Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Права на землю наполнили конкретикой

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » Права на землю наполнили конкретикой

В Беларуси планируется расширить основания для получения гражданами земельных участков, а также подготовлен проект указа Президента РБ, согласно которому землеустроительные службы, находящиеся в системе Госокимущества, передаются в структуру исполкомов.

О правовом регулировании в системе земельных отношений рассказал на брифинге заместитель председателя Госкомимущества Андрей Гаев. В первую очередь он напомнил о новом Кодексе о земле, который вступил в силу с января 2009 года и который по-новому регулирует земельные отношения на территории Беларуси.

Кодекс принимался с учетом действующего указа №667, вступившего в силу с 2008 года и объединившего 13 ранее действовавших указов, регулировавших земельные отношения. Поэтому сегодня все земельные отношения комплексно урегулированы этими законодательными актами, отметил заместитель председателя.

По мнению А. Гаева, очень полезной оказалась реализация заявительного принципа «одного окна» при получении земельных участков, «когда заинтересованное в земельному участке лицо обращается в организацию по землеустройству, заключает сквозной договор подряда и ему по факту изготовления всех необходимых документов и государственной регистрации выдается документ на конкретный земельный участок».

По словам чиновника, с мая текущего года вступили в силу нормы, уточняющие предоставление земельного участка с аукционов и без аукционов, расширены основания предоставления земельных участков напрямую – в частности для таких целей, связанных с выполнением работ и оказанием услуг в населенных пунктах с населением численностью менее 50 тыс. человек либо за пределами населенных пунктов.

Госудасртвенным комитетом по имуществу взята под особый контроль ситуация по предоставлению земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства.

«Но жизнь на месте не стоит. Подготовлен ряд дополнений в Кодекс о земле. Соответствующий проект закона находится в парламенте и готовится ко второму чтению. В нем среди прочих вопросов расширяются основания для получения земельных участков гражданами для огородничества. Кроме того по соответствующему поручению главы государства и органов занимающихся регулированием земельных отношений подготовлен и находится в Администрации Президента проект указа Президента, согласно которому землеустроительные службы, находящиеся в системе Госкомимущества передаются в структуру исполкомов», – сообщил А. Гаев.

Как заметил чиновник, поскольку исполкомам переданы все полномочия по предоставлению и изъятию земельных участков, то для комплексного регулирования ими земельных отношений передается в их ведение землеустроительная служба.

Принятые меры по упрощению порядка совершения административных процедур в рамках либерализации условий осуществления экономической деятельности позволили Беларуси занять одну из лидирующих позиций по показателю «регистрация прав на недвижимое имущество». Согласно отчету «Ведение бизнеса-2010», подготовленному Всемирным банком, Беларусь сегодня занимает по этой позиции 10-е место среди 183 стран. Для сравнения: в отчете «Ведение бизнеса-2008» Беларусь занимала 95-е место.

Продолжается работа по совершенствованию системы приема заявлений на государственную регистрации недвижимого имущества. В частности сегодня решаются вопросы, связанные непосредственно с возможностью обращения за регистрацией закладных в электронной форме, не обращаясь в соответствующий офис подразделения органа госрегистрации по месту нахождения недвижимого имущества. «То есть за регистрацией можно будет обращаться, находясь в Минске, а недвижимость может находиться в Борисове либо в другом населенном пункте. В дальнейшем такая возможность будет распространяться и на другие отношения в сфере недвижимости», – рассказал А. Гаев.

В заключение отметим, что 8 октября текущего года Палатой представителей НС РБ принят проект Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним».

В ходе доработки законопроекта ко второму чтению он был дополнен рядом положений. В частности предлагается предусмотреть, что Президентом Республики Беларусь могут устанавливаться иные правила государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, чем те, которые предусмотрены Законом.

Также предложено определить, что стороны вправе обратиться за государственной регистрацией заключенных до вступления в силу Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» договоров залога внесенного в единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь права аренды недвижимого имущества, а также основанного на этих договорах права залога.

Законопроект дополнен нормой о необходимости государственной регистрации залога (договора залога) права аренды недвижимого имущества, не подлежащего государственной регистрации.

В законопроекте уточнено положение статьи Закона, регулирующей вопросы принятия решения о совершении регистрационного действия. Так, в результате предлагаемых изменения и дополнения, «предлагается предусмотреть, что по письменному заявлению заинтересованного лица, желающего обратиться в суд для оспаривания сделки, права или ограничения (обременения) права, о государственной регистрации которых просит другое заинтересованное лицо, совершение регистрационного действия должно быть приостановлено на срок, указанный в заявлении, но не более чем на один месяц. При этом к данному заявлению либо должны прилагаться документы (их копии), свидетельствующие, что в результате совершения соответствующей сделки, возникновения, перехода, прекращения соответствующих права или ограничения (обременения) права на недвижимое имущество могут быть нарушены или ограничены права этого заинтересованного лица, либо в заявлении должно быть указание на сведения, подтверждающие названные выше обстоятельства, содержащиеся в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним».

Еще одно немаловажное нововведение предусмотрено законопроектом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам регулирования земельных отношений», который Палата предстаивтелей НС приняла 5 ноября в первом чтении. Документ предусматривает ужесточение подходов при разрешении вопросов о самовольном строительстве.

Основные изменения этим законопроектом вносятся в Гражданский кодекс. Будет дано новое определение понятия «самовольное строительство». Перечень действий, подпадающих под него, существенно расширится по сравнению с действующим законодательством. Снос самовольных построек, расположенных на незаконно занятом или самовольно захваченном участке, станет правилом. Право собственности на самовольную постройку может быть признано в исключительных случаях по решению суда.

Законопроект устанавливает перечень случаев, в которых отказ выполнить решение органов власти будет считаться отказом от права собственности на самовольную постройку.

Кроме того, сокращаются сроки, в течение которых можно обратиться в суд с заявлением о признании собственности на «бесхозную» недвижимость. Предусматривается, что органы, уполномоченные управлять коммунальным имуществом, вправе обратиться в суд о признании коммунальной собственности на бесхозяйную недвижимость не через три года, как было раньше, а через год.

Кроме того, сегодня обсуждается предложение конкретизировать требование по консервации недостроенных объектов в случае их продажи.

Напомним, что с 1 января 2007 года чтобы продать участок вместе с недостроенным коттеджем, этот недострой нужно законсервировать.

Так вот в Госкомимуществе считают, что консервировать «незавершенку» с целью ее продажи нужно на определенной стадии готовности. «Чтобы объект имел стены и крышу, и чтобы его можно было считать действительно объектом недвижимо имущества и чтобы объект не разрушался при наличии крыши и, соответственно, никому не представлял угрозу», – пояснил А. Гаев. Но пока этот вопрос находится в стадии предложения.

Марина СИРОТКО.

15.11.2009

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 1, за месяц 15

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 45/2009