Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Долгостроев станет меньше

Постановлением правительства от 21 марта 2003 года № 390 утверждена программа снижения сверхнормативного незавершенного строительства на 2003 - 2005 годы.

Как известно, сверхнормативный размер незавершенного строительства является результатом распыления капитальных вложений «долгостроев» и наносит серьезный ущерб народному хозяйству в результате снижения эффективности капитальных вложений, омертвления материальных ресурсов, замедления оборачиваемости средств, усиления инфляционных тенденций.

По данным государственной статистики, на 1 января 2003 года в незавершенном строительстве находилось более 17 тыс. объектов, из них 8,3 тыс. производственных. Полностью законсервировано или приостановлено строительство на 3,7 тыс. объектов. В целом в денежном выражении объем «незавершенки» оценивается на 4175 млрд. рублей.

На конец 2002 года в незавершенном жилищном строительстве числился 4171 жилой дом общей площадью 2895 тыс. кв. метров. Кроме того, около 1720 незавершенных строений (1800 тыс. кв. метров общей площади) принадлежит индивидуальным застройщикам. Как правило, сроки возведения таких домов намного превышают нормативные. Наряду с отсутствием у большинства граждан необходимых финансовых средств в республике пока еще не отработаны экономические стимулы, побуждающие индивидуальных застройщиков завершать строительство или отчуждать недостроенные дома.

Следует отметить, что работа по сокращению сверхнормативного жилищного строительства в республике ведется постоянно. Например, за 1998 - 2000 годы было достроено 1325 объектов-долгостроев, 766 таких объектов было законсервировано, 180 - перепрофилировано, продано или передано для завершения строительства другим организациям. В то же время реализовать полностью Программу сокращения сверхнормативной «незавершенки» (утверждена постановлением Совета министров от 2 июня 1998 года № 874) не представилось возможным из-за отсутствия достаточных финансовых средств у застройщиков.

Новая Программа снижения сверхнормативного незавершенного строительства ставит своей целью создание системы, стимулирующей экономическими и административными методами снижение объемов «незавершенки» и сокращение сроков сооружения объектов за счет концентрации финансовых, материальных и трудовых ресурсов на фиксированном количестве строек. На выполнение мероприятий Программы будут сконцентрированы средства различных источников финансирования: собственные средства застройщиков, банковские кредиты, средства республиканского и местных бюджетов, бюджетные и внебюджетные целевые фонды, иностранные инвестиции и другие источники. Причем по объектам коммунальной собственности, строящимся с государственной поддержкой из средств республиканского бюджета, должно предусматриваться равнодолевое участие местных бюджетов. Участие средств республиканского бюджета в финансировании объектов производственного назначения может осуществляться только на конкурсной основе и принципах платности и возвратности.

Реализацию Программы намечено провести в два этапа. На первом этапе будет выполнена перепись объектов незавершенного строительства с выявлением объектов со сверхнормативными сроками. Для формирования такой исходной информации в Программе определены критерии классификации не завершенных строительством объектов со сверхнормативными сроками по следующим группам:

I группа - объекты, требующие завершения строительства в период до 2006 года;

II группа - объекты, подлежащие консервации с завершением строительства за пределами 2005 года;

Ш группа - объекты, подлежащие продаже с аукциона (или по конкурсу) или перепрофилированию;

IV группа - объекты, подлежащие ликвидации (разборке с возможным повторным использованием строительных конструкций и материалов).

В I группу подлежат включению объекты социальной инфраструктуры, а также производственного назначения со строительной готовностью свыше 75 процентов. Во II группу включаются не завершенные строительством объекты социальной инфраструктуры со строительной готовностью от 30 до 75 процентов и производственного назначения со строительной готовностью от 50 до 75 процентов.

К Ш группе должны быть отнесены не завершенные строительством объекты социальной инфраструктуры со строительной готовностью от 20 до 30 процентов, не отвечающие мировым стандартам по оснащению, комфортности и другим параметрам. Объекты производственного назначения включаются в Ш группу при строительной готовности от 25 до 50 процентов, если они характеризуются неперспективными технологическими решениями, низкой конкурентоспособностью.

Затраты на консервацию объекта ориентировочно составляют 0,5 процента от общей стоимости строительства в действующих ценах, а затраты на оформление документации на продажу объектов, участие в конкурсе или аукционе - примерно 0,1 процента от освоенной стоимости строительства в действующих ценах.

На основе переписи объектов незавершенного строительства должна быть осуществлена подготовка отраслевых и региональных мероприятий с выработкой конкретных предложений по каждому объекту (например: завершить строительство, законсервировать, продать или разобрать), определением источников финансирования и реализацией намеченных мероприятий.

На втором этапе реализации Программы на основе указанных отраслевых и региональных мероприятий, утвержденных республиканскими органами государственного управления, Министерством экономики должны быть разработаны и до 1 декабря 2003 года утверждены правительством сводные мероприятия по снижению сверхнормативного незавершенного строительства.

В конечном счете в ходе реализации Программы намечается решить ряд важных задач. Прежде всего - это создание системы мониторинга за строящимися, законсервированными и не завершенными строительством объектами, возведение которых приостановлено. На основе жесткого стимулирования экономическими и административными методами необходимо достичь в целом по республике значительного сокращения количества не завершенных строительством объектов со сверхнормативными сроками строительства и тем самым существенно увеличить предложение на рынке недвижимости.

Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов

14.04.2003

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 2, за месяц 21

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 15/2003