Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Жилье по месту работы

В ходе совершенствования инвестиционной политики и системы финансирования жилищного строительства все более активнее используются различные формы внебюджетного финансирования воспроизводства жилищного фонда. Среди них – средства организаций, включая займы работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.

Начиная с 2000 года постановлениями правительства предприятиям и организациям (независимо от форм собственности) доводятся задания по вводу в эксплуатацию общей площади жилых домов за счет собственных средств, включая средства долевого участия, займов и инновационных фондов.

В соответствии с важнейшими параметрами прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2010 год совместным постановлением Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 31 декабря 2009 года №1749/19 установлены конкретные задания по областям, г.Минску, республиканским органам государственного управления и другим организациям по вводу в эксплуатацию общей площади жилых домов и определены меры по их выполнению.

Всего в 2010 году планируется ввести в действие за счет средств организаций (в том числе с учетом их долевого участия в строительстве, выдачи займов работникам организаций) 50,785 тыс. кв. метров общей площади жилья для работников, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

По конкретным исполнителям задание распределено следующим образом: Министерство архитектуры и строительства – 9 тыс. кв. метров, Министерство транспорта и коммуникаций – 14,3 тыс. кв. метров (в том числе Белорусская железная дорога – 14 тыс. кв. метров), Министерство энергетики – 23,37 тыс. кв. метров, Белорусский государственный концерн по нефти и химии – 4,1 тыс. кв. метров.

Расчетными показателями по финансированию жилищного строительства в 2010 году предусмотрено направление организациями средств на строительство жилья (включая займы) в объеме 361,8 млрд. рублей, в том числе по Брестской области – 11 млрд. рублей, Витебской – 49,7 млрд. рублей, Гомельской – 41,7 млрд. рублей, Гродненской – 27,1 млрд. рублей, Минской – 97,6 млрд. рублей, Могилевской – 10,7 млрд. рублей и г.Минску – 124,0 млрд. рублей (для сравнения можно отметить, что в 2009 году на эти цели предусматривалось 247,4 млрд. рублей, в 2008 году – 177,9, а в 2007 году – 103,5 млрд. рублей).

Направление предприятиями и организациями инвестиций в жилищный сектор экономики стимулируется соответствующими нормативными документами, определяющими как порядок использования средств на эти цели, так и льготы по налогообложению.

Статьей 54 Жилищного кодекса Республики Беларусь предусмотрено, что государственные предприятия, учреждения, организации, имеющие жилищный фонд и осуществляющие жилищное строительство, предоставляют своим работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилые помещения в соответствии с Кодексом и коллективными договорами.

Пунктом 40 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда (утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 г. №565) определено, что государственные органы и другие государственные организации, имеющие жилые помещения на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, предоставляют своим работникам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилые помещения в соответствии с данным Положением, а также коллективными договорами.

Необходимо отметить, что наличие у организаций жилых помещений должно рассматриваться в широком плане, то есть не только когда у организации на балансе находятся жилые дома, но и в случаях, когда организации, не имея на своем балансе домов, имеют право распоряжаться соответствующими жилыми помещениями, заселять их. Например, в соответствии с пунктом 3 упомянутого Указа №565 государственные органы, другие государственные организации имеют право повторного заселения высвобождаемых жилых помещений, ранее предоставленных их работникам в домах, переданных этими органами и организациями местным исполнительным и распорядительным органам, независимо от времени передачи таких помещений.

Макетом коллективного договора (разработан Федерацией профсоюзов Беларуси) предусмотрены обязательства нанимателя по строительству жилья для работников, в том числе через УКС исполкома, хозяйственным способом, в составе жилищно-строительных кооперативов и в порядке долевого участия с другими организациями. Предусмотрены и обязательства по выдаче беспроцентных ссуд индивидуальным застройщикам, членам жилищно-строительных кооперативов и работникам, приобретающим (выкупающим) жилье в собственность, а также по предоставлению работникам одноразовых безвозмездных субсидий, займов на строительство (реконструкцию) или покупку жилых помещений и оказанию индивидуальным застройщикам помощи строительными материалами, машинами, механизмами.

