Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

ВЕСНА – ВРЕМЯ ПОКУПАТЬ

Что происходит на рынке коммерческой недвижимости, какова тенденция его развития и ближайшая перспектива - за ответами на эти вопросы мы обратились к сотруднику ООО «Евронедвижимость 2002» риэлтеру Дмитрию Кухаревичу.

Текущее состояние рынка коммерческой недвижимости.

-Весна. Тепло. Все оживает и покупатели тоже. Цены пока не выросли, но общее оживление чувствуется и количество сделок постепенно растет. По некоторым позициям сказывается недостаток предложения. Продавцы все меньше готовы торговаться и идти на уступки покупателям. По некоторым, наиболее ходовым позициям наблюдается определенный рост цен. Это объекты street retail, помещения с витринами, либо отдельным входом со стороны оживленных магистралей в местах с высокой проходимостью.(Цена на такие объекты колеблется в среднем от 2 200 до 2 700 долл.США за кв.м. Большим спросом пользуются помещения, пригодные для размещения центров банковских услуг, причем не в аренду как было еще 3 месяца назад, а в собственность. Помещения в продуманных бизнес-центрах с четкой концепцией и адекватной ценной. Очень значима роль парковки.

И что, реально покупают?

Да, денег становится больше. Банки охотнее выдают кредиты и по меньшим ставкам. Также, чем меньше ставки по депозитам в банках, тем охотнее люди инвестируют в недвижимость. Например, 2 месяца назад по нашим оценкам в БЦ «Парус» было выставлено на продажу около 7 000 кв.м. , сейчас – около 1500 кв.м. Примерно аналогичная картина и по другим продуманным объектам. Чем больше кредитов, чем они доступнее, тем больше покупают, тем быстрее растут цены. Так было в 2005 -2007 годах и , похоже, картина повторяется.

Чем эта весна отличается от прошлогодней.

Ростом конкуренции во всем. Если год назад просто ничего не продавалось из-за кризиса и паники. Сейчас все больше объектов конкурируют друг с другом по разным параметрам , а не только по цене, во всех сегментах (жилой и коммерческой). Сейчас, чтобы продать объект он должен быть правильно представлен и позиционирован относительно конкурентов. С одной стороны обеспеченность офисными и торговыми площадями в Минске меньше чем в Москве в 2-5 раз, а в Европе 5-7 раз, т.е возможности для роста рынка есть. С другой стороны, благодаря кризису, и в этом его благотворная положительная роль, что те ошибки, которые рынок прощал раньше сейчас, не останутся безнаказанными. Т.е объекты с непродуманной концепцией, без четкого понимания своего покупателя, с неадекватной ценой, неправильно позиционированные и представленные так и останутся на балансе продавца, либо уйдут за бросовую цену. Цена ошибки при проектировании, строительстве и продвижении объекта возросла многократно. Чтобы объект был успешным он должен быть современным, удобным, иметь запоминающуюся архитектуру, информационное сопровождение, адекватную цену. Из строящихся сейчас административных объектов это – деловой центр FORUM PLAZA в Первомайском районе по пер.Козлова, административно- торговый комплекс на ул.Притыцкого, бизнес-центр OPTIMA на ул.Суражской и ряд других. Их отличает продуманная концепция, разумные рациональные планировки, достаточное количество парковок, современная хорошая начинка помещений, запоминающийся архитектурный облик.

Востребованы сейчас и производственно-складские помещения. Так производственно-логистический парк в Шабанах, комплекс готовых и строящихся производственно-складских помещений в д.Стиклево рядом с МКАД. Многие компании хотят склады и производства в районе МКАД. Это связано с наличием городской инфраструктуры, хорошей транспортной доступностью, минимумом затрат на доставку рабочей силы.

Компании, которые адаптировались к нынешним условиям, понимают, что именно сейчас нужно решать вопросы с недвижимостью, пока есть достаточный выбор и цены близки к себестоимости.

Это относится к объектам административного и производственно-складского назначения.

Также растет конкуренция среди агентств. Особенно это заметно когда несколько агентств продают один объект. Одни агентства делают упор на количество рекламы, скупку рекламных площадей, другие на индивидуальной работе с покупателями, стремлении донести до каждого преимущества того или иного объекта. Мы придерживаемся второго варианта. Считаем, что это экономит деньги заказчика и в конечном счете покупателя. Многие размещают имиджевую рекламу просто потому, что другие тоже делают это. Мы акцент делаем на том ,чтобы каждому покупателю рассказать о преимуществах объекта и правильно его позиционировать по отношению к конкурентам, создать ему правильный и привлекательный образ.

Не секрет, что сейчас у нас рынок покупателя. Наиболее успешны те агентства, которые сделали и делают ставку на покупателя. Например, наши услуги оплачивает Продавец, а с покупателя денег мы не берем, кроме случаев, когда услуги оказываются непосредственно ему. Большую роль при продаже и продвижении объекта играет наличие своей базы реальных покупателей, расширение спектра оказываемых услуг- риэлтерские услуги, оценка недвижимости, юридические, консалтинговые, лизинговые, инвестиционные, по управлению н.и. и т.д. Все это повышает привлекательность сотрудничества и создает свои преимущества для клиента.

Соб.корр.

02.05.2010

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 3, за месяц 16

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 17/2010