Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Январь традиционно считается временем подведения итогов за предыдущий год. Мы решили не изменять традиции и перечислить принятые в прошлом году указы и постановления правительства, которые способны и уже влияют на рынок недвижимости, его участников и потребителей в нынешнем году.

Земельные участки дадут всем

В прошлом году подписан блок указов и постановлений, которые коренным образом меняют правила игры на рынке земельных участков, предназначенных для строительства индивидуального жилья и объектов иного назначения.

Указ Президента Республики Беларусь от 23 сентября 2011 г. № 431 с 1 января 2012 года разрешил использовать земельные участки, предоставленные для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, для осуществления параллельно с основной функцией ремесленной и предпринимательской деятельности, а также агротуризма. Он также установил, что включение граждан в очередь на получение участка должно вестись по одним правилам. Эти правила разработаны и уже утверждены правительством.

Кроме этого, с 1 января физическое лицо может продать свой земельный участок, предназначенный для строительства и обслуживания дома, юридическому лицу негосударственной формы собственности. А негосударственное юрлицо может продать аналогичный по функциональному значению участок физическому лицу.

И то и другое – при условии сохранения назначения участка.

Указ также установил требования по использованию земельного участка для граждан, которые получат участок для индивидуального строительства после 1 января 2012 года как состоящие на учете в улучшении жилищных условий. В частности, продать такой участок любому человеку можно не ранее 8 лет после завершения строительства дома.

Этот же Указ разрешил изменять функциональное назначение участков по заявлению землепользователей и землевладельцев. Порядок перевода также утвержден Советом Министров.

Также с 1 января владельцам нежилых зданий разрешено выкупать в собственность земельные участки, на которых находятся эти здания, за 70% кадастровой стоимости.

Указ от 11 ноября 2011 г. № 520, вступающий в силу 1 марта 2012 года, возобновляет действие Указа от 7 февраля 2006 г. № 87, который устанавливал сроки строительства индивидуального жилого дома, дачи, и вносит изменения в этот и другие указы. В частности, установлено, что в течение трех лет, начиная с 1 марта 2012 г., должно быть завершено строительство капитальных строений в виде жилого дома, дачи, расположенных на земельных участках, предоставленных в аренду для строительства и обслуживания жилого дома, дачного строительства до 10 февраля 2009 г., на которые право частной собственности, пожизненного наследуемого владения или аренды зарегистрировано с 10 февраля 2009 г. до 1 марта 2012 г.

Аренда государственных квартир

Историческим можно назвать Указ от 8 ноября 2011 г. № 512, который положил начало созданию фонда арендного жилья в Беларуси. Он вступил в силу с 1 января 2012 года. В соответствии с Указом, из числа свободных (освободившихся) жилых помещений государственного жилищного фонда создается фонд жилых помещений коммерческого использования для предоставления их гражданам за плату во временное владение и пользование.

Доля жилых помещений коммерческого использования определяется с учетом потребности в таких жилых помещениях местными исполнительными и распорядительными органами и другими государственными органами и организациями. Арендный фонд формируется из жилых помещений, в том числе и специально построенных, коммунальной и республиканской форм собственности.

Информация о наличии жилых помещений коммерческого использования (место нахождения, количественный и качественный состав, характеристика, уровень благоустройства, размер платы за пользование) и о сроке обращения за предоставлением такого жилья размещается местными исполкомами, а также соответствующими госорганизациями в доступных для ознакомления местах и в глобальной компьютерной сети Интернет на официальных сайтах местных исполкомов. При этом срок обращения за предоставлением жилых помещений коммерческого использования не может быть установлен менее 15 календарных дней со дня размещения информации.

Правительством утверждены типовой договор найма жилых помещений коммерческого использования, а также базовая ставка аренды в размере 20% от базовой величины в месяц. Сегодня базовая величина составляет 35 тыс. руб., с 1 апреля она будет увеличена до 100 тыс. руб. Для расчета ежемесячной платы за аренду помещения к базовой ставке должны применяться коэффициенты, которые должны утвердить местные власти в зависимости от качественных характеристик жилого помещения и его местоположения.

Кроме того, правительством в текущем году до каждой области и города Минска доведен план по строительству жилья, предназначенного для сдачи в коммерческий наем.

Реализация госсобственности

Ряд указов касаются вопросов использования и реализации объектов госсобственности.

Декретом от 30 августа 2011 г. № 7 внесены дополнения и изменения в Декрет Президента Республики Беларусь от 19 декабря 2008 г. № 24 «О некоторых вопросах аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений».

В частности, установлено, что арендодатель, ссудодатель в случае заключения договоров, влекущих переход права собственности на недвижимое имущество, обязан указать в соответствующем договоре сведения об обременении данного имущества правом аренды, субаренды, безвозмездного пользования. Сделка, совершенная с нарушением данного требования, является оспоримой и может быть признана судом недействительной по иску приобретателя недвижимого имущества.

