Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Цены на платные услуги «кусаются»

С каждым годом в столице расширяется перечень платных услуг по заказам населения. Причем, как показывает практика, особенно популярными оказываются услуги ЖЭСов, касающиеся работы водопровода и канализации. Да это и понятно. Куда человеку бежать, если вдруг у него случится засор в ванной или кухне или возникнет необходимость поменять старый кран на новый? К тому же практически весь жилищный фонд в столице сегодня находится на обслуживании ЖЭСов. Вот и получается, что прямая дорожка жильца – в местный ЖЭС. И все бы ничего – только вот цены на эти платные услуги растут с завидной быстротой, а качество услуг не меняется и остается на прежнем невысоком уровне.

Время от времени автору публикации приходится обращаться в местный ЖЭС за услугами: то случится засор в кухне, ванной комнате, то возникнет необходимость, особенно раньше, прокладку поменять в кране, то заменить старый смеситель на новый. Вот и недавно пришлось устранять засор в ванной. Получив лицевой счет за июнь месяц, автор пришла в «легкое» недоумение. Услуга сантехника по устранению засора в ванной обошлась Br 20 055. А ведь еще не так давно эта услуга стоила порядка Br 14 000. Все было бы более или менее понятным, если бы поменялось качество предоставления данной услуги или за прошедшее время подорожал, к примеру, какой-то материал. Но ведь услуга сама по себе как предоставлялась за 5-10 минут, так и предоставляется. И ничего, кроме троса и рук сантехника, не добавилось и не убавилось в ее предоставлении. Ну а о качестве предоставления услуги говорить достаточно сложно. Трудно понять простому человеку, а тем более проконтролировать, на сколько метров опускает сантехник трос в трубы, как качественно и как надолго он устраняет засор. Здесь все зависит от человеческого фактора – все на совести сантехника. А жильцу приходится только соглашаться и оплачивать.

Сегодня каждый человек, посетив местный ЖЭС, может ознакомиться с прейскурантом цен на платные услуги по заказам населения. Автор посетила ЖЭС и попробовала познакомиться с ценами. Надо сказать, что перечень предоставляемых платных услуг огромный. И, конечно же, силами работников одного ЖЭСа он не может быть выполнен. Потому что многих специалистов в ЖЭСе просто нет.

В прейскуранте цен существует несколько разделов наименований платных услуг: водопровод и канализация, центральное отопление, электромонтажные работы, стекольные работы, дверные проемы, полы. Самыми востребованными среди жильцов являются, конечно же, услуги, касающиеся работы водопровода и канализации. Но даже их цена показалась автору публикации очень и очень внушительной. Так, к примеру, смена смесителя в кухне (с жесткой подводки на шланги) стоит Br 76 010; смена смесителя в кухне (шланги на шланги) – Br 62 080; смена «компакта» - Br 91 615; засор кухни – Br 8 290; засор ванной – Br 20 055; замена манжета – Br 34 960; замена прокладки под бачок – Br 41 190; смена мойки – Br 96 910; смена смесителя настольного для умывальников, моек, раковин - Br 29 860; смена смесителя для ванны – Br 21 560; смена прокладки для водопроводных кранов, душа, бачка унитаза с учетом сборки и разборки оборудования – Br 5 990; ремонт смесителя – Br 9 950; установка импортного смесителя в кухне со снятием старого – Br 23 760; подключение стиральной машины в водопроводу и канализации – Br 54 830. И это лишь незначительный перечень оказания платных услуг относительно только одной работы водопровода и канализации.

Что касается иных видов услуг, то их перечень гораздо шире. То есть, по сути, в ЖЭС можно обратиться за любой услугой: и за установкой новых окон, межкомнатных дверей, настиланием полов и многим-многим иным вопросам. Надо полагать, что за выполнением отдельных специфических услуг ЖЭС в свою очередь обратится в иные организации. Получается, надо ли человеку обращаться за данной услугой в ЖЭС? Не проще ли найти специалистов самостоятельно и по рекомендациям. Будет хоть с кого напрямую спросить за некачественно сделанную работу. Да и с оплатой можно договориться.

