Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Торги в онлайн-режиме

На 20-23% снизились с начала года арендные ставки в секторе офисной недвижимости в Минске. Спрос заметно сузился. Арендаторы все больше отдают предпочтение небольшим офисам.

Сегодняшний спрос на аренду офисных помещений в столице в 1,76 выше по сравнению с тем, каким он был 3-4 месяца назад. Однако его уровень по-прежнему остается в 2-2,5 раза ниже, чем в докризисный период 2008 года. Арендные ставки за январь-май снизились в среднем на 20-23%. В мае офисы в бизнес-центрах класса "А", "В", "С" предлагались в аренду по ставкам 27,8-34,2 евро/кв.м (c учетом коридорного коэффициента и НДС), 20,7-25,5 и 17,8-21,4 евро/кв.м соответственно. Ставки реальных сделок могли быть на 7-10% ниже.

Таковы общие результаты еженедельного мониторинга рынка, который проводят специалисты Информационного центра коммерческой недвижимости (ИЦКН) ОДО "Твоя столицаконсалт".

По словам руководителя центра Юрия Попова, для привлечения арендаторов собственники офисных объектов используют разные способы и технологии. Кто-то просто снижает арендные ставки до разумного минимума. Кто-то пытается использовать арендные каникулы, снижая процентные ставки либо полностью освобождая арендаторов от арендной платы на конкретный период - от месяца до полугода.

Некоторые собственники в арендную плату включают дополнительные услуги, например, по уборке помещения, если есть своя эксплуатирующая организация. Кто-то предлагает отсрочку платежей именно по арендной плате. Есть примеры, когда в договор аренды закладывается неизменная, устраивающая на сегодня обе стороны арендная плата, причем без возможности ее повышения на период действия договора. Или, например, в договоре предусматривается возможность изменения ставки арендной платы в определенность коридоре - допустим плюс-минус 10%.

О текущем состоянии рынка офисной недвижимости можно судить и по результатам Интернет-аукциона по сдаче в аренду объектов коммерческой недвижимости, который провела в конце мая группа компаний "Твоя столица".

По словам Ю. Попова, на аукцион для сдачи в аренду было выставлено 16 объектов, в числе которых 13 офисов класса "С" и 3 офиса класса "В". Торги состоялись только по 3 объектам, которые относятся к классу "С". Интерес вызвали два небольших офиса (100 и 70 кв. м) по пр-ту имени Газеты "Правда" и в доме по ул. К.Маркса, которые были выставлены по ставкам 11 и 14 евро/кв.м соответственно, и 60 кв.м офисного помещения в 3-этажном отдельно стоящем здании в районе ул. Шафарнянская (начальная ставка - 14 евро/кв.м).

В ходе торгов начальные ставки по двум из реализованных объектов повысились, но не более чем на 3-4%. По этим объектам сейчас ведется процесс подготовки договоров аренды. Кроме того, отметил Ю.Попов, сейчас ведутся переговоры с двумя крупными компаниями по снятию в аренду достаточно больших площадей в бизнес-центре "Rubin Plaza".

Почему к другим лотам не было проявлено интереса? Ответить однозначно на этот вопрос сложно. Но, вероятнее всего, на результаты аукциона могли повлиять сразу несколько факторов. Это и рыночные, а не заниженные начальные ставки по некоторым объектам, и общая ситуация на рынке, которая характеризуется небольшим спросом на площади более 100 кв.м. Иначе трудно объяснить, почему один из объектов в Уручье площадью около 500 кв.м, предлагавшийся по ставке 8 евро/кв.м, оказался невостребованным.

Также не исключено, что какая-то часть потенциальных арендаторов решила подождать принятия готовящегося указа по аренде и который, возможно, поспособствует снижению арендных ставок в административных зданиях республиканской и коммунальной собственности.

Так или иначе, организаторы положительно оценивают результаты первого аукциона. "Во-первых, собственники увидели реальный спрос на рынке, ощутили ориентир по ставкам арендной платы на объекты, которые востребованы арендаторами. Потенциальные арендаторы увидели качество предлагаемых объектов. Они были представлены достаточно подробно - фотографии, характеристики и планы. Все заинтересованные получили подробные и качественные консультации от наших риэлтеров, которые были задействованы в организации и проведении торгов. К тому же мы приобрели опыт по технологии проведения такого мероприятия. Увидели недостатки, которые устраним при проведении следующего аукциона", - отметил Ю. Попов.

Марина СИРОТКО

14.06.2009

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней , за месяц 7

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 23/2009