Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Минчане поедут жить в города-спутники

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » Минчане поедут жить в города-спутники

Стоимость строительства одного квадратного метра в первом городе-спутнике Смолевичах в каркасном исполнении будет сопоставима со столичной. Это с учетом всех затрат по вновь создаваемой инфраструктуре – внешние источники, внутриквартальные сети, объекты соцкультбыта. Затраты на строительство панельных домов будут ниже. А в целом на себестоимость квадратного метра будет влиять конкретная ситуация. Все будет зависеть от проекта застройки.

Об этом и многом другом рассказал на встрече с журналистами начальник управления градостроительства комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома Сергей Козловский.

Госпрограмма: цели поставлены, осталось решить задачи

Тема строительства городов-спутников уже достаточно давно не сходит с уст чиновников самого разного ранга. И вот недавно итогом совместной плодотворной работы заинтересованных министерств и ведомств стала Государственная программа по строительству крупных жилых районов для жителей г.Минска в городах-спутниках и выносу (переносу) из столицы в населенные пункты республики производственных объектов, утвержденная 29 июня текущего года постановлением Правительства. Однако основными разработчиками программы явились Минский горисполком, Минстройархитектуры и Минэкономики. Координатором программы выступило Минэкономики, заказчиками – Минский горисполком, Минский облисполком, Минтранс, Минэнерго, Минфин, Минсвязи. Основная цель программы – достижение прогнозно-целевых показателей по численности населения в г.Минске до 2030 года на уровне не более 2-х миллионов жителей, что соответствует новому генеральному плану развития г.Минска. Кроме того, в программе ставится цель выноса (переноса) в населенные пункты республики некоторых производственных объектов, не соответствующих регламентам генплана столицы.

Как сообщил С.Козловский, при реализации программы необходимо решить следующие задачи: реализовать экспериментальный проект по строительству многоквартирных жилых районов для жителей г.Минска в г.Смолевичи и малоэтажного усадебного жилого района в Смолевичском районе; разработать нормативно-правовые акты о статусе городов-спутников об использовании материально-технических и трудовых ресурсов г.Минска и Минской области для целей развития городов-спутников, о кредитовании граждан г.Минска, строящих жилые помещения в этих жилых образованиях. Далее на основе генпланов населенных пунктов и технико-экономических обоснований определить территории и объемы жилищного строительства в других городах-спутниках, поэтапно осуществляя в них строительство жилых районов, обеспечить необходимый уровень, комфорт транспортного обслуживания жителей городов-спутников со столицей.

Программа будет реализовываться в два этапа. Первый этап рассчитан на 2010-2015 годы, второй – на 2016-2020 годы. Что касается первого этапа, то в течение его реализации будут запроектированы и построены для жителей г.Минска два жилых района в г.Смолевичи и Смолевичском районе. На втором этапе реализации программы предполагается осуществить строительство жилых образований для минчан в других городах-спутниках. Параллельно предполагается выполнить реконструкцию и модернизацию автомобильных и железнодорожных коммуникаций по соединению столицы с городами-спутниками.

Несмотря на то, что одним из основных заказчиков госпрограммы выступает Минский горисполком, документ носит общегосударственных характер, «потому что решение этой глобальной проблемы реализуется параллельно с другими соответствующими госпрограммами», отметил С.Козловский. По его словам, в целом развитие городов-спутников имеет стратегический положительный эффект в рамках госпрограмм развития регионов, малых и средних поселений. Кроме того, уточнил начальник управления градостроительства, такая глобальная задача, как вынос (перенос) производственных объектов республиканского уровня не может осуществляться вне общей стратегии размещения производительных и трудовых ресурсов республики в целом. Кроме всего прочего, источниками финансирования программы являются республиканский бюджет, бюджет г.Минска, местные бюджетные и финансовые ресурсы заинтересованных министерств и ведомств.

Почему решили строить жилье в городах-спутниках?

Главная причина принятия подобного решения – это выполнение основных прогнозно-целевых показателей развития столицы вплоть до 2030 года. Напомним, что согласно новому генплану развития г.Минска до 2030 года в столице ежегодно планируется вводить не более 1 млн. 200 тыс.кв.метров жилья. И данная цифра не случайная, она учитывает территориальные возможности города, которые на сегодняшний день уже практически исчерпаны. Поэтому принято решение, что все остальные необходимые для минчан объемы жилья будут возводиться в городах-спутниках.