В свою очередь руководители и работники жилищных организаций неустанно повторяют, что цена платных услуг по заказам населения, предоставляемых ЖЭСами, значительно ниже, нежели у других организаций и частных лиц. Конечно, этот вопрос каждая семья решает для себя самостоятельно – то ли в ЖЭС обратиться, то ли к частнику. Но суть остается одна – качество услуги. Зачем, к примеру, человеку дешевая некачественная услуга? Ведь обои клеишь, полы настилаешь один раз в 5-10, а то и 15 лет. И экономить на этом вряд разумно.

И еще одна сторона данного вопроса. С недавнего времени в Минске активизирована деятельность жилищных служб по выполнению работ за счет средств населения, относящихся к текущему ремонту, - ремонт кровель, крыш, стыков, подъездов, чистка мусоропроводов, утепление фасадов домов, устройство на дворовых территориях детского оборудования, парковочных мест и другие работы. И, как оказывается, услуги эти также уже достаточно хорошо востребованы жильцами домов. Процедура оказания данных услуг примерна такова: вначале работники жилищной организации организуют общее собрание с жильцами дома, затем проводят поквартирный опрос. При получении согласия двух третьих жильцов жилищная организация приступает к работам. Ну а потом надо ждать жировку и смотреть, во что вылилась данная услуга жильцам, проживающим в одной квартире. А почему смотреть? Да потому что не факт, что та сумма, которая оговаривалась перед началом производства работ и на которую жилец рассчитывал и давал свое согласие, ставя подпись, окажется такой же и по окончании работ.

Чтобы не быть голословной, приведем пример из личной практики. Кому-то из жильцов подъезда дома, в котором проживает автор публикации, пришла в голову, по всей видимости, неплохая мысль: а почему бы не почистить в подъезде мусоропровод? И одна жительница подъезда взяла на себя тяжелую ношу пройти по квартирам и собрать подписи жильцов, получив тем самым их согласие на производство данных работ. Причем стоимость услуги для жильцов одной квартиры оказалась совсем недорогой – всего лишь порядка Br 3-х тысяч. При этом, по словам жительницы подъезда, в ЖЭСе предоставят рассрочку оплаты на 3 месяца. В итоге получалось, что семья и не заметит разницы в оплате лицевого счета. Однако, получив лицевой счет за июль месяц, автор публикации снова пришла в недоумение. В строчке «платные бытовые услуги» стояла сумма не Br 1 тыс. и даже не Br 3 тыс., а Br 10 163. За разъяснениями пришлось обратиться к мастеру в ЖЭС, потому что бухгалтер в расчетно-справочном центре проинформировала, что Ваша, то есть моя, подпись стоит, значит, получено согласие на производство данных работ, поэтому деньги с меня и удержали. А по поводу суммы порекомендовала обратиться за уточнениями к мастеру.

И что же мастер? Позвонив утром в 9.00 после планерки, с мастером поговорить не удалось – она срочно убегала с сантехником для выяснения, кто же из жильцов затапливает квартиры в подъезде одного дома на ее участке? Поговорить, к счастью, удалось в 11.00. Из слов мастера автор поняла, что данная услуга по договору ЖЭСа с подрядной организацией, выполнившей чистку мусоропровода, стоила примерно Br 350 тыс. В итоге жильцам каждой квартиры в подъезде данная работа обошлась примерно по Br 9 тыс. Но поскольку жильцы одной квартиры отказались от данной услуги, то их сумму пришлось разделить на все остальные квартиры. Вот и получилась сумма в Br10 163. Как пояснила мастер, данные работы никак не могли стоить для жильцов одной квартиры по Br 3 тыс. Просто в беседе мы с ответственной за сбор подписей недопоняли друг друга. Ну а что касается того, что сумма за производство работ была высчитана разово, а не предоставлена обещанная рассрочка платежа на 3 месяца, то это произошло ошибочно. Мастер подготовит докладную записку, и жильцам подъезда будет сделан перерасчет. Надо полагать, что жильцам каждой квартиры вернут примерно по Br 6 тыс., а потом будут высчитывать в течение последующих 2-х месяцев. Не получится ли большая неразбериха?

