Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Регистр недвижимости совершенствуется

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » Регистр недвижимости совершенствуется

Если в 2003 году единый государственный регистр недвижимого имущества содержал записи в отношении 100 тыс. земельных участков, то в отношении тех же земельных участков к июню 2010 года данный список увеличился до 1 млн. 400 тыс. Всего же регистр содержит более 5 млн. объектов. Об этом рассказал зампредседателя Государственного комитета по имуществу Андрей Гаев на международном семинаре рабочей группы по управлению земельными ресурсами Европейской экономической комиссии ООН «Услуги кадастра и регистра в странах Европейского региона: реформы системы «электронного правительства» и их влияние».

А. Гаев отметил, что единая система организации по государственной регистрации недвижимого имущества в РБ была сформирована в 2003 году и совершенствуется по сегодняшний день. До этого в каждой области существовали свои предприятия, входящие в систему исполнительных комитетов, которые регистрировали все объекты недвижимости, расположенные на земельных участках, а сами участки регистрировали местные исполкомы. Сейчас на уровне республиканских органов государственного управления проведение политики в отношении всех объектов недвижимости поручено осуществлять Госкомимуществу. Данный орган непосредственно подчинен Правительству.

В структуру Госкомимущества входит республиканская организация по государственной регистрации, которая осуществляет методологическое руководство деятельности всех 7 территориальных организаций по госрегистрации. Каждая территориальная организация имеет обособленные подразделения в каждом районе.

Непосредственную деятельность по регистрации недвижимого имущества и внесением записей в единый государственный регистр недвижимого имущества осуществляют регистраторы. По словам зампредседателя Госкомимущества, сегодня регистраторами могут работать только люди с высшим юридическим образованием либо образованием в области государственного земельного кадастра, либо те, кто имел высшее образование и опыт осуществления государственной регистрации по состоянию на 2003 год не менее трех лет.

Важно, что законодательно закреплен принцип независимости регистратора при совершении регистрационных действий. «Ему не вправе никто давать указания, как совершать действие и какое принимать решение. Он принимает решение под свою ответственность», – пояснил А. Гаев. Все записи, полученные в процессе госрегистрации, попадают в единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Регистр является систематизированным сводом сведений и документов обо всем зарегистрированном на территории РБ недвижимом имуществе.

Говоря о целях ведения единого государственного регистра, зампредседателя Госкомимущества упомянул о наиболее важных из них. Это и реализация государственной политики в области управления недвижимостью, и защита частных и государственных интересов, а также государственный контроль за использованием и охраной недвижимого имущества, и информационное обеспечение участников рынка недвижимого имущества, налоговых, статистических, государственных и иных органов.

В 2006 году регистр был переведен в цифровой формат. В числе ряда факторов, влияющих на наполнение регистра, одним из важнейших является заявительный принцип государственной регистрации.

«Для тех граждан, которые долгое время в силу различных причин не регистрировали недвижимость раньше, сроков для обращения за регистрацией не установлено. Однако, как показывает мировая практика, один раз в пятнадцать лет какая-то сделка с объектом недвижимости в любом случае осуществляется либо на рынке, либо осуществляется переход недвижимости по наследству. И, судя по динамике наполнения регистра данными, мы идем в русле мировых тенденций. А где-то может даже и быстрее этот регистр наполняется, чем изначально ожидалось», – отметил А. Гаев.

Он также добавил, что еще одним фактором, способствующим наполнению регистра, является повышение общей правовой культуры и сознания как населения, так и юридических лиц. И поскольку сегодня без документов на недвижимость ничего с ней сделать нельзя, граждане и юридические лица сами изъявляют желание оформить права на принадлежащее им недвижимое имущество.

Говоря далее о регистре, А. Гаев рассказал, что законодательно были определены принципы ведения документов регистра. Это способствовало упрощению процесса оформления прав на недвижимое имущество. Один из принципов – это единообразие. То есть, как пояснил А. Гаев, все регистрационные действия совершаются по единой технологии, системе и правилам, установленным на территории РБ.

Также сформировано единое программное обеспечение, что, поспешил отметить специалист, делалось без привлечения заемных и бюджетных средств и осуществлялось за счет деятельности регистрирующих организаций.

На сегодня законом также определены четкие перечни документов, которые необходимы в тех или иных ситуациях, дабы исключить произвол при совершении регистрационных действий. Установлены размеры платы за совершение регистрационных действий. По словам зампредседателя Госкомимущества, были усовершенствованы условия труда самих организаций по приему населения, что способствовало достижению высоких результатов в развитии системы регистрации недвижимого имущества.

Принцип достоверности регистрации заключается в том, что регистрация может быть признана недействительной только по решению суда. Не лишним будет отметить существующую систему контроля качества за совершением регистрационной деятельности. Один раз в 3 года регистраторы проходят обязательную повторную аттестацию. Если в ходе проверки их деятельности обнаруживаются грубые нарушения в процессе осуществления их обязанностей, то провинившийся специалист отправляется на внеочередную аттестацию. На тот случай, если в результате неправильных регистрационных действий придется компенсировать потери правообладателя, был создан определенный правительством гарантийный фонд. Однако, по словам А. Гаева, «к счастью, обращаться в фонд пока не приходилось».

Среди наиболее важных принципов работы регистра специалист назвал принципы публичности, сопоставимости и совместимости. «Вся информация о наличии недвижимости в РБ открыта. Она доступна бесплатно и анонимно в Интернете», – подчеркнул А. Гаев. И добавил: «Наш регистр недвижимого имущества интегрирован в рамках создания электронного правительства РБ. Это базовый информационный ресурс государства. Мы развиваем систему обмена электронными документами. Если в 2008 году была выдана информация по 2100 запросам, то сегодня более 3000 запросов в день. Есть к чему стремиться. Будем развивать электронную регистрацию. Сегодня мы имеем возможность осуществлять госрегистрацию в форме электронных документов «арестов» – запрещений, накладываемых уполномоченными органами. Подошли к регистрации закладных в таком виде, и дальше будем осуществлять эту деятельность».

Следующим шагом в развитии регистра станет экстерриториальная регистрация, что позволит гражданину регистрировать недвижимое имущество в любом из офисов по госрегистрации независимо от местонахождения имущества.

Марина БОБЛОВСКАЯ

20.06.2010

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 15, за месяц 52

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 24/2010