Что касается оптимальной численности населения города, то она должна составить не более 2-х млн. человек. Дело в том, что, как проинформировал С.Козловский, за последние десятилетия население г.Минска увеличилось на 146 тыс. человек, в то время как городское население республики – на 73 тыс. человек. Современные темпы развития населения столицы достигли ориентировочно 15 тыс. человек в год. И это примерно в 2 раза больше прогнозно-целевых показателей. В настоящее время в столице проживает 19,3% всего населения республики, в том числе 26% городского населения, в то время как, например, в минском регионе и Минской области численность городского населения за этот период упала на 2,8%. Поэтому стоит задача уменьшить объем механической миграции в столицу населения и не допустить, чтобы треть населения республики проживала в одном месте и создавала краткосрочные и долгосрочные проблемы для развития столицы.

С другой стороны, подчеркнул начальник управления градостроительства комитета, уже сегодня в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в г.Минске состоит 270 тыс. семей. При этом наблюдается динамика роста очередности со 170 тыс. семей в 2005 году до 270 тыс. в 2010 году. «Поэтому важнейшая проблема, которая стоит на сегодняшний день, это планирование оптимального роста численности населения, которое неотделимо от планирования оптимального объема жилищного строительства непосредственно на территории столицы. Задача состоит в том, чтобы планировать такой объем жилищного строительства, чтобы максимально удовлетворить потребности нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан», – сказал С.Козловский.

Кроме того, сегодня в г.Минске средняя обеспеченность жилой площадью населения на одного человека составляет примерно 20 кв.метров. В то же время общереспубликанский показатель составляет 23,6%. «Поэтому, с одной стороны, нам нужно наращивать объемы жилищного строительства, для того чтобы сокращать очередь, с другой стороны, решать важнейшую задачу сбалансированного расселения населения в республике в целом. С этой целью принято решение разработать и принять программу развития малых и средних городов минского региона за счет финансовых и трудовых ресурсов столицы. Параллельно программе определены цели и задачи мест приложения труда непосредственно в городах-спутниках. Это стратегическая задача, которая также требует соответствующих финансово-экономических вливаний. Поэтому данная программа объединена с планом мероприятий по выносу (переносу) производственных объектов из г.Минска.

Вынос производства будет болезненным

В то же время, подчеркнул С.Козловский, это не значит, что все производства, перечисленные в программе, немедленно поменяют место прописки и переедут в города-спутники. Это достаточно сложная тема. «Но одна из задач развития городов-спутников – это поднятие их социально-экономического статуса. Это приток туда высококвалифицированного населения г.Минска, что позволит создать благоприятные условия для развития там производственно-экономической базы. Ведь в городах-спутниках предполагается строить жилые районы по стандартам столицы. Следовательно, вся социальная инфраструктура и первичный уровень занятости в ней будут обеспечены. И часть населения столицы сможет сразу получить в городах-спутниках рабочие места. Параллельно ставится задача актуализации генпланов и формирования производственных площадок, для того чтобы привлекать инвестиции», – сказал чиновник.

Вынос предприятий будет так же, как и сама программа, осуществляться в два этапа. На первом этапе предполагается вынести из черты города 12 производственных объектов. Как отметил С.Козловский, выбраны они не случайно. Уже начиная с 2005 года выполняется комплекс мероприятий по их подготовке к выносу (переносу). Проделанная работа показала, что это достаточно емкий и сложный процесс, в том числе и по источникам финансирования. По целому ряду предприятий уже определены площадки. По некоторым объектам приняты указы Президента. «Но не все просто и гладко, потому что связано с привлечением внешних инвесторов на освоение высвобождаемых территорий. Но мы надеемся, что к 2015 году мы определимся с этими объектами окончательно и достигнем определенных позитивных результатов», – уточнил С.Козловский.

В число объектов, подлежащих выносу на первом этапе реализации программы, входят такие предприятия, как «Минская типография» управления делами Президента РБ (пр.Дзержинского), станкостроительный завод им.Кирова (ул.Ленина), завод Октябрьской революции (ул.Ленина), «Будтэкс» Минстройархитектуры (Партизанский район столицы), авиаремонтный завод (ул.Аэродромная), филиал «Миноблгаза» (район ул.Гурского), дрожжевой комбинат, завод «Кристалл», фабрика «Белорусские обои» (ул.Мельникайте), «Сукно» (ул.К.Цеткин).