Государственные организации и хозяйственные общества с долей государства в уставных фондах могут предоставлять своим работникам, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, займы на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений в порядке и на условиях, определенных постановлением Совета Министров от 30 марта 2000 г. №428.

В соответствии с подпунктом 1.1 статьи 140 Налогового кодекса Республики Беларусь (Общая часть) от налогообложения налогом на прибыль освобождается, в частности, прибыль организаций, направленная в порядке и на условиях, установленных пунктами 2 – 4 данной статьи, на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели.

Согласно ст. 163 указанного кодекса освобождаются от подоходного налога с физических лиц, в частности, следующие доходы:

одноразовые безвозмездные субсидии, предоставляемые в соответствии с законодательством на строительство (реконструкцию) или покупку жилых помещений физическим лицам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (подпункт 1.27);

взносы, возвращаемые физическим лицам при прекращении строительства квартир и (или) индивидуальных жилых домов, а также возвращаемые паевые взносы в случае выбытия физических лиц из членов организаций застройщиков (подпункт 1.28);

предусмотренные законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь компенсации, связанные с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения;

доходы, получаемые от сдачи внаем (поднаем) жилых помещений молодым специалистам (выпускникам учреждений образования, получившим профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование в дневной форме обучения за счет средств бюджета и направленным на работу (службу) по распределению). Указанные доходы освобождаются от подоходного налога с физических лиц в течение установленных законодательством сроков работы (службы) молодых специалистов по распределению (подпункт 1.41).

Пунктом 8 утвержденного Указом №565 Положения определено, что учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, работающих (проходящих службу) в государственных органах, других организациях, их филиалах и представительствах (в том числе по совместительству), ведется по месту работы (службы) этих граждан, а по их желанию – также и по их месту жительства.

Граждане принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту их работы (службы) в установленном порядке при наличии законных оснований (пункты 3, 4 и 6 Положения) по совместному решению администрации государственного органа, другой организации и профсоюзного комитета, а при его отсутствии – иного представительного органа работников.

Организации, имеющие в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления жилые помещения, в установленном порядке могут предусматривать (по согласованию с собственником или уполномоченным им лицом) в коллективных договорах дополнительные основания для признания своих работников нуждающимися в улучшении жилищных условий. При этом улучшение жилищных условий таких работников осуществляется только по месту их работы.

В частности, может быть предусмотрен более высокий уровень обеспеченности общей площадью занимаемого жилого помещения, чем установленный нормативными актами (более 15 кв. м на одного человека). Например, на практике в некоторых организациях в коллективных договорах предусматривалась возможность принятия на квартирный учет работников, проработавших непрерывно в организации 20 и более лет, при обеспеченности их общей площадью в занимаемом жилом помещении менее 18 кв. м.

Используется и такое льготное основание, как проживание в одной квартире (одноквартирном жилом доме), заселенной (заселенном) несколькими собственниками жилых помещений, если их собственность выделена в установленном порядке (произведен раздел жилого помещения с образованием двух и более отдельных жилых помещений или с выделением в собственность изолированных жилых комнат с оставлением подсобных помещений в общем пользовании и в общей долевой собственности), и (или) нанимателями жилых помещений государственного жилищного фонда (независимо от уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи).

В методических материалах предусмотрено также, что право постановки на учет независимо от уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения может быть предоставлено работникам, проживающим в жилом помещении, не соответствующем уровню благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта, и т.п.

В соответствии с пунктом 38 Указа №565 контроль за состоянием учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлением очередности на улучшение жилищных условий, распределением жилых помещений в государственных органах, других организациях осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами, профсоюзным комитетом, а также уполномоченными государственными органами в порядке, установленном законодательством.

Ольга ЗИНКЕВИЧ

13.12.2010

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 1, за месяц 21

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 49/2010