Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Кому достанутся льготные кредиты

За две недели, прошедшие с момента принятия Указа №13 от 6.01.2012 г., который установил новые условия предоставления льготных кредитов на строительство и покупку жилых помещений, люди успели понять, что распрощаться с мечтой о льготном кредите на строительство жилья придется многим очередникам, в том числе и включенным ранее в списки на получение такой господдержки. Поняли и то, что наличие дома в деревне, вдали от шума городского, тоже может стать причиной отказа в предоставлении льготного кредита, и продажа его в спешном порядке положительного результата не принесет. И все же вопросы по-прежнему остались. И самый главный вопрос: что делать дальше?

Реализация новой государственной жилищной политики, направленной на сокращение господдержки при улучшении жилищных условий, на ужесточение правил постановки на квартирный учет, на усовершенствование действующего законодательства в области жилищных отношений, началась еще в прошлом году. Началась с Указа от 9.08.2011 г. №346, вступившего в силу с 10 августа 2011 г. и существенно изменившего правила постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Особенно сильно изменились правила для Минска и Минского района.

Вот уже полгода как, чтобы стать очередником в Минске, нужно иметь менее 10 кв.м с учетом имеющегося жилья в Минском районе, в остальных населенных пунктах – менее 15 кв.м на человека. При этом для Минска установлен 10-летний, для Минского района – 5-летний срок регистрации по месту жительства, дающий право на постановку на квартирный учет.

Напомним, что «граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по основаниям, действовавшим до вступления в силу настоящего Указа и изменяемым настоящим Указом, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и сохраняют право состоять на таком учете по данным основаниям».

Но изменения правил постановки на жилищный учет оказались цветочками по сравнению с теми кардинальными новшествами, которые принес Указ №13 от 6.01.2012 г.

Указ делит граждан, имеющих право на получение льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений на две основные группы.

К первой группе относятся те нуждающиеся, которые имеют право на льготный кредит, независимо от получаемых доходов. Это: военнослужащие. граждане, имеющие в соответствии с законодательными актами право на внеочередное получение жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда (они в Указе перечисляются). трудоспособные совершеннолетние члены семьи нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда в случае его смерти или выезда на постоянное проживание в другое жилое помещение, не имеющие в пользовании жилого помещения государственного жилищного фонда на основании договора найма либо в собственности другого жилого помещения в данном населенном пункте общей площадью 15 кв.м и более (в г. Минске – 10 кв.м и более) на одного человека, отвечающего установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, – в течение срока действия заключенного в соответствии с законодательными актами с одним из них договора найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда. совершеннолетние члены семьи умершего (погибшего, признанного безвестно отсутствующим) нанимателя служебного жилого помещения государственного жилищного фонда – в течение срока действия заключенного в соответствии с законодательными актами договора найма служебного жилого помещения государственного жилищного фонда.

Вторая группа – это малообеспеченные граждане Республики Беларусь, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (за исключением граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий по дополнительным основаниям, предусмотренным организациями в коллективных договорах). Сегодня малообеспеченными считаются граждане, которые имеют среднемесячный доход на члена семьи не более 3 минимальных потребительских бюджета. Так вот, льготный кредит могут получить теперь малообеспеченные очередники из числа:

– многодетных семей.

– граждан, в составе семей которых имеются дети-инвалиды, а также инвалиды с детства I и II группы. граждан, заболевших и перенесших лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, инвалидов, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведших к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями.

– ветеранов боевых действий на территории других государств из числа категорий граждан, предусмотренных в пунктах 1–3 части первой статьи 3 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О ветеранах».

– граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания.

– совершеннолетних молодых граждан, являющихся лауреатами специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов и (или) специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи, – по согласованию с Министерством образования, Министерством культуры и в соответствии с документами, подтверждающими такое звание. Под молодыми гражданами в настоящем Указе понимаются лица в возрасте до 31 года.

