Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Жилищное строительство – приоритетное направление нового генплана г.Минска

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » Жилищное строительство – приоритетное направление нового генплана г.Минска

Белорусская столица будет жить и развиваться по новому генеральному плану, рассчитанному до 2030 года. О некоторых параметрах развития города, заложенных в новом градостроительном документе, рассказал на Международной научно-практической конференции «Ресурсы крупных городов – ресурсы социально-экономического развития региона и страны» Александр Петров, директор проектно-исследовательского коммунального унитарного предприятия «Минскградо».

Сегодня г.Минск является самым компактным городом среди европейских городов с численностью населения более 1 млн. человек. В нем проживает 1 млн. 830 тыс. человек. Город занимает территорию 308 кв.км. «Данный факт говорит о том, что на каждого жителя г.Минска приходится достаточно ограниченное количество земельных ресурсов. С одной стороны, компактность города во многом помогает минчанам – сокращается протяженность инженерных и транспортных коммуникаций, но, с другой стороны, это создает определенные трудности, поскольку ресурсы для маневра в городе практически отсутствуют. Несмотря на достаточно свободную планировку, город уже достиг определенных территориальных пределов», – сказал Александр Петров, представляя участникам конференции новый генеральный план г.Минска.

Как рассказал директор КУП «Минскградо», в течение последних лет градостроительная политика в г.Минске осуществлялась в соответствии с генпланом, утвержденным главой государства в 2003 году. В соответствии с этим документом к 2020 году в городе планировалось достичь уровня проживающих в нем граждан до 2-х млн. человек. Согласно параметрам развития города ежегодный прирост населения должен был достигать 7 тыс. человек, а прирост жилого фонда – 530 тыс.кв.м. Однако эти параметры были превзойдены. Так, ежегодно прирост населения составлял 15 тыс. человек, а прирост жилфонда – 1-1,1 млн.кв.м. Поэтому с 2006 года началась очередная актуализация градостроительной политики г.Минска с учетом показателей, реально складывающихся в городе. Согласно новому генплану до 2030 года город должен достичь прироста населения до 2-х млн. человек. При этом к 2015 году ожидается прирост населения до 1 млн. 900 тыс. человек.

Цели и задачи градостроительной политики в проекте корректуры генплана увязаны с планами развития системы расселения в республике, минского региона и пригородной зоны. Градостроительная политика г.Минска разработана с параметрами многофункционального города европейского значения, с высокоразвитой промышленностью и сферой услуг.

Говоря о реализации политики развития межгосударственных связей столицы, директор КУП «Минскградо» отметил, что она должна осуществляться благодаря строительству 2-х транспортных коммуникационных коридоров – коридор №2 в направлении Берлин – Варшава – Минск – Москва – Нижний Новгород и коридор Республики Беларусь в направлении Киев – Гомель – Минск – Вильнюс – Калининград. Связи с другими населенными пунктами республики предполагается осуществлять за счет реконструкции и развития внутриреспубликанской транспортной сети.

Что касается жилого фонда, то согласно новому градостроительному документу он должен достичь 62 млн.кв.м, то есть прирост составит 28 млн.кв.м. В связи с этим вырастет обеспеченность жилфондом на одного человека. Планируется, что к 2030 году обеспеченность общей площадью жилья на одного человека достигнет 31 кв.м против сегодняшних 19,5 кв.м (это ниже аналогичного показателя не только в европейских странах, но и в сравнении с областными городами Беларуси). До 2015 года планируется выйти на уровень обеспеченности одного человека жилфондом до 24 кв.м, но это при условии, что ежегодно будет вводиться не менее 1 млн.200 тыс.кв.метров жилья.

Говоря о сфере жилищного строительства, А.Петров обратил внимание участников конференции на то, что данная сфера поставлена во главу угла всей градостроительной политики города. Приоритетность ее развития определяется численностью минчан, состоящих в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, в которой на сегодняшний день состоит более 250 тыс.человек.

Для развития жилищного строительства генпланом зарезервировано около 17 тыс. га территорий. Это, по словам А.Петрова, позволит в перспективе разместить более 50 млн.кв.м общей площади жилья. Из них до 2030 года планируется построить более 28 млн.кв.м, что практически удвоит жилфонд и позволит достичь комфортного уровня проживания в нем граждан.

Для реализации градостроительной политики города необходим резерв городских территорий, сказал директор КУП «Минскградо». Это главный ресурс развития города. На долгосрочный период резерв пригородных территорий, который включен в перспективную городскую черту, составит около 24 тыс. га. И это предельная величина города. Однако до 2015 года для капитального строительства в Минске потребуется только 3,5 тыс. га.

