Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Раньше продавались магазины, теперь – торговые места

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » Раньше продавались магазины, теперь – торговые места

С начала года в г.Минске заключено около полутора сотен договоров купли-продажи торговых помещений, из которых более 2/3 – торговые места.

Всего за 1 квартал согласно данным Национального кадастрового агентства по состоянию на 12 мая в Минске по договарам купли-продажи реализовано 73 торговых помещения (в 1 квартале 2009 г. – 65 сделок). Самой крупной сделкой в этом секторе стала продажа нескольких торговых помещений общей площадью более 4,5 тыс.кв.метров в бизнес-центре по пр.Дзержинского, 104. Второй, не менее крупной сделкой в секторе торговой недвижимости стала покупка торговых помещений общей площадью 3556 кв.метров в многофункциональном здании по пр.Дзержинского, 5 (бизнес-центр Rubin Plaza). Судя по информации реестра цен сделок, покупатель приобрел торговые помещения по договору купли-продажи всего бизнес-центра. Общая площадь объекта – 15167,8 кв.метров. Сумма всей сделки составила чуть более Br60 млрд. (почти 4 млн.руб./кв.м).

Впрочем, как сообщили в международной консалтинговой компании Colliers International, «речь идет не о сделках купли-продажи бизнес-центров (их частей), а о финансовых сделках, связанных с получением девелоперами финансирования или рефинансированием их текущей задолженности». Исходя из этого указанные суммы сделок следует рассматривать не как «рыночную стоимость объектов сделок, а как суммы привлеченного под них финансирования», пояснили в компании Colliers International.

На третьем и четвертом местах – две сделки (более 1 млн.долл.США каждая) по продаже торговых помещений в здании специализированной розничной торговли (по ул.Дунина-Марцинкевича, 11). Площадь каждого помещения – около 550 кв.метров. Стоимость кв.метра – почти 2 тыс.долл.США.

Следует также отметить, что из 73 договоров купли-продажи помещений, заключенных в 1 квартале, 34 касаются торговых мест площадью около 3-5 кв.метров в многоуровневом паркинге со встроенным торговым центром (ул. Куйбышева, 40).

В апреле, согласно данным на 12 мая, было заключено и зарегистрировано 58 договоров купли-продажи торговых помещений. Из них только 8 помещений не относятся к общественно-торговому центру с паркингом, расположенному по адресу ул.В.Хоружей, 1-А. Половина из оставшихся 8 объектов – это торговые помещения в торгово-развлекательном центре с административным блоком, который находится по адресу у. Кульман, 3 и сдан в эксплуатацию в декабре прошлого года.

В январе-апреле в г.Минске также было заключено 5 договоров купли-продажи административно-торговых помещений. За аналогичный период прошлого года совершено 7 сделок с подобными объектами.

Отметим также, что кроме сделки с бизнес-центром Rubin Plaza в первом квартале было реализовано еще одно многофункциональное здание – центр предпродажной подготовки автомобилей (по ул.Монтажников). Площадь объекта – чуть более 1,4 тыс.кв.метров, стоимость сделки превысила Br5,6 млрд.

Всего за 4 месяца с начала года в реестр цен включены 23 договора, предусматривающие переход права собственности на здания нежилого назначения. В прошлом году было продано 39 капитальных нежилых строений.

В целом по состоянию на 12 мая 2010 года в базе данных реестра цен содержались сведения о 1172877 сделках купли-продажи с объектами недвижимости, в том числе: 44114 – c земельными участками; 395315 – c капитальными строениями; 709712 – c изолированными помещениями; 23736 – c земельными участками с расположенными на них капитальными строениями.

Что касается рынка аренды торговых помещений, то он с начала года заметно активизировался. Так, по данным специалистов группы компаний «Твоя столица», спрос, если судить по количеству заявок, вырос с начала года в 1,76 раза (первый квартал 2010 по сравнению с первым кварталом 2009 г. – рост в 2,47 раза). Судя по количеству востребованных торговых площадей, спрос в 1 квартале вырос в 1,4 раза по сравнению с 4 кварталом 2009 года, и в 2,4 раза – по сравнению с 1 кварталом 2009 года, сообщил заместитель директора «Твоя столицаконсалт» Юрий Попов. Ставки арендной платы в торговых центрах в первом квартале текущего года по сравнению с четвертым кварталом 2009 года снизились на 1,8%. Среди наиболее заметных тенденций на рынке торговых объектов Ю. Попов отметил интерес к рынку со стороны представителей сетевого ритейла и гостиничных операторов.

В первом квартале 2010 года было запущено два крупных торговых объекта: магазин формата DIY (строительные материалы и товары для дома) «Материк» и гипермаркет «ProStore», рассказал директор ИООО «Коллиерз Интернешнл» Андрей Алешкин. Данные проекты, по словам эксперта, предназначены преимущественно для собственного использования и поэтому выброса торговых площадей на рынок не произошло.

«Современные торговые центры остались заполненными, и вакантные площади в них практически отсутствуют. Предложение площадей в торговый центрах аналогично сложившемуся в конце 2009 года и представлено следующими объектами: по ул. Кульман (Coolman), Веры Хоружей (Союз), Уманской (Globo) и пр.Независимости (Столичный центр)», – пояснил А. Алешкин.

Само собой, минский рынок торговой недвижимости довольно сложно сравнить с московским, где в 2010 году ожидается открытие 16 новых торгово-развлекательных центров (ТРЦ), пять из которых по общей площади больше 100000 кв.метров. Тем не менее, те рекомендации, которые там звучат в адрес девелоперских компаний, могут быть применимы и минскими застройщиками.

В ближайшей перспективе имеет смысл строить небольшие торговые центры или простенькие по архитектуре и досуговым возможностям ритейл-парки, считают московские консультанты. Аналитики Colliers International также находят перспективным строительство ТРЦ в не охваченных цивилизованной торговлей спальных районах. Эти рекомендации можно отнести и к минскому рынку торговой недвижимости. «Но с оговоркой на местные реалии. Например, то, что в России появился в связи с кризисом класс ИП (физлиц, владеющих правами на неизвестный брэнд) – у нас это было всегда. Поэтому мы наоборот укрупняемся, и к нам приходят марки: «Манго», «Кира Пластилина», «Твое» и т.п. А с принятием таможенных пошлин вообще их станет много», – пояснил А. Алешкин.

Марина СИРОТКО.

16.05.2010

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней , за месяц 19

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 19/2010