– граждан, которым были назначены стипендии Президента Республики Беларусь талантливым молодым ученым, – по согласованию с Национальной академией наук Беларуси и в соответствии с подтверждающими назначение этих стипендий документами, выдаваемыми организациями, осуществлявшими их выплаты.

– граждан, проживающих не менее 10 лет в общежитиях, в жилых помещениях государственного жилищного фонда по договорам поднайма жилого помещения, в жилых помещениях частного жилищного фонда по договорам найма жилого помещения, у которых, включая совместно проживающих членов семьи и отдельно проживающих супругов, не имеется в собственности жилых помещений (общей площади жилых помещений, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилые помещения), в том числе расположенных в иных населенных пунктах Республики Беларусь.

– граждан, осуществляющих строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек.

– судей и прокурорских работников.

– молодых семей, имеющих двоих несовершеннолетних детей на дату утверждения списков на получение льготных кредитов.

Все прочие граждане, которые не попадают ни в одну из перечисленных групп, даже если они состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и по доходам относятся к малообеспеченным, уже не могут претендовать на льготный кредит.

Изменились и сами льготные кредиты. Отныне ставки по льготным кредитам устанавливаются в процентах от ставки рефинансирования Нацбанка. То есть, по мере снижения ставки рефинансирования будут дешеветь и льготные кредиты, но в пределах, установленных Указом. При этом в росте ставок в случае увеличения ставки рефинансирования льготные кредиты не ограничены.

Кроме того, льготные кредиты, в зависимости от установленных ставок, будут 5 типов.

Многодетным семьям льготные кредиты предоставляются под 1% на 40 лет. Это единственная категория очередников, для которых условия господдержки остались прежними. Для остальных категорий условия изменились.

Граждане, постоянно проживающие и работающие в малых городах с численностью населения до 20 тыс. человек, могут рассчитывать на льготный кредит под 4,5% на 20 лет (10% от действующей ставки рефинансирования, но не менее 3% годовых).

Военнослужащие, сотрудники МВД, КГБ, МЧС, судьи и прокурорские работники кредитуются в соответствии с Указом от 3 апреля 2008 г. №195 «О некоторых социально-правовых гарантиях для военнослужащих, судей и прокурорских работников» под 5% на 20 лет в Минске и городах с численностью более 20 тыс. человек. под 3% – в населенных пунктах с населением до 20 тыс. человек.

За молодыми семьями с двумя детьми закреплено право на льготный кредит под 22,5% на 20 лет (50% от действующей ставки рефинансирования, но не менее 5%).

Кредитом под 9% на 20 лет (20% ставки рефинансирования, но не менее 5% годовых) смогут воспользоваться все прочие граждане, имеющие право на господдержку в соответствии с Указом №13. К ним относятся: имеющие право на внеочередное получение жилых помещений социального пользования, проживающие по срочным договорам найма в социальном и служебном жилье (без учета доходов). малообеспеченные из числа воспитывающих детей-инвалидов, инвалидов с детства I и II групп. инвалиды по статье 18 ЧАЭС. ветераны боевых действий на территории других государств. проживающие в непригодном жилье. лауреаты и стипендиаты Президентских фондов. проживающие в общежитиях и по договорам найма (поднайма) жилья при отсутствии в собственности жилых помещений. судьи и прокурорские работники.

Указ сохраняет право на получение льготных кредитов на прежних условиях для тех граждан, которые уже заключили кредитные договоры. На тех же очередников, которые были включены местными исполкомами в списки на льготное кредитование, но еще не успели заключить кредитные договоры с банком, распространяются нормы Указа №13.

В общей сложности кредиты на строительство жилья могут получить 30-35% семей (всего около 200 тыс.), которые до 6 января текущего года претендовали на льготные кредиты, из числа состоявших на квартирном учете. Но и этим гражданам не стоит обольщаться, потому что теперь при расчете размера кредита будет учитываться площадь имеющихся в собственности кредитополучателя и членов его семьи жилых помещений (отчужденных в течение 3 лет) не только в населенном пункте по месту проживания кредитополучателя и месту строительства жилья, но и во всех иных населенных пунктах республики.