При этом А.Петров уточнил, что сегодня городская черта проходит практически по кольцу, за исключением таких районов, как Уручье и Шабаны. А в перспективе территориально городская черта составит почти такую же территорию, как территория, находящаяся внутри кольца. «Это огромные территории, практически лишенные инженерных и транспортных коммуникаций, поэтому их освоение потребует большой концентрации и усилий города. В этой связи надо избежать распыления средств по разным направлениям и осуществлять вложения целенаправленно – реализовывать по одному жилому району, а потом переходить к другому», – сказал директор предприятия.

В пределах существующей городской территории земли практически использованы. Последние застраиваемые районы – это Лошица и Каменная горка. Осталась только одна небольшая территория – жилой район Северный, рассчитанный на строительство порядка 2 млн.кв.м жилья. Однако при ежегодном вводе жилья 1 млн. 200 тыс.кв.м данная территория будет освоена не более чем за 2 года. «Поэтому уже сегодня мы должны готовить территории за пределами городского кольца, проводить туда коммуникации, чтобы через 1-2 года выходить на новые площадки», – уточнил А.Петров.

Новый генплан предусматривает изменение структуры занятости населения. Предпочтение будет отдано сфере услуг, в которой будет работать порядка 55 % населения. В сфере производства будет занято до 30% населения.

Политика развития сферы обслуживания направлена на достижение комплексного и сбалансированного развития на 4-х уровнях – столичном, общегородском, районном и на уровне микрорайонов, сказал директор КУП «Минскградо». При этом приоритет будет отдаваться столичным функциям. Планируется завершить регенерацию исторических кварталов и осуществить реконструкцию на территории центрального ядра в пределах первого городского кольца с выносом из этих территорий промышленных и складских объектов и создания уникальных объектов обслуживания и информационно торгово-сервисных центров. Уникальные столичные объекты будут возводиться также в районах Национальной библиотеки, Минск-арены и на территории Минск-Сити. Многофункциональные комплексы планируется размещать в районах транспортных пересечений, пересадочных узлов и на въездах в город.

Градостроительный потенциал территорий, занятых сегодня промышленными предприятиями, составляет 4,7 тыс. га. По словам А.Петрова, указанная территория позволит практически вдвое увеличить число рабочих мест. То есть использование территорий будет более интенсивное. Тем не менее, для размещения производств генпланом зарезервировано около 1300 га незастроенной территории. Это сделано для того, чтобы рабочие места максимально приблизить к новым жилым районам.

Политика развития природного ландшафта, предусмотренная генпланом, направлена на создание благоприятных условий для жизни и здоровья минчан. Природные городские территории будут составлять порядка 29 % площади города. Площадь их будет увеличена до 15,5 тыс. га (для сравнения, сегодня она занимает около 6,5 тыс. га). Строительство новых городских и районных парков будет осуществляться в зоне водно-зеленого диаметра и зеленого кольца, образуемого Слепянской и Лошицкой водными системами. Юго-восточную часть берега Минского моря планируется включить в городскую черту для развития там парковых территорий общегородского значения.

Что касается градостроительной политики развития улично-дорожной сети, то здесь будет сохранена политика формирования радиально-кольцевой структуры магистральных улиц и дорог. Будет продолжено формирование планировочного каркаса города с 10-ю радиальными направлениями и 4-мя кольцевыми автодорогами, что позволит защитить центр города от транзитного транспорта. Как отметил А.Петров, сегодня в городе хорошо развито радиальное направление и практически не доведены кольцевые. Исследования показывают, что центральная часть города, где скапливается наибольшее количество авто, до 70% – транзитный транспорт. Поэтому строительство первого городского кольца, которое сегодня активно ведется в городе, позволит избежать транзита и пустить его по кольцу. Кроме того, перегруженность кольцевой автодороги является следствием отсутствия внутренних колец. Сегодня внешняя кольцевая автодорога используется как внутренне кольцо, поэтому много дополнительных транспортных потоков выходит на кольцевую автомагистраль. К тому же, если в городе будет построены второе и третье транспортные кольца, то данные проблемы будут сняты. Транспорт будет перемещаться по внутренним кольцам.

Политика развития улично-дорожной сети, уточнил директор КУП «Минскградо», потребует ежегодного строительства и реконструкции не менее 15 км автомагистральных основных и дублирующих улиц и строительства 3-4 транспортных развязок и путепроводов.

Большое развитие получит метрополитен. Общую протяженность линий планируется довести до 56 км. Во внутригородское передвижение планируется включить железнодорожный транспорт – городскую электричку.

Елена МАСЛОВСКАЯ.

18.10.2010

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 8, за месяц 39

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 41/2010