Указом от 17 июня 2011 г. № 253 установлен порядок продажи сельхозорганизациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных жилых домов и квартир, а также находящихся в частной собственности и построенных (реконструированных, приобретенных) сельскохозорганизациями с привлечением средств господдержки. Продажа заселенных жилых помещений осуществляется только проживающим в них гражданам РБ, в том числе постоянно проживающим за ее пределами, иностранным гражданам и лицам без гражданства, в том числе не проживающим постоянно на территории РБ, но имеющим право на приобретение жилых помещений в соответствии с международными договорами Республики Беларусь. Указ действует с ноября прошлого года.

Указом от 5 апреля 2011 г. № 134, который вступил в силу с 1 апреля 2011 г., утвержден новый перечень зданий и сооружений, предназначенных для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки, освобождаемых от обложения налогом на недвижимость.

Указ от 14 марта 2011 г. № 107 установил, что отчуждение находящихся в коммунальной собственности зданий, сооружений, изолированных помещений (за исключением жилых домов и жилых помещений), расположенных в центральной части г. Минска и городов областного подчинения, стоимость которых превышает 10 тыс. базовых величин (далее – здания, сооружения, изолированные помещения), осуществляется только по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Стоимость при продаже арендатору здания, сооружения, изолированного помещения должна быть уменьшена на затраты, понесенные арендатором на улучшение состояния и потребительских качеств такого объекта, если указанные улучшения учтены при определении оценочной стоимости и арендатору не возмещались эти затраты. Указ вступил в силу в мае.

Из перечня объектов и производств, которые не могут быть расположены в выведенных из жилфонда квартирах на первом этаже многоквартирного жилого дома, исключены «специализированные рыбные и овощные магазины» (Указ от 11 марта 2011 г. № 102).

Инвестиционные проекты

Несмотря на сложную финансовую ситуацию, в Беларуси в прошлом году продолжалась реализация инвестиционных проектов и их правовое регулирование. При этом по одним из них только заключались инвестиционные договоры, по другим пересматривались сроки ввода объектов или условия предоставления всевозможных льгот. Перечислим лишь некоторые из указов, наиболее значимые.

Указом от 15 сентября 2011 г. № 418 установлено место строительства атомной электростанции. Для этих целей отводится земельный участок в Островецком районе Гродненской области общей площадью 449,94 га, расположенный в 1,5 км на северо-восток от дер. Бобровники и южнее дер. Авены, ограниченный на северо-западе автомобильной дорогой дер. Шульники – дер. Авены. на западе – автомобильной дорогой Гоза – АЭС – Островец от автомобильной дороги Р-45. на северо-востоке – автомобильной дорогой Н-6223 (Мисляны – Шульники – Авены – Валейкуны). на юге, юго-западе, западе – автомобильной дорогой от автомобильной дороги Н-6223 дер. Рудишки – хутор Бобровники и землями сельскохозяйственного производственного кооператива «Ворняны».

Указом от 9 августа 2011 г. № 345 предусмотрено осуществить в 2011–2014 годах строительство многофункционального комплекса в г. Минске по просп. Победителей, включающего гостиницу, спортивный центр, сопутствующие объекты, инфраструктуру, в том числе инженерную и транспортную, обеспечивающую его функционирование. Реализация инвестиционного проекта осуществляется за счет собственных и (или) привлеченных средств инвестора – Инвестиционного фонда Вооруженных Сил Государства Катар.

Заказчику – обществу с ограниченной ответственностью «Инвестиционная компания «Сокол» (РБ) для целей строительства комплекса предоставляется земельный участок в г. Минске, расположенный вдоль набережной р. Свислочь и просп. Победителей между зданием футбольного манежа и зданием учебно-спортивной базы по водным видам спорта.

Указом от 13 июня 2011 г. № 245 установлены дополнительные льготы застройщикам при создании объектов придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах. Участки, предоставленные для указанных целей, освобождены от земельного налога или арендной платы на период реализации проектов, плюс еще на 2 года после ввода объекта в эксплуатацию. Также предоставлены льготы по инновационным отчислениям, по возмещению потерь от изъятия участков и другим позициям. Указ вступил в силу с даты официального опубликования. Причем, действие документа распространяется также на объекты придорожного сервиса, строительство и (или) реконструкция которых начаты до вступления в силу Указа и не окончены на дату вступления его в силу.

