Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

О перспективах развития транспортно-логистической системы

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » О перспективах развития транспортно-логистической системы

Беларусь как транзитная республика, находящаяся в центре Европы между двумя мощными экономическими группировками, - с одной стороны - Россией, а с другой стороны - Евросоюзом, пока использует только до 20 % своих транспортных возможностей. Поэтому транспортно-логистическая сфера в республике как особый вид деятельности должна развиваться и быть весьма привлекательной для инвестирования и вложения капитала.

В современных условиях одним из важнейших направлений развития экономики страны является развитие транспортной логистики. Как правило, правильно построенные логистические центры поставок сокращают транспортные затраты, которые отражаются на цене товаров. Особенно это важно для повышения спроса на продукцию, экспортируемую из республики.

В евроазиатском регионе в основном сформированы опорные центры логистики, с которыми должны взаимодействовать транспортно-логистические центры различных государств, расположенных в основных направлениях движения грузопотоков. Согласно утвержденной межгосударственным советом ЕврАзЭС концепции формирования единого транспортного пространства в Беларуси предусмотрено создание 4-х транспортно-логистических центров в городах Минске, Витебске, Бресте и Гомеле, сказал на III Белорусском транспортном конгрессе «Транспорт и логистика» Министр транспорта и коммуникаций Беларуси И.Щербо.

По его словам, в развитие этой концепции в республике разработана и реализуется Программа развития логистической системы на период до 2015 года, в которой определены основные направления развития логистической системы Беларуси, организационная схема размещения логистических центров в стране и за рубежом, а также определены основные направления совершенствования законодательства в этой сфере.

В основном склады, расположенные на территории Беларуси, по степени оснащенности и техническому состоянию относятся к категориям «С» и «Д». Однако уровень их использования весьма низок. В то же время складов категорий «А» и «В» недостаточно. Для их строительства требуются большие инвестиции, которыми отрасль не располагает. Поэтому, подчеркнул Министр транспорта и коммуникаций Беларуси, «мы заинтересованы в широком привлечении инвесторов в эту сферу деятельности». Планировочное размещение логистических центров позволит оптимизировать внешние и внутренние грузопотоки республики, считает И.Щербо. Кроме того, их работа поможет скоординировать деятельность грузовладельцев, использующих для перемещения грузов различные виды транспорта.

Для дальнейшего развития данной сферы услуг, сказал министр, планируется создать транспортно-логистические центры общего пользования, которые помогут освоить неохваченные транспортно-логистическим обслуживанием экспортно-импортные грузы, предъявляемые для перевозки небольшими партиями и скоординируют транспортные грузопотоки.

Суммарный объем грузов, перерабатываемых на транспортно-лигистических центрах общего пользования республики, может составить около 30 млн. тонн в год. При наличии в Беларуси разветвленной сети транспортно-логистических центров экспортно-импортные грузы могут миновать областные центры и перерабатываться в городах Барановичи, Бобруйск, Борисов, Жлобин, Мозырь, Орша, Пинск. Этот перечень городов может быть значительно расширен, если в этом будут заинтересованы местные исполнительные комитеты, считает министр. Так, например, Гродненский облисполком учел предложение о строительстве транспортно-логистического центра в г.Лида и выделил для этих целей земельный участок.

Региональные транспортно-логистические центры общего пользования целесообразно разместить в городах областного подчинения, поскольку там имеются разветвленные транспортные узлы, промышленно-торговые объекты, которые традиционно являются местами зарождения массового спроса на перемещение грузов, считает И.Щербо. Кроме того, вблизи городов областного подчинения, как правило, проходят международные транспортные коридоры.

Для организации перевозок транзитных грузов необходимо использовать и свободные экономические зоны (СЭЗ), считает министр. Однако в настоящее время не все СЭЗ в республике располагают большими территориями земли для строительства транспортно-логистических центров общего пользования. Поэтому уже сегодня, подчеркнул И.Щербо, следует рассматривать вопрос по изменению их границ.

Создание транспортно-логистических центров общего пользования позволит также более эффективно использовать экономический потенциал республики и создать условия для ее интеграции в мировую экономическую систему, полнее использовать преимущества ее географического положения, привлечь дополнительные инвестиции, создать новые рабочие места, увеличить объем грузоперевозок и повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Охарактеризовал министр и работу транспортного комплекса Беларуси, благодаря которой на протяжении многих лет обеспечивается спрос экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров. Наряду с экспортом транспортных услуг в Беларуси большое внимание уделяется использованию транзитного потенциала. Общий объем доходов от транспорта за 2008 год составил 2,6 млрд.долл.США. Для дальнейшего повышения уровня использования транзитного потенциала Минтрансом планируется активизировать работу по созданию условий для привлечения транзитных грузопотоков через территорию республики и, прежде всего, в евроазиатском направлении, поскольку именно в нем расположены такие крупные государства, как Россия, Казахстан, Китай, Япония и другие. Только китайские грузы в евроазиатском направлении составляют около 150 млн. тонн в год. Этот грузопоток распределяется по шести сухопутным транспортным коридорам.

