Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Тарифам приказано не спешить

Власти заявляют, что жилищно-коммунальные услуги если и подорожают в следующем году, то в пределах традиционных 5 долларов. Но такие темпы удорожания коммунальных услуг отчасти уже не стыкуются со стратегией развития энергетического комплекса РБ в 2011-2020 гг и очередными планами правительства по ликвидации перекрестного субсидирования.

«Что касается ЖКХ, то этот вопрос определен: мы не будем повышать стоимость услуг ЖКХ пропорционально росту зарплаты, ни в коем случае. Тогда какой смысл – мы съедим всю заработную плату», – сказал Президент Беларуси Александр Лукашенко, отвечая на вопросы журналистов 17 декабря. При этом глава государства отметил, что если в следующем году возникнет необходимость в повышении стоимости услуг ЖКХ, то этот рост будет ограничен традиционными 5 долларами. «Несмотря на то, что население оплачивает только 30%, а 70% мы дотируем, несмотря на это, скорее всего, в течение года, если не произойдет каких-то катаклизмов, мы таким путем будем идти», – цитирует главу государства БЕЛТА.

По словам А. Лукашенко, в настоящее время нет основания для роста цен на услуги ЖКХ, потому как для Беларуси, например, подешевеет нефть, комплектующие и сырье. «Так какие основания для роста цен? Нет таких оснований, особенно по ЖКХ. Поэтому надо успокоиться и спокойно жить. В беде мы своих людей не оставим, это точно», – пообещал глава государства.

Чтобы было понятно, о каких 5 долларах, 30 и 70% идет речь, напомним, что в предыдущие годы, за исключением 2010 года, тарифы на жилищно-коммунальные услуги увеличивались таким образом, чтобы сумма ежемесячной платы за жилищно-коммунальные услуги для двухкомнатной квартиры площадью около 48 кв.м с тремя проживающими увеличилась не больше, чем на 5 долларов США. Так было в 2007, 2008 и в 2009 годах.

В 2010 году традиционного повышения тарифов для населения не произошло. Коммунальные услуги физлица оплачивали по тарифам, установленным в начале 2009 года. За исключением граждан, которые имеют дома повышенной комфортности или квартиры, в которых никто не прописан. Для них полгода назад ввели тарифы, обеспечивающие полное возмещение затрат на предоставление жк-услуг.

А поскольку момента последнего повышения тарифов на жк-услуги существенно выросла все составляющие себестоимости (заработная плата, транспортные услуги, энергоносители и т.д.), то, как утверждают жилищно-коммунальные службы и энергетики, возмещение населением затрат на оказание жк-услуг снизилось до 30% себестоимости этих услуг. Остальные 70%, учитывая систему так называемого перекрестного субсидирования, возмещаются частично бюджетом, частично – предприятиями и организациями, которые не имеют льгот по оплате жк-услуг, и которым приходится оплачивать потребленные ими услуги по тарифам, значительно превышающим их себестоимость.

Вопреки стратегии и планам

Повышение коммунальных платежей не более чем на 5 долларов, о которых сказал президент, это конечно благо для населения. Но как на это посмотрят коммунальники, энергетики, правительство? Ведь перекрестное субсидирование к 2014 году решено ликвидировать. Это предусмотрено Стратегией развития энергетического потенциала Республики Беларусь, которая утверждена постановлением Совета министров № 1180 от 9 августа 2010 года и рассчитана на период до конца 2020 года. Отмена субсидирования будет осуществляться поэтапно.

Ликвидацию перекрестного субсидирования планируется осуществлять поэтапно. С 2013 предусмотрена отмена льготных уровней цен (тарифов) на природный газ и энергию для отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Доведение тарифов на энергию для населения до уровня 100-процентного возмещения затрат на природный газ, который используется для нужд пищеприготовления, предстоит осуществить к 2011 году, для нужд отопления – к 2014 году; на электрическую энергию – к 2013 году; на тепловую энергию – к 2014 году. Кроме этого планируется исключить практику перекладывания убытков, которые получаются от реализации тепловой энергии, на тарифы на электрическую энергию.

То есть в ближайшие даже не 5, а 4 года, как предусмотрено программными документами, система оплаты самых дорогих жилищно-коммунальных услуг должна полностью освободиться от перекрестного субсидирования.

Понятно, что довести тарифы до уровня, обеспечивающего 100-процентное возмещение затрат на их предоставление, можно двумя путями: либо тарифы на жк-услуги для населения должны увеличиваться ежегодно как минимум на процентов 15-20%, что получается далеко за пределами традиционных 5 долларов, либо себестоимость жк-услуг должна ежегодно снижаться как минимум на 10% при одновременном росте тарифов на традиционные 5 долларов.