А то, что ее хватает, не секрет. Как только приходят на оплату лицевые счета, до бухгалтера не дозвониться, а при личном посещении расчетно-справочного центра надо постоять в очереди. Людям ежемесячно приходится выяснять и разбираться с гигакалориями, кубами воды и многими-многими другими вопросами. Понять простому человеку, за что и сколько он должен платить, не будучи бухгалтером, невозможно.

И еще, что касается оплаты. Не так давно, говоря об оказании платных услуг населению по текущему ремонту, на пресс-конференции в городской мэрии генеральный директор ГО «Минское городское жилищное хозяйство» Владимир Реентович сказал, что деньги за производство данных работ будут удерживаться и с жильцов, не давших своего согласия на выполнение работ, при получении согласия двух третьих жильцов, проживающих в подъезде. Тогда почему с жильцов квартиры подъезда, в котором проживает автор публикации, не давших согласие на чистку мусоропровода, не удержали деньги, а раскинули общую сумму на все остальные квартиры? И что, если бы согласие на производство работ не дали жильцы не одной, а, к примеру, 5 и более квартир? Тогда цена данной услуги обошлась бы жильцам подъезда не Br 10 163, а гораздо больше.

Тем не менее, проживая в частном жилищном фонде, каждый жилец должен понимать, что сегодня не придет добрый дядя и не отремонтирует бесплатно ни подъезд, ни кровлю и т.д. За все надо платить со своего кармана, и жильцам надо договариваться. А вот вопрос цены должен зависеть напрямую от качества услуги.

Что касается цен на платные услуги, предоставляемые ЖЭСами населению по их же заказам, то, как пояснили в ГО «Минское городское жилищное хозяйство», они рассчитываются институтом «Белжилпроект» Минжилкомхоза с учетом исходных данных администраций районов г.Минска. Затем выводится средний показатель, на основании которого рассчитываются цены на услуги для всего города. Ну а впоследствии цены доводятся до ЖРЭО районов и ЖЭСов.

На самом деле цены меняются не так часто, как может показаться на первый взгляд. По крайней мере, как пояснили в головной жилищной организации города, в течение последних полутора лет они не менялись. Другое дело, что постоянно увеличивается перечень платных услуг, по которым рассчитываются цены. А значит, дополняется и прейскурант цен на услуги. Тем не менее, уточнили в ГО «Минское городское жилищное хозяйство», с марта месяца текущего года цены на платные услуги по заказам населения выросли примерно на 50-60%. Это обусловлено тем, что за последние годы существенно поменялись различные нормы, которые не пересматривались и не учитывались при ценообразовании платных услуг для населения, существенно поменялись коэффициенты по технологическим видам работ и заработной плате. С учетом всего этого и произошел значительный рост цен на платные услуги.

Кроме того, пояснили автору публикации в местном ЖЭСе, за предоставлением населению платных услуг ведется жесткий контроль со стороны вышестоящих органов. Если вдруг выяснится, что в базу данных была внесена та или иная заявка на оказание платной услуги, а деньги за ее оказание не поступили по какой-то причине, сразу же последуют штрафные санкции. И если раньше можно было хоть бесплатно получить консультацию работника ЖЭСа (например, по какой причине погас свет в квартире, какой унитаз или смеситель предпочтительнее ставить и т.д.), не производя в квартире самих работ, то теперь надо оплачивать и консультацию специалиста ЖЭСа. Особенно тяжело к таким условиям привыкать одиноким престарелым и пожилым людям. Ведь пенсии на все не хватает. А в скором времени, добавили в ЖЭСе, жильцов домов будут штрафовать за небережное отношение к техоборудованию и, в частности, за частые засоры. И в это трудно не поверить. Уж если работники ЖЭСа смогли блокировать работу канализации в квартирах, то куда проще прийти, обследовать квартиру и наложить штраф. Вот такие наступили времена.

Елена МАСЛОВСКАЯ.

16.08.2010

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 28, за месяц 154

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 32/2010