Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Фирмы-застройщики не довольны правилами игры

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » Фирмы-застройщики не довольны правилами игры

Проект новой редакции Закона Республики Беларусь "Об основах архитектурной и градостроительной деятельности", поступивший недавно в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, скорее всего будет рассмотрен и принят в первом чтении на нынешней парламентской сессии. Такое предварительное решение было принято на заседании рабочей группы. Однако с этим не согласны руководители многих девелоперских компаний.

На заседании рабочей группы прозвучали различные точки зрения относительно того, чего не хватает в нынешней редакции проекта и что следовало бы в него добавить. Но в целом члены группы признали, что хотя проект и далек от совершенства, но в нем есть и положительные моменты. В отличие от ныне действующего закона, новый увязывает взаимоотношения между всеми участниками процесса возведения тех или иных объектов. Поэтому целесообразнее проект принять в первом чтении сейчас, а усовершенствовать при рассмотрении во втором чтении. За это выступает и главный разработчик документа – Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь. Как считают в министерстве, в ходе доработки можно было бы более тщательно определить процедурные моменты с целью оптимизации сроков и процедуры выдачи исходно-разрешительной документации на строительство (реконструкцию) объектов.

А вот наиболее активные участники строительного процесса (фирмы-застройщики, генподрядные организации) выступают против такого быстрого продвижения законопроекта. По их мнению, законопроект нуждается не в редактировании, а в серьезной переделке, на что вряд ли хватит времени, которое разделяет весеннюю и осеннюю сессии. Таким образом, считают оппоненты, если принять предложение Минстройархитектуры, то вряд ли можно надеяться, что в ходе доработки будут устранены имеющиеся недостатки. Несовершенство же документа в следующем. Например, многие руководители фирм-заказчиков и генподрядных организаций настаивают на том, чтобы был максимально упрощен механизм выдачи разрешений на проектирование и строительство. Но это при разработке проекта не сделано. Ныне же действующие процедуры слишком забюрократизированы, отсутствует прозрачность при принятии решений госорганами, нет четких сроков согласований и выдачи необходимой документации и многое другое.

Не прописана ответственность чиновников за необоснованный отказ.

Особенно остро несовершенство разрешительной системы ощущают граждане, занимающиеся перепланировкой своих квартир. Причем, как показывает практика, в отношении одних чиновники придерживаются жесткого соблюдения норм по перепланировке, в отношении других – делают серьезные послабления. Отчетливее всего принцип двойных стандартов проявляется при согласовании перепланировок санитарных блоков, например, при увеличении площади совмещенного или раздельного санузла за счет кухни и прихожей. Иногда, для того чтобы согласовать перенос перегородки, разделяющей ванную комнату и кухню всего на 10 сантиметров, приходится обойти несколько инстанций, что, кстати, тоже не всегда дает положительный результат. Поэтому даже законопослушные граждане нередко выбирают путь осуществления строительных работ без получения необходимых согласований с последующей легализацией незаконной перепланировки.

Причем на несовершенство законодательства жалуются даже организации, которые специализируются на типовом панельном домостроении, заказчиками которого выступают местные УКСы. К примеру, для получения разрешения на производство строительных работ по серийным домам КПД, включая все необходимые экспертизы и согласования, требуется почти два года (без учета времени на выполнение проектно-сметной документации), в то время как сам дом возводится за 8-12 месяцев.

Взамен действующей практики специалисты предлагают хотя бы для типовых крупнопанельных домов экспертизе подвергать только документацию по нулевому циклу и инженерным сетям (так как все остальное типовое). Особенно остро, как отмечают оппоненты законопроекта, стоит проблема с получением технических условий на проектирование объекта. В ходе этой операции фирме-заказчику (застройщику) приходится обойти не менее 12 организаций. В итоге от подачи заявки о выделении площадки под строительство до получения разрешения на строительство проходит 2-2,5 года (вместе с проектно-сметными работами).

При этом денежные расходы заказчика на подготовительной стадии (до разрешения на строительство) составляют в среднем от 260-300 млн. руб. (по типовым объектам) до 500-800 млн. руб. (по нетиповым).

Таким образом, делают вывод оппоненты, если новая редакция закона не будет направлена на кардинальное изменение ситуации, ожидать улучшения инвестиционного климата в нашей стране будет бесполезно.

Здесь, на наш взгляд, уместно привести точку зрения некоторых иностранных и, в частности, российских девелоперов. По их мнению, в Белоруссии и сегодня есть условия для успешной реализации инвестиционных проектов (если, конечно, заказчик ведет себя на рынке профессионально). Эту позицию поддерживают и некоторые специалисты Комитета архитектуры, градостроительства и землеустройства Мингорисполкома, которые, вместе с тем, не считают комментируемый законопроект совершенным.

Есть и третья точка зрения, серьезно отличающаяся от двух других. Занимаясь усовершенствованием одного из секторов правового поля и оставляя при этом несовершенными все другие, имеющие прямое или косвенное отношение к инвестиционным процессам в государстве, невозможно получить общий положительный эффект. А поскольку ситуацию все равно надо улучшать, то здесь могут быть два пути: революционный и эволюционный. Первый для нашей страны и невозможен, и нецелесообразен. Значит, остается другой. Он более приемлем, но с одной оговоркой: эволюция должна происходить в несколько ускоренном режиме.

Елена БОРИСОВА

26.05.2003

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 4, за месяц 17

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 21/2003