Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Льготы стали доступнее

С 1 ноября текущего года претендовать на льготный кредит, предоставляемый на строительство или приобретение жилья, смогут те очередники, у которых доход на члена семьи не превышает Br1 378 860.

Новые размеры минимальных потребительских бюджетов утверждены в Беларуси с 1 ноября и будут действовать по 31 января 2011 года. В частности, среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек с 1 ноября нынешнего года составит Br459 620 в месяц. До этого аналогичный показатель составлял Br448 520, который просуществовал с 1 августа по 30 октября 2010 года. Это означает, что с 1 ноября автоматически увеличивается количество граждан, имеющих право на получение льготного кредита на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья.

Дело в том, что среднедушевой МПБ семьи из четырех человек служит основой для определения права граждан на получение льготных кредитов и субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений. Раньше претендовать на такую помощь могли очередники, которые имели доход на члена семьи не более 2 МПБ, а с недавних пор – не более 3 МПБ.

Совокупный доход складывается из доходов всех членов семьи. Это заработная плата в денежной и натуральной формах, премии и другие вознаграждения и выплаты, связанные с выполнением трудовых обязанностей; денежное довольствие; облагаемые подоходным налогом доходы от предпринимательской деятельности; пенсии трудовые и социальные; стипендии; суммы полученных алиментов; пособия семьям, воспитывающим детей; пособия по временной нетрудоспособности и безработице. Учитываются также доходы от продажи (сдачи внаем, аренду) строений, квартир, комнат, гаражей, автомобилей, сельскохозяйственной продукции, ценных бумаг и другого имущества за исключением денежных средств, вырученных гражданами от продажи находящихся в их собственности жилых помещений и направленных на строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения; иные выплаты и доходы.

Совокупный доход исчисляется за вычетом подоходного налога, обязательных взносов в Фонд социальной защиты населения, удерживаемых из заработной платы граждан, из доходов индивидуальных предпринимателей, а также сумм уплаченных алиментов.

Претенденты на получение льготного кредита не должны иметь в собственности заявленное имущество, общая стоимость которого превышает двукратный предельный размер льготного кредита. К такому имуществу относятся жилые дома с надворными постройками, дачи и садовые домики, гаражи, хозяйственные и складские помещения, иные строения и не завершенные строительством объекты, квартиры, в том числе находящиеся в других населенных пунктах, а также их части (доли); транспортные средства (кроме мапедов, велосипедов, гужевого транспорта), стоимость каждого из которых превышает 35-кратный размер утвержденного среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из четырех человек. Не учитывается только специальный транспорт, приобретенный в соответствии с заключением медико-реабилитационной экспертной комиссии через органы социальной защиты бесплатно или на льготных условиях.

Заметим, что когда местный исполком рассматривает заявление гражданина на получение льготного кредита, то он учитывает все доходы, которые заявитель и члены его семьи получают по трудовым договорам за определенный период времени. Когда же банк рассчитывает платежеспособность заявителя, то в расчет принимаются только те доходы, которые заявитель и члены его семьи получают по основному месту работы – то есть там, где эти люди работают по трудовой книжке. Доходы не по основному месту работы, даже если человек работает на такой работе около 10 лет подряд, банк не принимает во внимание.

Причем такой же принцип оценки платежеспособности потенциального кредитополучателя применяется и коммерческими банками при выдаче кредитов на жилье на общих основаниях, а также при выдаче потребительских кредитов. Понятно, что банки таким образом лишний раз страхуют себя. Но такая перестраховка нарушает принцип социальной справедливости.

К примеру, жительница Минска, которая состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и одна воспитывает ребенка, по размеру дохода на члена семьи имеет вообще имеет право на получение льготного кредита. Но поскольку она работает дополнительно еще на двух работах, то сумма совокупного дохода на члена семьи получается больше 3 МПБ. Следовательно, она уже по размеру всех официальных доходов не может претендовать на льготный кредит.

Теоретически, как очередник, она могла бы взять кредит под 14, 5 % годовых, например в Беларусбанке. Но там учитывают только доходы по основному месту работу. Если своих доходов не хватает, заявитель может включить в совокупный доход доходы близких родственников, но тоже по основному месту работы. И еще в банке требуют представить поручителей. Поскольку доход по основному месту работы очень маленький, близких родственников у заявительницы в нашем примере нет, поручиться за нее никто не хочет, то ей приходится, хоть она и состоит на учете нуждающихся лет 15, брать коммерческий кредит на самых невыгодных условиях в банке, который учитывает все официальные доходы. И таких примеров можно привести множество.

Марина СИРОТКО

01.11.2010

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 3, за месяц 22

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 43/2010