премьер-министра.

Марина СИРОТКО

13.02.2012

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 3, за месяц 19

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 6/2012