Указ от 2 июня 2011 г. № 224 определил условия осуществления в 2011–2012 годах проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию транспортно-логистического центра в Минской области в районе дер. Щитомиричи в соответствии с инвестиционным проектом «Строительство транспортно-логистического центра в Минской области в районе дер. Щитомиричи». Заказчик – РУП «Белтаможсервис», которое в соответствии с Указом осуществляет строительство логистического центра с привлечением генеральной подрядной организации – акционерного общества «Метростав» (Чешская Республика).

По Указу от 2 июня 2011 г. № 223 в 2011–2014 годах должна быть осуществлена реализация инвестиционного проекта «Реконструкция действующего аэровокзального комплекса Национального аэропорта Минск с созданием современного международного пассажирского транзитного терминала, оборудованием данного аэропорта системами безопасности и оповещения и строительством второй искусственной взлетно-посадочной полосы с возможностью приема самолетов А-380» с привлечением кредитных ресурсов Китайской Народной Республики.

Осуществить проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию двух спортивных объектов обязывает Указ от 10 мая 2011 г. № 184. В 2011–2012 годах должен быть построен центр парусного спорта республиканского общественного объединения «Белорусская федерация парусного спорта» и специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва парусного спорта с необходимой инфраструктурой в районе дер. Заречье-1 Минского района Минской области. В 2011–2014 годах и в 2015–2016 годах, – соответственно, первая и вторая очереди оздоровительного центра с объектами общественно-делового назначения по просп. Победителей в г. Минске.

Заказчиком по первому объекту выступает Белорусская федерация парусного спорта, по второму – СООО «Завод виноградных вин «Дионис», и он же выступает инвестором обоих проектов. Указ наделяет федерацию правом осуществлять строительные работы, а также возводить объекты парусного спорта в водоохранной зоне и прибрежной полосе Заславского водохранилища. Инвестору разрешается осуществлять строительные работы, а также возводить оздоровительный центр с объектами общественно-делового назначения в ландшафтно-рекреационной зоне по проспекту Победителей.

Указ также гласит, что строительные работы и возведение объектов парусного спорта, оздоровительного центра с объектами общественно-делового назначения должны осуществляться с соблюдением требований законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемическом благополучии населения.

Строительство в общем и в частности

В новом правовом поле оказался рынок долевого строительства, утверждены новые подходы к установлению сметной стоимости строительства, новая градостроительная политика.

Указ от 11 августа 2011 г. № 361 устанавливает с 1 января 2012 года новый порядок определения стоимости строительства объектов. Отныне сметная документация на строительство объектов, независимо от источников финансирования, разрабатывается на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утверждаемых в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, и (или) укрупненных нормативов стоимости строительства единицы площади (объема, мощности) объекта, стоимости объектов-аналогов. Сметная стоимость строительства объекта определяется на дату начала выполнения строительных, специальных, монтажных работ, устанавливаемую заказчиком (застройщиком) с учетом нормативной продолжительности строительства, определяемой в проектной документации.

Для отражения в сметной документации изменения стоимости строительства объекта с даты начала разработки сметной документации до завершения нормативного срока строительства используются прогнозные индексы цен в строительстве, утверждаемые Минэкономики.

На основании сметной документации, в порядке, определенном Советом Министров РБ, формируется неизменная договорная (контрактная) цена на строительство объекта (в том числе этапов работ по строительству). Случаи, при которых допускается корректировка неизменной договорной (контрактной) цены, устанавливаются правительством.

Новые правила распространяется на объекты, архитектурно-планировочное задание на проектирование которых получено после 1 января 2012 г.

Указ от 19 июля 2011 г. № 324 установил с 26 октября обязательную госрегистрацию договоров создания объектов долевого строительства в строящихся многоквартирных жилых домах и внес другие изменения, направленные на совершенствование правоотношений сторон при долевом строительстве многоквартирных жилых домов в Беларуси.

Указ также узаконил право застройщика утверждать окончательную стоимость строительства на момент введения объекта в эксплуатацию. В соответствии с Указом приняты два постановления Совмина. Постановление от 8 ноября 2011 г. № 1496 внесло дополнение в Положение о порядке возврата дольщикам денежных средств при прекращении участия в долевом строительстве жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирном жилом доме и связанных с ним объектов недвижимости. Постановлением от 8 ноября 2011 г. № 1497 утверждены дополнительные требования к застройщикам, осуществляющим долевое строительство многоквартирных жилых домов. В частности, установлен порядок определения финансовой устойчивости застройщика.

Указом от 30 августа 2011 г. № 385 утверждены Основные направления государственной градостроительной политики Республики Беларусь на 2011–2015 годы. Документом, среди прочих задач, запланировано усовершенствование технических нормативных правовых актов в части регулирования плотности и этажности жилой и общественной застройки, определения параметров благоустройства внутриквартальных и дворовых территорий, организации парковок и стоянок автомобильного транспорта в комплексе с жилыми и общественными зданиями.