«Коммуналку» не пустит зарплата

В стратегии отмечается, что ликвидацию перекрестного субсидирования для населения необходимо осуществлять с учетом планируемого роста реального дохода населения и введения адресной дотации из республиканского и местных бюджетов отдельным категориям граждан, введения платы за компенсацию реактивной мощности (энергии), ежегодного предусмотрения до полной ликвидации перекрестного субсидирования населения в ценах (тарифах) на газ и энергию, его компенсацию за счет средств республиканского и местных бюджетов.

Это как раз то, о чем говорил и президент. То есть не будут расти доходы населения, будут стоять на месте тарифы на «коммуналку».

Поэтому и впредь люди могут спокойно покупать и строить себе квартиры, не особенно беспокоясь о том, что завтра коммуналка подскочит и придется избавляться от квадратных метров, обслуживание и содержание которых многие окажутся не в состоянии оплатить.

Ведь с момента образования Республики Беларусь правительство неоднократно устанавливало сроки отмены перекрестного субсидирования и перехода на 100-процентную оплату населением потребляемых жилищно-коммунальных услуг. И каждый раз эти сроки не выполнялись. Причин было много – и отсутствие системы адресной помощи малоимущим гражданам, и отсутствие во всех квартирах и домах счетчиков воды, газа и тепла. И низкая заработная плата в целом по стране. Кстати и сегодня многие из перечисленных условий для перехода на 100-процентную оплату затрат на «коммуналку» не созданы. Причем самое главное, чего не хватает, и что, наверное, появится не скоро, – это прозрачность расчетов по коммунальным платежам.

Потребитель платит, не взирая на капремонт

Взять, к примеру, применяемый на практике принцип взимания платы за жилищно-коммунальные услуги с жильцов многоквартирных домов в период капитального ремонта домов.

Практика такова, что как только многоквартирный жилой дом ставится на капитальный ремонт, все работы или почти все работы по техническому обслуживанию перекидываются на подрядную организацию. То есть на организацию, которая осуществляет капитальный ремонт дома. Местный ЖЭС в период капитального ремонта в процессе технического обслуживания почти не участвует. Яркий пример тому – дом №15-а по ул. Кнорина, в котором уборку в подъездах и расчистку снега во дворе коммунальники проводят исключительно по звонку того иного недовольного жильца. Кто-то из жильцов позвонил в диспетчерскую – убрали подъезд, причем только один, в котором живет недовольный. А какое техобслуживание инженерных сетей общего пользования может вестись, если в доме хозяйничают ремонтники.

Между тем, жильцы дома, в котором ведется капремонт, исправно перечисляют ЖЭСу плату за техническое обслуживание, в том числе и по тарифам за сверхнормативную площадь.

Вторая услуга – это обслуживание домофонов. На период капремонта, дабы не затруднять процесс перемещения по дому строителей-ремонтников, домофоны находятся в отключенном состоянии. Но люди платят за их обслуживание согласно установленным тарифам.

Следующие статьи расходов: вода (холодная и горячая), канализация и подогрев воды. Реконструкция и замена внутридворовых сетей, замена канализационных стояков, трубопроводов и сантехоборудования в доме и квартирах занимает примерно около 4-6 месяцев. В течение этого периода периодически отключается холодная и горячая вода (опять же яркий пример – дом №15-а по ул. Кнорина). Между тем, расчетный центр начисляет плату за водообеспечение, водоотведение и подогрев воды по традиционному нормативу.

И это не говоря о том, что капитальный ремонт дома, например 60-квартирного, который мог бы длиться полгода максимум при слаженной работе всех служб, длится по нормативу 1,5, а в действительности 2 года. А время – это деньги.

Из чего следует, что чем больше жилья будет охвачено капитальным ремонтом, тем больше система ЖКХ может экономить на жилищно-коммунальных услугах.

Отсюда удорожание «коммуналки» в пределах 5 долларов – это даже много, учитывая непрозрачность и завуалированность подсчетов именно потребленных населением коммунальных услуг.

Кстати о том, как проводится капитальный ремонт только в одном доме, можно написать не один, а несколько детективных романов. Что же до вопросов, которые остаются без ответов, и претензий, которые на полном основании можно предъявлять не только к качеству, но и к безопасности работ, проводимых в доме, то их как песка в море.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ

27.12.2010

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 3, за месяц 16

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 51/2010