Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Перед стройкомплексом Беларуси стоят грандиозные задачи

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » Перед стройкомплексом Беларуси стоят грандиозные задачи

Согласно Концепции развития строительного комплекса Беларуси на 2011-2020 годы в следующей пятилетке в республике предстоит построить 43 млн.кв.метров общей площади жилых домов. То есть по сравнению с текущей пятилеткой объемы жилищного строительства в ближайшие пять лет возрастут в 1,6 раза. При этом документом поставлена задача снижения количества граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также продолжительности их пребывания на таком учете до 10 лет.

Правительство Беларуси утвердило Концепцию развития строительного комплекса республики на 2011-2020 годы. Одним из важнейших направлений развития стройкомплекса является наращивание объемов жилищного строительства. Так вот если согласно Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы в Беларуси должно быть введено в эксплуатацию свыше 26,7 млн.кв.метров общей площади жилья при задании 23,5-26 млн.кв.метров, то согласно новой Концепции в 2011 – 2015 годах в республике предстоит построить 43 млн.кв.метров общей площади жилых домов, в 2016-2020 годах – 50 млн.кв.метров, или 1 кв.метр общей площади на одного жителя республики в год. В последующем строительство жилья будет определяться с учетом потребности, при этом значительно возрастут объемы реконструкции и модернизации существующего жилищного фонда с доведением его доли к 2020 году до 50% от общего объема вводимого жилья. Уровень средней обеспеченности жильем одного жителя Беларуси достигнет в 2015 году 25-27 кв.метров общей площади, в 2020 году – 27-30 кв.метров, что, как говорится в Концепции, соответствует международным стандартам и согласуется с уровнем средней жилищной обеспеченности многих экономически развитых стран.

Документом, в частности, планируется повышение уровня обеспеченности населения качественным и доступным жильем, снижение количества граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и продолжительности их пребывания на таком учете до 10 лет.

Комплексной программой предусматривается развитие проектирования, строительства и реконструкции энергоэффективных жилых домов с удельным потреблением тепловой энергии на отопление не более 60 кВт/ч на кв.метр в год и в перспективе до 2020 года – до 30-40 кВт/ч на кв.метр в год. Надо сказать, что Комплексная программа по проектированию, строительству и реконструкции энергоэффективных жилых домов в Беларуси реализуется с 2009 года и рассчитана на перспективу до 2020 года. К настоящему времени уже построено 30 тыс.кв.метров энергоэффективного жилья, а в 2010 планируется сдать в эксплуатацию 300 тыс.кв.метров. К 2015 году намечено довести объемы строительства такого жилья до 6 млн.кв.метров, что составит около 60% от общей площади вводимых домов.

Если говорить о финансовом обеспечении Концепции, то, как говорится в документе, для ее реализации потребуется Br20–25 трлн. инвестиций, в том числе Br10–12 трлн., или 50 процентов от общего объема финансирования, за счет привлечения кредитных ресурсов. Ежегодные объемы финансовых вложений в развитие стройкомплекса не должны превышать Br2- 2,2 трлн.

Для сравнения, в 2010 году доля заемных кредитных ресурсов организаций Минстройархитектуры в общем объеме инвестиций возросла до 58% (превысив уровень 2008 года почти вдвое и 2009 года – в 1,3 раза), при этом доля собственных средств организаций почти вдвое снизилась по сравнению с 2006 годом и в 1,5 раза по сравнению с 2008 годом. При прогнозе увеличения объемов инвестиций в 2006 – 2010 годах по сравнению с предыдущим пятилетием в 2,2 раза фактически данный показатель возрос почти в пять раз.

Должен ли настораживать такой факт? Ведь, привлекая кредитные ресурсы в развитие стройкомплекса (а это не только обеспечение населения жильем, но и создание производственных и непроизводственных фондов, проведение модернизации народного хозяйства, развитие социальной инфраструктуры и др.), в том числе иностранные, надо будет не только возвращать кредитные ресурсы, но и платить проценты за пользование ими. Кстати, данная проблема обозначена и в Концепции. Как говорится в документе, «по оценкам экспертов дальнейшее увеличение темпов роста объемов инвестиций при высоком удельном весе заемных средств несет угрозу потери платежеспособности и прочих отрицательных последствий для организаций, осуществляющих наиболее крупные инвестиционные проекты».

Говоря о привлечении иностранных инвестиций в развитие стройкомплекса Беларуси и, в частности, в развитие и модернизацию производств перспективных предприятий отрасли, обеспечивающих новое качество строительных материалов и конструкций, имеющих спрос на внутреннем и внешнем рынках (цемент, плитка керамическая, стеновые и кровельные материалы, щебень, стекло полированное и другие), совершенствование технологий производств, первый заместитель министра архитектуры и строительства Михаил Абрамчук сказал на пресс-конференции, посвященной Белорусскому инвестиционному форуму, что «мы хотим и стараемся брать прямые иностранные инвестиции, но если не получается, то берем заемные средства с расчетом возврата денежных средств и процентов за пользование ими». В то же время заместитель министра отметил, что прежде чем брать иностранные инвестиции в виде заемных средств по всем предприятиям составляются бизнес-планы, которые рассматриваются в соответствующих министерствах и ведомствах, в том числе в Минэкономики, на предмет окупаемости того или иного инвестиционного проекта. По словам Михаила Абрамчука, в настоящее время все инвестиционные проекты расцениваются как импортозамещающие. К примеру, сегодня за счет китайских кредитных линий строятся 3 цементных завода. Два из них – в Красносельске и Костюковичах будут введены в 2011 году и один в Кричеве – в 2012 году. Кроме того, сегодня за счет китайских кредитных ресурсов прорабатывается вопрос строительства содового завода недалеко от Мозыря.

