Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Если жилой дом ветхий

В целях ускорения ликвидации имеющегося ветхого жилья постановлением Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 19 декабря 2008 года № 1982/19 «О мерах по выполнению заданий на 2009 год по строительству жилых домов» увеличены на 12,5 % (по сравнению с 2008 годом) расчетные показатели по финансированию и строительству в 2009 году жилых помещений для отселения граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых домах, признанных в установленном порядке непригодными для проживания.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 сентября 1999 года № 1392 «О порядке обследования состояния жилых помещений, признания их не соответствующими установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, непригодными для проживания» Министерство жилищно-коммунального хозяйства по согласованию с Минстройархитектуры и Минздравом утвердило условия, при которых жилые помещения признаются не соответствующими санитарным и техническим требованиям, непригодными для проживания (постановление от 2 мая 2000 г. № 4).

Согласно указанному нормативному документу Минжилкомхоза к жилым помещениям, непригодным для проживания, отнесены каменные жилые дома с фактическим износом свыше 70 % и деревянные жилые дома (и со стенами из прочих материалов) с износом свыше 65 %, а также жилые помещения в аварийном состоянии, устранение которого невозможно.

Общая площадь ветхого и аварийного жилья в республике постоянно снижается и на начало 2009 года составляла 328,3 тыс.кв.метров, или 0,14 % от всего жилищного фонда (в 2000 году - 884,2 и 0,4 %, в 2006 году – 450 и 0,2 %, в 2008 году - 340,2 тыс.кв.метров и 0,15 %). Однако проблема наличия ветхого и аварийного жилья осложняется все еще имеющим место «недоремонтом» жилищного фонда, невыполнением в установленные сроки плановых профилактических и ремонтных работ. Недостаток средств, направляемых на ремонт, реконструкцию и модернизацию жилья, приводит к его ускоренному износу.

Больше чем у других ветхого и аварийного жилья зарегистрировано в Витебской области – 79,7 тыс.кв.метров (24,3 % к общему объему такого жилья в республике), а также в Могилевской – 56,7 тыс.кв.метров (17,3 %), Брестской – 54,2 тыс.кв.метров (16,5 %), Гомельской области– 52,9 тыс.кв.метров (16,1 %). Несколько меньше такого жилья в Минской области – 30,9 тыс.кв.метров (9,4 %), в Гродненской области – 30,1 тыс.кв.метров (9,2 %) и г.Минске – 23,6 тыс.кв.метров (7,2 %).

По данным Белстата, в 2008 году сданы в эксплуатацию 836 квартир (общей площадью 48,8 тыс.кв.метров), или 143,6 % к годовому заданию, для отселения граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых домах. Этот показатель выполнен в Витебской области и значительно перевыполнен в других регионах (в Гродненской области в 2,3 раза). В Минске выполнение этого задания составило только 85,8 %.

В текущем году всего запланировано ввести в эксплуатацию 37,4 тыс. кв.метров общей площади для отселения из ветхого жилья 631 семьи (в том числе в Гродненской области – 120 семей, в г.Минске – 106 семей, в Могилевской области – 100, в Брестской – 95, в Гомельской – 80, в Минской – 70 и Витебской области – 60 семей).

Необходимо отметить, что действующее законодательство содержит ряд норм, регламентирующих порядок переселения граждан из домов, находящихся в аварийном состоянии или грозящих обвалом, подлежащих сносу, непригодных для проживания и подлежащих переоборудованию в нежилые.

В соответствии со статьей 67 Жилищного кодекса Республики Беларусь если дом, в котором находится жилое помещение государственного жилищного фонда, подлежит сносу или дом (квартира) непригоден для проживания и подлежит переоборудованию в нежилой либо если дом (квартира) находится в аварийном состоянии или грозит обвалом граждане выселяются из таких жилых помещений с предоставлением жилого помещения типовых потребительских качеств. Причем, граждане, проживающие в домах, грозящих обвалом, выселяются в административном порядке по постановлению прокурора (статья 38 ЖК). Предоставление в указанных случаях жилого помещения типовых потребительских качеств осуществляется на условиях ранее заключенного договора найма жилого помещения.

