Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Льготное кредитование уйдет в прошлое?

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » Льготное кредитование уйдет в прошлое?

Сегодня, льготное жилищное кредитование себя изжило. Об этом, на прошедшей недавно пресс-конференции заявила председатель Постоянной комиссии по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Палаты представителей Галина Полянская на встрече с журналистами.

В настоящее время в Беларуси на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий состоят около 701 тыс. человек. Однако, как отмечает Галина Полянская, несмотря на форсированный рост жилищного строительства, жилье не стало доступнее для большинства граждан, реально в нем нуждающихся.

Сформированная правовая основа обеспечила форсированный рост жилищного строительства, требующего привлечения колоссальных экономических ресурсов. В текущем году предусмотрено ввести в эксплуатацию 6 млн. кв. м жилья и объем льготного кредитования должен достигнуть рекордной цифры – 5 трлн. руб. В 2010 году планируется строительство 8 млн. кв. м жилья, а начиная с 2011 года ежегодно будет вводиться 10 млн. кв. м. При таких темпах весьма сложно обеспечить финансирование жилищного строительства в полном объеме, используя преимущественно возможности льготного кредитования, считает Г. Полянская.

Депутат также обратила внимание на то, что существующая система обеспечения граждан жильем предусматривает приобретение гражданами жилья в частную собственность. Анализ показывает, что многие состоящие на учете граждане не связывают стремление приобрести в собственность жилье с необходимостью накопления для этой цели своих собственных финансовых ресурсов.

«Многие граждане рассчитывают стать с поддержкой государства собственниками жилья путем строительства либо приобретения его по льготной цене с использованием льготных кредитов и безвозмездной субсидии. Фактически, они хотят стать собственниками жилых помещений, не прилагая к этому должных усилий. В связи с этим, у граждан формируется иллюзия доступности жилья, независимо от их материальной обеспеченности, что является стимулом для увеличения очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. Хотя в настоящее время около 80% жилищного фонда страны находится в частной собственности. А это не плохой, согласитесь, актив для тех, кто хочет улучшить жилищные условия. В то время как во многих странах мира этот показатель равен 40-70%», – отмечает депутат.

Можно сказать, что в Беларуси действующая система льготного кредитования сыграла решающую роль в обеспечении жильем нуждающихся граждан. Однако, по мнению специалистов, настало время подумать о внедрении других схем финансирования строительства и приобретения жилья гражданами – таких как ипотека, система жилищных строительных сбережений, развитие сектора аренды и найма жилья.

Хотя Беларусь и занимает ведущее место в СНГ по строительству жилья (в прошлом году построено 527 кв.м на 1 тыс. человек по сравнению с 451 кв.м в России и 222 кв.м в Украине), обеспечить жильем всех нуждающихся, используя только льготное кредитование, нереально. Система льготного кредитования может стать обременительной для государства, учитывая, что нуждающихся в жилье из года в год становится все больше.

Владимир Дмитрук, заведующий отделом Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации, привел данные, подтверждающие ежегодное увеличение темпов роста квартирной очереди. Так если в 2005 году по сравнению с предыдущим годом количество нуждающихся в улучшении жилищных условий выросло на 40 тыс, то в 2006 – на 60 тыс., а в 2007 году – на 90 тыс.

«Исходя из такой динамики можно подсчитать, что где-нибудь к 2012 -2013 годам у нас вся страна будет нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Поэтому ни один бюджет не сможет выдержать такой нагрузки, чтобы обеспечить всех нуждающихся льготными кредитами. Поэтому мы и хотим обсудить на парламентских слушаниях дополнительные источники финансирования жилищного строительства», – сказал В. Дмитрук.

Г. Полянская также считает, что необходимо разнообразить систему жилищного кредитования.

Ежегодно в бюджет закладываются большие суммы компенсаций банкам за предоставление ими льготных для тех, кому нужно жилье. Ведь банки предоставляют льготные кредиты под 3-5% годовых из собственных средств. Чтобы банки не остались в убытке, им выплачивается из бюджета компенсация. И суммы этих компенсационных выплат растут по мере роста объемов льготного кредитования. Например, в проекте бюджета на 2010 год на компенсацию предусмотрено 1,333 трлн. руб.

«У нас сейчас реально действует только одна система – льготное жилищное кредитование для нуждающихся. Она изжила себя», - убеждена Г. Полянская. Поэтому сейчас важно создать механизм государственного поощрения тех граждан, которые за счет собственных и кредитных ресурсов будут вести жилищное строительство.