На втором этапе реализации программы предполагается вынести следующие объекты: завод технологического оборудования Минпрома (пр.Машерова), фабрика «Галантея» (ул.К.Цеткин), минский экспериментальный фурнитурный завод (ул.Старовиленская), «Минскмебель» (ул.Старовиленская), «Минскпроектмебель» (ул.Кальварийская). Для выноса этих предприятий потребуется определенный подготовительный период с участием министерств и ведомств.

Стоимость жилья в городах-спутниках будет сопоставима со столичной

Что касается стоимости квадратного метра жилья в новом экспериментальном многоквартирном жилом районе в г.Смолевичи, то, как подчеркнул С.Козловский и как показали расчеты, произведенные на примере 3-х населенных пунктов, затраты по строительству жилого района в Смолевичах в каркасном исполнении будут сопоставимы с затратами по строительству жилых районов в г.Минске. Потому что в новом жилом районе в Смолевичах точно так же, как и в новых жилых районах, строящихся сегодня за пределами кольцевой автодороги, необходимо построить социальную, инженерно-техническую и дорожную инфраструктуру, необходимую для строительства жилья. А стоимость этих затрат будет примерно одинаковая. В панельных домах затраты на строительство будут ниже. Кроме того, на себестоимость 1 кв.метра влияет конкретная ситуация, все будет зависеть от проекта застройки.

В настоящее время комитет архитектуры и градостроительства Мингорисполкома сделал эскизную концепцию, архитектурно-планировочные решения первой очереди жилого района в Смолевичах. Расчетная численность населения в нем – 10 тыс. человек. По словам С.Козловского, эта концепция предполагает, что комфортность проживания в этом городе-спутнике должна быть не ниже, чем в Минске. А по отдельным параметрам и выше. Второй город-спутник проектируется в Смолевичском районе в форме коттеджного жилого района с расчетной численностью населения 14 тыс. человек.

Говоря о структуре затрат в первых двух городах-спутниках Минска, специалист отметил, что она будет разная. «Если сегодня проектируем многоквартирное жилье в Смолевичах, то источниками финансирования выступают средства граждан, организаций-застройщиков, заемные, городского и республиканского бюджетов. Во втором случае (малоэтажный жилой район в Смолевичском районе) – мы делаем проект, строим инженерную инфраструктуру, объекты соцкультбыта, передаем земельные участки очередникам Минска, и они самостоятельно за собственные средства строят жилье. Это другая составляющая затрат для государства. Так, возможно, люди будут получать господдержку, кредиты, использовать свои личные накопления», – сказал начальник управления градостроительства.

С.Козловский не исключает, что в дальнейшем этот путь будет главным альтернативным путем решения вопросов гармонизации расселения населения в минском регионе за счет ресурсов столицы, в том числе трудовых. «На этих экспериментальных проектах просматривается структура затрат, прежде всего бюджетных, на формирование городов-спутников», – отметил представитель профильного комитета мэрии. Он также уточнил, что общий объем бюджетных затрат на строительство объектов инженерно-транспортной инфраструктуры в городе-спутнике, который построят в Смолевичах, в соответствии с госпрограммой составляет Br5,28 трлн.

При строительстве новых районов сноса не предвидится

А вот будут ли сноситься или модернизироваться населенные пункты при строительстве новых жилых районов в городах-спутниках, то на этот вопрос журналистов С.Козловский ответил однозначно, что не будут. Для строительства выбираются пригодные для освоения площадки, не обременные сносом. «Мы с местным населением воевать не собираемся. Напротив, населенные пункты в Смолевичском районе, размещенные недалеко от площадки, на которой в 2012 году планируется начать строительство коттеджного жилого района, только выиграют. Потому что непосредственно в шаговой доступности от них будет создана вся инфраструктура. И у местных жителей появится возможность подключения к ней. Кроме того, местные жители смогут пользоваться и всей созданной социальной инфраструктурой», – сказал С.Козловский. Ведь одной из задач программы является поднятие социального статуса тех населенных пунктов, в районе которых будет осуществляться строительство, уточнил чиновник.

А вот в качестве других городов-спутников на втором этапе реализации программы определены города: Смолевичи (вторая очередь), Заславль, Логойск, Фаниполь, Дзержинск, Руденск, Столбцы, Узда и Жодино. При этом уже на первом этапе реализации программы предполагается выполнить актуализацию генпланов этих населенных пунктов. И если расчеты покажут, что затраты на строительство того или иного города-спутника будут неоправданно большими, то этот перечень городов будет уточнен.

Елена МАСЛОВСКАЯ

01.08.2010

просмотров: сегодня 2, за последние 7 дней 7, за месяц 22

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 30/2010