Пунктом 52 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда (утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 г. № 565) предусмотрено, что если жилое помещение государственного жилищного фонда находится в аварийном состоянии или грозит обвалом, подлежит сносу, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, боевых действий и террористических акций перестало соответствовать санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и признано непригодным для проживания, выселяемым гражданам по решению местного исполнительного и распорядительного органа за счет собственника жилищного фонда предоставляется жилое помещение типовых потребительских качеств общей площадью не менее занимаемого на условиях ранее заключенного договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда.

По пункту 53 указанного Положения, если жилой дом, в котором находится жилое помещение государственного жилищного фонда, подлежит сносу в связи с изъятием земельного участка для государственных и (или) общественных нужд либо жилое помещение государственного жилищного фонда признано в установленном законодательством порядке не соответствующим санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и подлежит переводу в нежилое, лицо, которому предоставляется этот земельный участок либо предназначается подлежащее переводу в нежилое помещение, предоставляет выселяемым гражданам жилое помещение типовых потребительских качеств, соответствующее требованиям пунктов 44–46 данного Положения, на условиях ранее заключенного договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда.

Согласно подпункту 62.1 указанного Положения граждане, жилые помещения которых (в том числе принадлежащие на праве собственности) вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, боевых действий и террористических акций стали непригодными для проживания, имеют право на получение в установленном порядке жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда.

Необходимо также отметить, что в соответствии с подпунктом 3.1.3 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда проживание граждан в жилых помещениях, признанных не соответствующими санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, является основанием для принятия их в установленном порядке на квартирный учет независимо от уровня обеспеченности общей площадью.

Указом Главы Государства от 3 июня 2008 года № 292 конкретизирован порядок предоставления жилых помещений выселяемым гражданам при сносе жилого дома государственного жилищного фонда в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд или при переводе жилого помещения в нежилое для случаев, когда земельный участок предоставляется организации негосударственной формы собственности либо ей предназначается жилое помещение, подлежащее переводу в нежилое (часть вторая пункта 53 Положения). В этих случаях выселяемым гражданам предоставляется жилое помещение типовых потребительских качеств, соответствующее требованиям пунктов 44 – 46 Положения, на условиях ранее заключенного договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда местными исполнительными и распорядительными органами, иными государственными органами и другими государственными организациями, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится жилое помещение, подлежащее сносу (переводу в нежилое), за счет средств указанной организации негосударственной формы собственности, перечисляемых на эти цели, либо путем безвозмездной передачи жилого помещения, находящегося у нее в собственности, в республиканскую или коммунальную собственность.

Согласно статье 104 ЖК в случае сноса одноквартирного, блокированного жилого дома, строений и сооружений при нем, принадлежавших или принадлежащих на момент сноса гражданину на праве собственности, в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд указанному гражданину совместно с членами его семьи предоставляется за счет соответствующих предприятий, учреждений, организаций, которым отводится земельный участок, по выбору гражданина право на:

получение в собственность благоустроенной квартиры, соответствующей требованиям Жилищного кодекса (в пределах от 15 до 20 кв. метров общей площади на одного человека; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний по списку Минздрава, сверх 15 кв. метров на одного человека предоставляется дополнительная площадь в виде комнаты или в размере 15 кв. метров общей площади);

строительство и (или) получение в собственность жилого дома, строений и сооружений при нем, равноценных сносимым по благоустройству и общей площади;

перенос и восстановление при наличии технической возможности сносимого дома, строений, сооружений и насаждений при нем;

получение денежной компенсации за сносимый жилой дом, строения, сооружения и насаждения при нем, определяемой на основании заключения экспертизы о стоимости жилого дома, строений, сооружений и насаждений при нем.