Положительно зарекомендовало себя в других странах долгосрочное ипотечное кредитование. Его дополняет, причем результативно, система жилищных строительных сбережений. Ведь сегодня в Беларуси ипотека практически не работает, система жилищных строительных сбережений законодательно не закреплена. Хотя соответствующий законопроект разрабатывается депутатами с 2006 года.

Изначально в проекте документа были прописаны основополагающие статьи о роли и поддержке государства в системе жилищных строительных сбережений. Однако потом законопроект дорабатывали в Министерстве архитектуры и строительства, в процессе согласования с заинтересованными органами его неоднократно переделывали. В результате из законопроекта убрали самые важные, как считают депутаты, положения – о государственной поддержке.

«Законопроект превратился в декларативный. В таком виде он работать не будет. Его нужно наполнять», – сказала Г. Полянская. Во всех странах, где эффективно работает система строительных сбережений, есть государственное премирование для тех, кто выполняет условия накопительного договора.

По словам депутата, в законопроекте важно четко прописать, как будет работать система строительных сбережений. Предлагается так же сделать систему закрытой, чтобы уполномоченный банк сам регулировал процентные ставки для тех, кто участвует в такой системе.

Примером успешного использования закрытой системы жилищных стройсбережений является Казахстан. По мнению специалистов, такая система позволяет понизить процентные ставки по кредитам и ссудам. И если общие ставки в Казахстане составляют 12-14%, то в системе жилищных стройсбережений – от 3 до 6%. Считается, что этот инструмент весьма привлекателен для населения. Вкладывая деньги в эту систему, а соответственно в жилищное строительство и приобретение жилья, участник системы помогает себе и государству.

В свою очередь, сам механизм финансирования должен быть основан на накоплении индивидуальных сбережений в целях получения займа для приобретения и строительства жилья. Человек подписывает договор, делает взносы, идут банковские проценты плюс государство начисляет ему жилищные премии, рассказали депутаты.

Предусматривается накопление на банковских счетах в течение 5-7 лет определенной суммы. Эти деньги человек использует в качестве первого взноса, а затем банк дает ипотечный кредит. Залогом является приобретаемая квартира.

По мнению Г. Полянской, очень важно сейчас не пойти по примеру закона об ипотеке, который был принят в Беларуси в 2008 году, но который пока не работает. В стране не хватает долгосрочных ресурсов (длинных денег), в обществе не создано положительное отношение к ипотеке и государство не определилось, какой из мировых опытов по внедрению ипотеки подходит для Беларуси.

В нашей стране был опыт внедрения системы строительных сбережений, и он также оказался недейственным.

Беларусбанк в 2006 году разработал свою банковскую систему строительных сбережений. Но она не защищена законом, не является закрытой и не предусматривает государственных премий вкладчикам. В результате этой системой воспользовались менее 1 тыс. человек.

Депутаты привели в пример Чехию, где хорошо развита система строительных сбережений и где ее используют 4,5 млн. из 10 млн. жителей этой страны. Исходя из мирового опыта известно, что 1 евро, вложенный государством в премирование вкладчиков строительных сбережений, возвращается в бюджет в троекратном размере. Это происходит за счет наращивания объемов строительства, налоговых отчислений и развития других отраслей экономики, которые, как локомотив, тянут за собой строительство.

Г. Полянская считает, что сейчас в Беларуси самый удобный момент для принятия действенного наполненного законопроекта о системе строительных сбережений. Ведь экономический кризис рано или поздно закончится, и люди смогут вкладывать деньги в жилье.

«Конечно, – говорит депутат Постоянной комиссии Палаты Представителей Национального собрания РБ по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Александр Чикилев, – на почве льготного кредитования, человеку будет сложно адаптироваться к новой системе. Какой-то срок нужен будет для социальной адаптации закона (2-3 года). Потом 5-6 лет накоплений. Быстрее накопить сложно. Итого, первый дом по системе жилищных стройсбережений появится через 8-9 лет. Если сегодня принять декларативный закон, то это будет уже 10-15-20 лет».

Отметим, что развитию жилищного кредитования в Беларуси будут посвящены парламентские слушания, которые пройдут 25 ноября.

В них будут участвовать представители банковской системы, органов госуправления, специалисты из Казахстана, Германии, где эти системы работают успешно. В рекомендациях депутаты намерены предложить образовать межведомственную комиссию, которая будет работать над обозначенной проблемой.

Марина БОБЛОВСКАЯ.

15.11.2009

просмотров: сегодня 2, за последние 7 дней 6, за месяц 23

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 45/2009