Предусмотрено развитие агломераций г. Минска и областных центров на базе городов-спутников (для Минска – Заславль, Логойск, Смолевичи, Фаниполь, Дзержинск, Руденск. для Гродно – Скидель. для Бреста – Жабинка. для Витебска – Руба). Правда, по последним данным, широко продекларированное строительство первого города-спутника Минска Смолевичи начнется, в лучшем случае, после 2013 года. Приоритетной задачей перед городом станет в ближайшие два года строительство нового жилого района Зеленый Бор, где непосредственно для столичных жителей будет возведено около 5 млн. кв.м жилья.

Среди других интересных особенностей новой градостроительной политики можно назвать попытку регулировать высоту городской застройки. Например, в средних городах отныне не рекомендуется размещать высотные здания. А в малых городах жилая застройка должна формироваться только малоэтажными и среднеэтажными домами.

Квартирная очередь и господдержка

Прошедший год положил начало реализации новой жилищной политики в Беларуси, направленной на сокращение господдержки при улучшении жилищных условий, ужесточение правил постановки на квартирный учет, на усовершенствование действующего законодательства в области жилищных отношений.

Указ от 9 августа 2011 г. № 346 существенно изменил правила постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Чтобы стать очередником, надо иметь на человека менее 15 кв.м общей площади жилого помещения (в Минске – менее 10 кв.м с учетом имеющегося жилья в Минском районе).

Прибывшие в Минск могут быть приняты на квартирный учет только после 10 лет постоянного проживания. Исключение составляют члены семьи гражданина, который уже прожил в столице 10 и более лет, молодые специалисты, а также приглашенные на госслужбу в Минск специалисты. При этом 5-летний ценз установлен для приезжающих в населенные пункты Минского района.

Указ №346 действует с 10 августа 2011 г. Он также гласит, что «граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по основаниям, действовавшим до вступления в силу настоящего Указа и изменяемым настоящим Указом, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и сохраняют право состоять на таком учете по данным основаниям».

Кстати, с февраля по май службы «Одного окна» в исполкомах проводят сверку лиц, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для этого очередник должен обратиться в «Одно окно» с паспортом, документами о рождении детей и иными справками, которые необходимы для сверки.

Указ от 22 апреля 2011 г. № 172 внес некоторые корректировки в правила предоставления льготных кредитов и субсидий гражданам, проживающим в служебном жилье, молодым и иным семьям, проживающим и работающим в сельской местности.

Постановлением Совмина от 28 сентября 2011 г. № 1300 с 1 октября введено нормативное потребление воды. В частности, установлено, что плата за услуги водоснабжения, водоотведения (канализации) с граждан, проживающих в жилых домах (квартирах), оснащенных приборами индивидуального учета расхода воды, взимается по тарифам, установленным законодательством РБ, в пределах объемов водопотребления на одного проживающего и зарегистрированного по месту жительства 140 литров в сутки. Сверх этой нормы оплата производится по себестоимости. В нынешнем году это начинание будет продолжено. Рассматривается предложение ввести дифференцированную оплату за электроэнергию. Еще в Беларуси отменены домовые книги (Указ от 27 июня 2011 г. № 276).

Что же касается нового Жилищного кодекса, принятия которого все с нетерпением ждали, то его даже не рассматривали во втором чтении на осенней сессии парламента. Теперь его принятия следует ждать весной – на следующей парламентской сессии.

С некоторым опозданием, чем ожидалось, принят Указ №13 от 6 января 2012 г. о льготном кредитовании жилья. Подробный комментарий мы планируем разместить в следующем номере «НБ». Пока же сообщаем о том, что гражданам, которые включены в списки на получение льготных кредитов, но не заключили кредитные договоры, необходимо в срочном порядке получить справки в БРТИ о том, что они и члены их семей не имеют (а если имеют, то где и сколько) жилья в собственности в населенных пунктах Беларуси. Также следует готовиться к тому, что из списков льготно-кредитуемых будут исключены не только просто малообеспеченные минчане-очередники (для них льготы уже не предусмотрены), но даже некоторые из очередников, которые по новому Указу имеют право на льготный кредит. Дело в том, что льготные ресурсы в этом году сильно ограничены и деньги пойдут преимущественно тем льготникам, которые имеют право на первоочередное получение господдержки.

«Облисполкомам, Минскому горисполкому, Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Министерству по чрезвычайным ситуациям, Комитету государственной безопасности, Государственному пограничному комитету, Службе безопасности Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитическому центру при Президенте Республики Беларусь, Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, Комитету государственного контроля» поручено «обеспечить пересмотр списков граждан на получение льготных кредитов с учетом положений» Указа №13 от 6.01.2012 г.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ

16.01.2012

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 5, за месяц 21

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 2/2012