Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Собственность на землю: от деклараций к практической реализации

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » Собственность на землю: от деклараций к практической реализации

Передача землеустроительных служб в подчинение местных органов власти поспособствует упрощению ряда процедур при реализации инвестиционных проектов и ускорению решения многочисленных земельных вопросов, считает заместитель председателя Мингорисполкома Андрей Ясюченя.

Как сообщил на брифинге заместитель председателя Государственного комитета по имуществу Андрей Гаев, по поручению главы государства и госорганов, занимающихся регулированием земельных отношений, подготовлен и находится в Администрации Президента проект указа, согласно которому землеустроительные службы, находящиеся в системе Госкомимущества, передаются в структуру исполкомов. Дело в том что с недавних пор исполкомам переданы все полномочия по предоставлению и изъятию земельных участков. А переподчинение землеустроительных служб необходимо для комплексного регулирования муниципалитетами земельных отношений.

Представители местных органов власти позитивно оценивают готовящееся нововведение.

«Сегодня землеустроительные службы, которые подчиняются Госкомимуществу, с одной стороны как бы распоряжаются и контролируют территорию города Минска, а с другой стороны ответственность за это несет Мингорисполком», – сказал в интервью корреспонденту «НБ» заместитель председателя Мингорисполкома Андрей Ясюченя.

По словам зампредседателя, «с одной стороны действующая система учета и контроля своевременности оплаты земельных налогов, аренды земли, условий аренды, условий целевого использования земли вроде бы находится в прямом подчинении Госкомимущества через подведомственные им землеустроительные службы, но отвечать за эффективность функционирования этой системы должен Мингорисполком». «Мы за это отвечаем, а служба, призванная это контролировать, находится не в нашем прямом подчинении», – уточнил А. Ясюченя. Заметим, что аналогичная ситуация складывается и в других городах, областях и районах Беларуси.

И сегодня даже такие конкретные практические моменты, как поручение горисполкома что-либо усовершенствовать в работе землеустроительных служб, наталкиваются на серьезные препятствия.

Например, как рассказал А. Ясюченя, Мингорисполком ставит перед землеустроителями задачу «разработать компьютерную программу учета договоров аренды, потому что их становится очень много, а из-за того, что ведется учет ручной, пропускаются большие платежи». «Должна быть система четкая, конкретная, которая позволяла бы не нарушать законодательство и обеспечивать его выполнение», – подчеркнул собеседник. А землеустроители говорят, что, мол, у них на этот год ресурсов финансовых на эти цели не предусмотрено, рассказал далее А. Ясюченя.

Но если горисполкому переподчинят землеустроительные службы, тогда горисполком «может сам себе предусмотреть в любой период даже такие моменты», как разработка и внедрение более совершенной системы учета тех же платежей за землю или какие-то другие программы. «Ведь от этого идет эффективность использования земли, качество контроля за порядком на земле», – подчеркнул зампредседателя Мингорисполкома.

Мы же в свою очередь можем предположить, что после переподчинения землеустроительных служб местным органам власти, последние наконец-то смогут приступить к отработке на практике механизмов предоставления земельных участков в собственность юридических лиц.

«Раньше эта процедура существовала, но она была такая громоздкая, что пройти ее было невозможно. Мы работали с некоторыми инвесторами, которые хотели получить землю в собственность, построить завод и экспортировать продукцию. Мы понимали, что нужно дойти до самого высокого уровня, чуть ли не до президента. И, вполне естественно, что инвестор, трезво оценив ситуацию, отказывался от реализации проекта», – отметил в разговоре с нашим корреспондентом представитель юридической фирмы, которая обслуживает в Беларуси иностранных инвесторов.

В минском офисе региональной юридической фирмы «Сорайнен» специалисты говорят, что сегодня «нужна реальная процедура, которую можно пройти за несколько месяцев или даже полгода, но чтобы в ней было меньше органов и чтобы было все четко и понятно». Пускай «даже это будет трудно сделать, пускай, инвестор должен будет предложить невероятно хороший бизнес-план и взять на себя сверх обязательства, но чтобы это предложение было рассмотрено эффективно и быстро».

В Государственном комитете по имуществу считают, что вопросы приобретения юрлицами участков в собственность законодательно урегулированы и находятся в компетенции местных органов власти.

«Наверное, кого-то смущает, что раньше действовал отдельный законодательный акт, регулировавший этот процесс. Сегодня этого нет. И не потому что отменили какую-то процедуру, а потому что все акты, которые действовали до 2008 года объединили в один указ № 667. И кроме того, Кодекс о земле, который с 1 января действует, поменял подход к предоставлению земельных участков в собственность юридическим лицам», – пояснил на брифинге А. Гаев, отвечая на вопрос журналиста, может ли все-таки юрлицо стать собственником участка в Беларуси.

По словам чиновника, участок предоставляется в собственность юридическому лицу, если оно является резидентом РБ. «Если участок пустой, то он приобретается в собственность с аукциона, если на нем находится строение, то без аукциона – по решению исполкома», – уточнил А. Гаев.

В правительстве считают, что вопросы предоставления участков в собственность юрлицам надо решать в индивидуальном порядке. На пресс-конференции 13 ноября, отвечая все на тот же вопрос журналиста, вице-премьер Андрей Кобяков подтвердил, что в Беларуси действительно «есть право на приобретение земельного участка в собственность при реализации инвестиционного проекта».

«Если у кого-то проблемы возникают, мы готовы эти вопросы конкретно рассматривать. То есть конкретный вопрос – конкретный ответ», – сказал А. Кобяков.

При этом вице-премьер дал понять, что нет смысла «говорить о проблеме в общем-то». «Может, где-то она и есть, но ее надо конкретно решать. Пожалуйста, задавайте вопросы, и мы будем надлежащим образом их рассматривать и принимать решение», – предложил А. Кобяков, обращаясь, надо полагать, не к журналистам, а к потенциальным инвесторам.

А вопросы действительно есть, и вполне конкретные.

«На данный момент ни в одном законодательном акте не предусмотрены случаи предоставления земельных участков по результатам аукциона»,– утверждают в минском офисе региональной юридической фирмы «Сорайнен».

«Случаи предоставления земельных участков в частную собственность юридическим лицам без проведения аукциона определены в Кодексе о земле Республики Беларусь и в Указе Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков». Так, без аукциона предоставляются земельные участки для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества, предназначенных для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, за исключением строительства и обслуживания таких объектов в населенных пунктах с численностью населения свыше 50 тыс. человек, а также строительства автозаправочных станций» – прокомментировал Максим Сологуб, партнер фирмы «Сорайнен».

По словам специалиста, порядок формирования земельных участков для проведения аукционов определен Указом № 667. Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков в частную собственность определен Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2008 № 462, «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. N 667».

Между тем отсутствие четкой процедуры приобретения юридическим лицом участка в собственность сдерживает реализацию многих инвестиционных проектов.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ.

22.11.2009

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 6, за месяц 66

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 46/2009