Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Земельному кодексу – новое лицо, а гражданам – возможность приватизировать земельные участки

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » Земельному кодексу – новое лицо, а гражданам – возможность приватизировать земельные участки

Не исключено, что уже в текущем году будут внесены изменения и дополнения в Кодекс о земле, которые значительно расширяют границы прав частной собственности на земельные участки. Проект соответствующего законодательного акта уже подготовлен. А в ближайшие дни будет подписано постановление об утверждении нормативных цен на землю.

Действующая в республике структура прав на земельные участки, как считают в Комитете по земельным ресурсам, геодезии и картографии, дает предпосылки к существованию теневого рынка земельных участков. Каждая продажа здания, сооружения сопровождается передачей прав пользования земельным участком как принадлежности здания или сооружения. При этом в цену здания или сооружения скрыто входит цена права на земельный участок. Точно так же в скрытой форме происходит и аренда земельного участка при сдаче в аренду зданий. Для устранения этих негативных моментов в проекте Закона Республики Беларусь “О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о земле” предусматривается изменение структуры прав на земельные участки. Суть изменений состоит в передаче земельных участков, как правило, на праве собственности и праве аренды, а право получать земельные участки в постоянное пользование предлагается сохранить только за государственными органами и учреждениями, казенными предприятиями, организациями, которым предоставлено право оперативного управления объектами, находящимися только в собственности государства.

Одновременно предлагается расширить основания передачи земельных
участков в собственность юридическим лицам, созданным в соответствии с законодательством Республики Беларусь, в том числе организациям с иностранными инвестициями (далее -- юрлица РБ), разрешив передачу участков в собственность для всех целей, связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и предоставив преимущественное право на приобретение земельных участков в собственность юрлицам РБ, осуществляющим инвестиционные проекты, а также приватизирующим объекты госсобственности, находящиеся на этих земельных участках.

В проекте также предлагается: разрешить иностранным гражданам и лицам без гражданства наследовать земельные участки, находящиеся в частной собственности, пожизненном наследуемом владении граждан РБ. Предусматривается, что это будет единственным основанием получения в
Беларуси земельных участков в собственность, пожизненное наследуемое владение иностранными гражданами и лицами без гражданства. При этом эти лица смогут передавать такие участки по наследству, однако отчуждать их будет возможно только гражданам РБ либо местным исполнительным и распорядительным органам.

Проектом исключается требование о необходимости постоянного проживания граждан на территории РБ для получения земельного участка в собственность как не соответствующее ст. 30 Конституции РБ, ст. 21 ГК в части неправомерного ограничения дееспособности граждан, а также статье 6 Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан.

Также предлагается дополнить Кодекс о земле нормами, разрешающими продавать земельные участки в частную собственность гражданам РБ, а также заключать договоры аренды земельных участков на торгах (аукционах, конкурсах), что соответствует ст. 417, 418 ГК. Кроме этого предусматривается дополнить Кодекс о земле статьей, предоставляющей право физическим и юридическим лицам, добросовестно, открыто и непрерывно использующим в течение пятнадцати и более лет земельный участок, на который отсутствуют документы о его передаче, предоставлении, либо граница, размеры которой не совпадают с границей, размером, указанными в документах, приобрести в установленном порядке этот земельный участок в частную собственность или в аренду в сложившейся границе и размере, не превышающем предусмотренного Кодексом о земле. Эта норма согласуется со ст. 235 ГК, а также является результатом обобщения практики рассмотрения обращений граждан. Гл. 8 Кодекса о земле предложено дополнить терминами “краткосрочная аренда земельных участков” и “долгосрочная аренда земельных участков”, положениями о праве арендатора на заключение договора аренды земельного участка на новый срок, об определении условий договора аренды, а также статьей о субаренде земельных участков.

Для недопущения явлений скрытого земельного рынка предусмотрено, что переход права собственности на строение, сооружение, расположенное на земельном участке, предоставленном в постоянное пользование, допускается только после переоформления права постоянного пользования земельным участком на право частной собственности или право аренды земельного участка, за исключением случаев, оговоренных Кодексом о земле.

Также предлагается ввести термин “рыночная цена”, а также “рыночная стоимость” и “кадастровая стоимость”, которые определяются на основании оценки земельных участков, уточнить порядок использования платежей за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, и за передачу, предоставление таких земельных участков и имущественных прав на них.

Из ст. 70 Кодекса о земле разработчики предлагают исключить требование о необходимости постоянного проживания в сельских населенных пунктах, поселках городского типа как необходимое условие получения земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, поскольку это противоречит Конституции и ст. 21 ГК.

В проекте уточняются компетенция местных исполнительных и
распорядительных органов, специально уполномоченного органа по
земельным ресурсам и землеустройству в области регулирования земельных отношений (ст. 20, 23, 25), состав правоудостоверяющих документов (ст. 30), порядок перехода прав собственности на земельный участок при реорганизации и ликвидации юрлица (ст. 56), основания и случаи прекращения прав на земельные участки (ст. 49-53), права и обязанности землепользователей, землевладельцев, собственников и арендаторов земельных участков (ст. 64), вопросы, связанные с ведением крестьянского (фермерского) хозяйства, термин “земли сельскохозяйственного назначения” (ст. 95), вопросы землепользования сельскохозяйственных организаций (ст. 99, 100).

На семинаре также сообщили о том, что в ближайшие дни будет принято постановление правительства об утверждении нормативных цен на землю, что позволит возобновить приватизацию земельных участков, предоставленных гражданам для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ

07.04.2003

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 11, за месяц 81

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 14/2003