Статьей 105 ЖК предусмотрено также, что если гражданину на праве собственности принадлежит жилое помещение, находящееся в многоквартирном жилом доме, и этот дом (жилое помещение) находится в аварийном состоянии или грозит обвалом, подлежит переоборудованию в нежилой или подлежит сносу в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд, то предприятием, учреждением, организацией, которым отводится земельный участок, либо предназначается подлежащий переоборудованию жилой дом (жилое помещение), предоставляется этому гражданину совместно с членами его семьи в собственность жилое помещение, равноценное по благоустройству, по общей площади не менее ранее занимаемого жилого помещения, либо по его желанию выплачивается денежная компенсация за принадлежавшее ему на праве собственности жилое помещение, определенная на основании заключения экспертизы о стоимости жилого помещения.

Кроме того, для граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, установлены льготы на получение государственной поддержки в случае изъявлении ими желания построить или приобрести в собственность благоустроенное жилье. Так, в соответствии с подпунктом 1.10 Указа Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. № 185 «О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений» указанные граждане вне очереди включаются в списки на получение льготных кредитов. Согласно подпункту 1.11 этого Указа им предоставлено право на совместное использование льготного кредита и одноразовой безвозмездной субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.

Местные исполнительные и распорядительные органы имеют также право предоставлять гражданам, проживающим в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, вне очереди субсидии на строительство и приобретение жилых помещений. При этом базовая доля субсидии указанным гражданам начисляется независимо от времени нахождения на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в максимальном размере с учетом всех остальных установленных критериев для определения величины субсидии.

Нередко ветхие дома имеют недостаточный уровень инженерного обустройства. В таких случаях, в соответствии с подпунктами 1.4 и 1.4-1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 августа 1999 г. № 1332 размер платы за техническое обслуживание в домах, в которых отсутствуют горячее, холодное водоснабжение, центральное отопление может по решению облисполкомов, Минского горисполкома уменьшаться на 10 % за каждый отсутствующий вид инженерного обустройства. В жилых домах, в которых отсутствуют инженерные системы рециркуляции горячей воды, плата за подогрев воды, услуги централизованного водоснабжения и канализации в пределах фактического потребления объемов горячей воды, определенных по показаниям приборов индивидуального учета расхода воды, но не выше норм водопотребления, установленных местными исполнительными и распорядительными органами, осуществляется с 10-процентной скидкой с тарифов на эти услуги, установленных законодательством Республики Беларусь.

В решении освещаемой проблемы есть и определенные организационные особенности. Дело в том, что ветхое и аварийное жилье неравномерно распределено по городам и сельским районам. Еще более неравномерно распределяется новое жилищное строительство. Поэтому может оказаться так, что там, где наиболее остро стоит проблема переселения граждан из непригодных для проживания помещений, как раз и недостаточно строится жилья или вообще не запланировано жилищное строительство.

Здесь очень велика роль местных исполнительных и распорядительных органов. После утверждения на республиканском уровне заданий по строительству жилья на очередной год ими разрабатываются конкретные графики строительства жилых домов с учетом всех местных особенностей, и переселение граждан из ветхих и аварийных жилых помещений должно рассматриваться как одно из приоритетных направлений.

Для этих целей частично могут быть использованы и пустующие дома. По данным статистики, на 1 января 2009 г. в республике насчитывалось около 125 тыс. жилых домов (квартир) общей площадью 6,2 млн. кв. м, в которых не проживают (не прописаны) собственники и члены их семей, из них 99,7 % находилось в сельских населенных пунктах. Значительная часть этого жилья имеет не очень большой износ и может быть заселена после проведения необходимых ремонтных работ. Покупка таких домов может осуществляться по ценам значительно ниже стоимости нового строительства. Таким образом, вовлечение в оборот пустующих домов является резервом решения данной жилищной проблемы, тем более что разрешено направлять для выкупа их у собственников часть выделяемых на жилищное строительство в сельской местности льготных кредитных ресурсов.

Ликвидация ветхих и аварийных жилых домов и переселение проживающих там семей в благоустроенные жилые помещения явится конкретным проявлением заботы государства о реализации предусмотренного ст. 21 Конституции Республики Беларусь права всех граждан на достойный уровень жизни, включая нормальные жилищные условия.

Ольга ЗИНКЕВИЧ.

28.06.2009

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 14, за месяц 104

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 25/2009