Хочется обратить внимание и на такую очень важную составляющую часть стройкомплекса, как сфера производства строительно-монтажных работ. Отметим, что среди ведущих научных организаций Минстройархитектуры, осуществляющих исследования и разработки для стройкомплекса Беларуси, находится и научно-исследовательское и проектно-технологическое республиканское унитарное предприятие «Институт НИПТИС имени Атаева С.С.». В частности, аналитическое управление данной организации последние три года занимается прогнозом потребностей внутреннего строительного рынка республики в материально-технических ресурсах. В первую очередь это относится к строительным материалам, машинам, механизмам, рабочей силе и др., то есть всему тому, что включает в себя понятие «строительно-монтажные работы». Так вот аналитики предприятия, проводя научные исследования в данной области, заметили достаточно устойчивую связь между количеством вкладываемых в строительно-монтажные работы денежных средств и объемами жилищного строительства: чем больше денег вкладывается в строительно-монтажные работы, тем больше вводится квадратных метров жилья.

Как отметил на заседании секции «Стратегии управления землепользованием в крупном городе: гармоничное развитие центральных, периферийных и сопредельных территорий. Инвестиционные строительные программы», проходившей в Минске в октябре месяце текущего года в рамках Международной научно-практической конференции «Ресурсы крупных городов – ресурсы социально-экономического развития региона и страны», Игорь Трофимов, заместитель директора РУП «Институт НИПТИС им.Атаева С.С», начальник международного информационного центра, в процессе разработки методов краткосрочного и календарного прогноза аналитики института заметили, что начиная с 2002 года объемы строительно-монтажных работ в области жилищного строительства, как в денежном, так и в натуральном выражении, колеблются в пределах 33-37%. По прогнозам в 2010 году они составят 38%. «Это говорит о том, что в республике сложилась относительно устойчивое соотношение объемов строительно-монтажных работ и финансирования», – сказал заместитель директора. Исследования показали, что общий объем строительно-монтажных работ за данный период времени выполнен на триллионы рублей в сопоставимых ценах 2006 года. Только в Минске в прошлом году он составил Br1,24 трлн. Благодаря простой арифметической формуле сегодня можно прогнозировать, сколько республике понадобится денежных средств, для того чтобы ввести определенный объем жилья. К примеру, по расчетам аналитиков для того чтобы ввести 10 млн.кв.метров жилья, запланированных к вводу в 2011 году, только на строительно-монтажные работы, не считая подрядных работ и инвестиций, которые направляются на отселение, развитие коммунальный сетей, проектные и проектно-изыскательские работы и др., понадобится Br10,6 трлн. в ценах 2006 года и Br15,5 трлн. в ценах 2009 года, или 5,5 млрд.долл.США (при среднем курсе доллара США в 2009 году). В свою очередь консолидированный бюджет в Беларуси в 2010 году составляет примерно 18 млрд.долл.США. В целом же в жилищном строительстве в общем объеме инвестиций строительно-монтажные работы составляют 87-88%. И это самый высокий показатель в сравнении с другими отраслями (например, в промышленности строительно-монтажные работы составляют всего 25%). Что же касается общего объема инвестиций, которые понадобятся для ввода 10 млн.кв.метров жилья, то в ценах 2006 года они составят Br12,1 трлн., а в ценах 2009 года – Br17,7 трлн., или 6,34 млрд.долл.США. Получается, что только на строительство 10 млн.кв.метров жилья государству придется потратить более одной трети консолидированного бюджета.

«Таким образом, обработка статистических данных последних 7 лет с учетом сложившейся специфики соотношения в строительном комплексе позволяют оценить наши собственные силы и ресурсы. Хотим вводить 10 млн.кв.метров – должны обеспечить в этом году 6,34 млрд.долл.США. Но откуда они возьмутся?» – задал вопрос Игорь Трофимов. «В подавляющем большинстве жилищное строительство финансируется за счет граждан. Но у них нет таких денег, поэтому они идут в банки. Но выдержат ли банки? Независимо от того, на 15, 20 или 100 лет мы будем брать кредит, в конкретном плановом или прогнозном году нам нужно иметь «живые» деньги на строительство жилья в таком объеме», – сказал ученый.

По словам Игоря Трофимова, аналитическая группа предприятия сотрудничает с соответствующими подразделениями других министерств и ведомств в области жилищной политики и парламентом, разрабатывает предложения, которые способствуют насыщению инвестиционного капитала. «Но когда мы вносим такие предложения, мы не всегда оцениваем финансовые возможности страны, мощности кредитной системы, накопления семей и ряд иных факторов. И эта проблема уже выходит за пределы компетенции Минстройархитектуры», – высказал свою точку зрения заместитель директора института.

В данной связи хочется спросить: а подсчитывал ли кто, какую часть консолидированного бюджета страны придется тратить только на жилищное строительство, учитывая, что Концепцией поставлена задача наращивать его объемы, и будет ли располагать государство и банки такими денежными средствами?

Елена МАСЛОВСКАЯ.

15.11.2010

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 4, за месяц 24

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 45/2010