Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Ипотека, некоммерческий наем и система стройсбережений

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » Ипотека, некоммерческий наем и система стройсбережений

Депутаты Палаты представителей приняли рекомендации по итогам парламентских слушаний на тему "Состояние и перспективы развития законодательства в сфере жилищного кредитования населения".

Главный вывод, который прозвучал на слушаниях, состоит в том, что дальнейшее наращивание объемов жилищного строительства запланированными темпами и преимущественно за счет льготных кредитов, во-первых, неподъемно для бюджета, а во вторых, не решает жилищную проблему для большинства граждан. Поэтому нужно искать альтернативные пути решения жилищных вопросов.

В 2008 году в Беларуси сдано в эксплуатацию 5146,7 тыс.кв.метров жилья. В 2009 году запланировано ввести 6 млн.кв.метров, в 2010-м - без малого 7 млн.кв.метров. При этом если в 2008 году Br500 млрд. направлено из бюджета на компенсацию банкам процентов по льготным кредитам, выданным на жилищное строительство гражданам, то в 2010 году планируется на эти цели использовать уже Br1,3 трлн.

В целом за 2003-2008 годы в 1,7 раза выросли ежегодные объемы ввода жилья. Между тем очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий не уменьшилась, а увеличилась. Сегодня в стране насчитывается уже 701 тыс. очередников (семей и одиноких граждан).

Учитывая сложившуюся ситуацию в жилищной, финансовой и строительной сферах, Палата представителей предлагает Правительству сформировать межведомственную рабочую группу для подготовки предложений по совершенствованию действующей системы улучшения жилищных условий граждан.

В качестве альтернативных источников финансирования предлагаются система стройсбережений и ипотека. В частности, как считают в парламенте, необходимо принять меры по внедрению в Беларуси системы жилищных строительных сбережений с использованием финансового стимулирования участников системы (жилищных премий). При разработке нормативной базы следует учесть положительный опыт зарубежных стран, в которых такая система успешно работает.

Кроме того, Правительству рекомендовано рассмотреть предложение государственного научного учреждения "Институт экономики Национальной академии наук Беларуси" по совершенствованию системы ипотечного кредитования и использования в этих целях земельных ресурсов РБ.

Серьезное внимание, по мнению парламента, следует уделить развитию арендного фонда жилья. К слову, сегодня и в Правительстве, и в министерствах, и в Нацбанке признают, что не все граждане могут приобрести жилье в собственность. А поскольку конституционного права граждан на жилище никто не отменял, то для господдержки очередников депутаты рекомендуют разработать комплекс мер по стимулированию (включая налоговые и иные льготы) организаций, осуществляющих строительство жилых помещений с последующей передачей их в аренду и некоммерческий наем.

Депутаты выступают также за целесообразность распространить право на имущественный вычет сумм, направленных на улучшение жилищных условий, которым наделены сегодня очередники, и на неочередников. Известно, что за принятие этой нормы ратуют частные фирмы-застройщики, которые в последний год столкнулись со снижением спроса на коммерческое жилье со стороны граждан, не состоящих на учете нуждающихся, в связи с увеличением ставок по коммерческим кредитам.

Кстати, заметим, что сегодня многие частные фирмы выступают противниками строительства жилья для сдачи в наем. Между тем в областях власти на местах опасаются, что следующий год может оказаться провальным по жилищному строительству. Формирование ЖСК идет с большим трудом. В некоторых городских поселках и маленьких городках появились незаселенные квартиры в недавно построенных многоквартирных домах. Сформировать новые ЖСК из очередников не представляется возможным. У людей настолько низкие заработные платы, что они не в состоянии оплачивать даже трехпроцентный кредит.

Люди, не состоящие на учете, тоже не хотят вкладывать деньги в квартиры, расположенные в поселках, где нет нормальной работы. Кроме того, из-за начавшегося снижения цен на квартиры у платежеспособного населения резко упал интерес к спекулятивным сделкам. То есть строить или покупать квартиры с целью последующей продажи с наваром люди сегодня не хотят.

Иными словами, потребители жилья разделились на 4 основные группы. Первые две группы - это хорошо обеспеченные граждане-неочередники и платежеспособные очередники. И те и другие готовы приобретать жилье в собственность, но первые - без помощи государства, а вторые - с государственной поддержкой. Третья группа - очередники, которые в силу своей неплатежеспособности не могут приобрести жилье в собственность и нуждаются в жилье, которое бы они могли арендовать на условиях некоммерческого найма. К четвертой группе относятся граждане, имеющие право на социальное жилье. И задача Правительства состоит в том, чтобы создать условия для удовлетворения жилищных потребностей представителей всех четырех групп.

Марина СИРОТКО

27.12.2009

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 4, за месяц 25

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 51/2009