Значительная доля грузопотоков евроазиатского направления осваивается и морским транспортом. Однако этот вид грузоперевозок значительно увеличивает сроки доставки грузов. Из-за ограниченности возможностей морского транспорта возникает актуальная задача в развитии международных транспортных коридоров, обеспечивающих расширение узких мест доставки грузов. Поэтому эта проблемы, по мнению И.Щербо, должна рассматриваться международными транспортными организациями.

Существующее распределение грузопотоков между транспортными коридорами, сложившееся в настоящее время в евроазиатском направлении, не в полной мере учитывает потенциальные возможности нашей республики. Так, в прошлом году через территорию страны перевезено транзитом более 170 млн. тонн грузов из различных государств, железнодорожным транспортом – более 50 млн. тонн, грузовыми автомобилями различных организаций - более 11 млн. тонн.

По территории Беларуси ежедневно пролетают 500 -700 самолетов. Перевозчики используют воздушное пространство республики для прокладывания маршрутов из Японии, Австралии и Сингапура в Европу, из Америки – на Ближний Восток. Через Беларусь летают воздушные суда более чем 920 авиакомпаний мира из 96 стран, и из года в год их количество увеличивается. К тому же все 7 аэродромов Беларуси имеют допуск обслуживания международных полетов.

В условиях мирового финансового кризиса Беларусь заинтересована в более интенсивном использовании своих транспортных коммуникаций для перевозки грузов в евроазиатском направлении, сказал министр. Для этого в республике созданы все условия. В настоящее время резервы перевозных возможностей второго транспортного коридора железнодорожным транспортом составляют 400 млн. тонн, автомобильным – 10 млн. тонн. По мнению И.Щербо, дополнительные возможности для роста транспортных грузопотоков через территорию республики могут быть обеспечены за счет совершенствования перевозок транзитными поездами и, прежде всего, контейнерными. Так, в январе 2008 года состоялся первый демонстрационный рейс грузового контейнерного поезда, который перевез из Пекина в Гамбург 48 контейнеров грузов. В прошлом году проследовало 6 поездов из Китая в Германию и 1 поезд в обратном направлении. Этими поездами было перевезено 667 контейнеров. При этом скорость доставки грузов железнодорожным транспортом в 2 раза превысила скорость доставки грузов морским транспортом. Поэтому, выразил свое мнение министр, евроазиатскому транспортному сообществу необходимо обратить серьезное внимание на широкое использование преимуществ железнодорожного транспорта при перевозке грузов международным сообщением.

В Беларуси для повышения привлекательности в сфере транзитных перевозок разработаны и реализуются Программа развития железнодорожных пунктов пропусков на государственной границе Республики Беларусь на 2007 – 2015 годы и Программа развития логистической системы на период до 2015 года. В рамках этих программ проводится модернизация дорог во всех направлениях международных транспортных коридоров. Для улучшения обслуживания пользователей автомобильных дорог и повышения привлекательности Беларуси в сфере туризма до 2011 года планируется построить свыше 600 объектов придорожного сервиса. В настоящее время на государственной границе Республики Беларусь функционирует 34 пунктов пропуска, которые оснащены современными средствами технического контроля.

В свою очередь заместитель Министра экономики Республики Беларусь А.Тур сказал, что транспорт для Беларуси представляет собой один из фундаментальных элементов формирования услуг. С одной стороны, Беларусь граничит с Евросоюзом – а это 21 государство с общим объемом ВВП примерно 11,5 трлн. долл.США, с дугой стороны, - с Российской Федерацией, в которой в 2008 году объем производства ВВП составил примерно 1 трлн. 800 млн. долл.США. Поэтому Беларусь как страна, находящаяся между двумя мощными экономическими группировками и обладающая в значительной степени меньшим объемом ВВП – приблизительно 50-52 млрд.долл.США, к тому же вступившая в единый таможенный союз, который фактически должен начать функционировать с 1 января 2010 года (а это означает, что мы будем находится не только между РФ и Евросоюзом, но и между странами ЕврАзЭС и рядом других государств, в первую очередь Украиной и Молдавией), должна более активно использовать свои транспортные возможности, сказал А.Тур. «При всем том, что мы сейчас делаем в сфере транспортной логистики, по экспертной оценке республика пока использует свои транспортные возможности только до 20 %», - сказал замминистра экономики. Это означает, что республика может максимально еще в 5 раз увеличить свои транспортные возможности. Поэтому программа развития логистической сферы во многом направлена на решение этих задач. При этом А.Тур отметил, что речь идет не просто о складах, дорогах, об обновлении парка автомобилей, железнодорожного транспорта. Развитая система логистики, считает замминистра, означает колоссальные возможности для вложения инвестиций и капитала в различные сферы деятельности, которые включают в себя понятие логистики.

Елена МАСЛОВСКАЯ.

11.10.2009

просмотров: сегодня 3, за последние 7 дней 25, за месяц 195

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 40/2009