То есть, следует готовиться к тому, что из списков льготно кредитуемых будут исключены не только просто малообеспеченные (для них льготы уже не предусмотрены), но даже некоторые из очередников, которые по новому Указу имеют право на льготный кредит.

Соответствующим инстанциям поручено «обеспечить пересмотр списков граждан на получение льготных кредитов с учетом положений» Указа №13 от 6.01.2012 г. На пересмотр списков отведено 3 месяца. И пока этот пересмотр не будет сделан, льготные кредиты для граждан этой категории предоставляться не будут.

Льготное кредитование по сформированным спискам будет осуществляться только в отношении тех граждан, которые заключили кредитные договоры. Например, по данным Мингорисполкома, в Минске в стадии строительства находятся 28 жилых домов, в которых около 95% членов ЖСПК кредитные договоры уже заключили. Они, согласно Указу №13, получат кредиты на прежних условиях. Что же касается еще 37 домов ЖСПК, то в них люди уже заключили договоры строительства жилых помещений, но еще не заключили кредитные договоры. Некоторые из них смогут получить льготные кредиты после пересмотра списков. Остальным придется искать другие источники финансирования.

Разработчики Указа и власти предлагают таким гражданам не спешить выходить из строительства, а попытаться взять кредит в Беларусбанке под 31% годовых или в других банках на коммерческих условиях – под 50-62% годовых. Кстати, на таких же условиях придется теперь докредитовываться минчанам, которые получат льготные кредиты в соответствии с Указом №13, потому что для столицы снижен норматив льготно кредитуемой площади с 20 до 15 кв.м, за исключением многодетных семей, для которых данный норматив сохраняется в размере 20 кв.м.

Еще один вариант – обратиться за финансовой поддержкой к своему работодателю. Как сообщает БЕЛТА со ссылкой на начальника управления жилищной политики Мингорисполкома Александра Авраменко, в столице уже есть примеры осознанного желания предприятий оказать финансовую поддержку своим работникам, строящим жилье в составе ведомственных жилищно-строительных кооперативов (ЖСПК). Среди них – ОАО «Минский часовой завод» (ЖСПК «Часовщик»), ОАО «Крион» (ЖСПК «Нефтехимик»). А РУП «Белтелеком» (ЖСПК 897) вообще планирует построить за счет предприятия три этажа жилого дома. Прорабатывается вопрос предоставления материальной помощи для строительства жилья в УП «НПО «Центр» (ЖСПК «НПО «Центр»).

Но пока степень участия ведомств в оказании помощи своим работникам при строительстве домов недостаточна, констатируют в Мингорисполкоме. А посему людям, лишившимся в одночасье доступа к льготным ресурсам, придется распрощаться с мечтой о скором новоселье.

Между тем кому-то принятый Указ способен сослужить хорошую службу. Отныне льготные кредиты могут быть использованы на покупку жилья, которое было построено застройщиком или индивидуальным предпринимателем для продажи. Тем самым жилые новостройки, возведенные частными фирмами, автоматически включаются в программу льготного кредитования.

В то же время использовать льготный кредит на покупку жилого помещения на вторичном рынке по-прежнему разрешается только в тех населенных пунктах, где не ведется строительство многоквартирных жилых домов. При этом для многодетных семей такого ограничения не предусматривается.

Одни профучастники рынка недвижимости полагают, что в связи с принятием Указа №13 в ближайшее время следует ожидать роста активности на вторичном рынке жилья. По мнению других сокращение льготного кредитования и объемов жилищного строительства может привести на первом этапе к снижению предложения квартир на продажу. И первое, и второе эксперты обосновывают тем, что большое количество людей, в том числе и льготники, оплачивали строительство квартир за счет продажи имеющегося жилья.

Марина СИРОТКО

23.01.2012

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 13, за месяц 109

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 3/2012