Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Льготников стало больше

С 1 февраля текущего года претендовать на льготный кредит, предоставляемый на строительство или приобретение жилья, смогут те очередники, у которых среднемесячный доход на одного члена семьи не превышает Br1 442 070.

Новые размеры минимальных потребительских бюджетов утверждены в Беларуси с 1 февраля и будут действовать по 30 апреля 2011 года. В частности, среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек с 1 февраля нынешнего года установлен на уровне Br480 тыс. 690. Для сравнения, с 1 ноября 2010 по 31 января 2011 года аналогичный показатель составлял Br459 620, с 1 августа по 30 октября 2010 года – Br448 520. Это означает, что с 1 февраля автоматически увеличилось количество граждан, имеющих право на получение льготного кредита на строительство (реконструкцию) и приобретение льготного кредита.

Дело в том, что среднедушевой МПБ семьи из четырех человек служит основой для определения права граждан на получение льготных кредитов и субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений. До прошлого года претендовать на такую помощь могли очередники, которые имели доход на члена семьи не более 2 МПБ, теперь – не более 3 МПБ.

Напомним, что совокупный доход складывается из доходов всех членов семьи. Это заработная плата в денежной и натуральной формах, премии и другие вознаграждения и выплаты, связанные с выполнением трудовых обязанностей; денежное довольствие; облагаемые подоходным налогом доходы от предпринимательской деятельности; пенсии трудовые и социальные; стипендии; суммы полученных алиментов; пособия семьям, воспитывающим детей; пособия по временной нетрудоспособности и безработице. Учитываются также доходы от продажи (сдачи внаем, аренду) строений, квартир, комнат, гаражей, автомобилей, сельскохозяйственной продукции, ценных бумаг и другого имущества за исключением денежных средств, вырученных гражданами от продажи находящихся в их собственности жилых помещений и направленных на строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения; иные выплаты и доходы.

Совокупный доход исчисляется за вычетом подоходного налога, обязательных взносов в Фонд социальной защиты населения, удерживаемых из заработной платы граждан, из доходов индивидуальных предпринимателей, а также сумм уплаченных алиментов.

Кроме того, по правилам льготного кредитования, претенденты на такую господдержку не должны иметь в собственности заявленное имущество, общая стоимость которого превышает двукратный предельный размер льготного кредита. К такому имуществу относятся жилые дома с надворными постройками, дачи и садовые домики, гаражи, хозяйственные и складские помещения, иные строения и не завершенные строительством объекты, квартиры, в том числе находящиеся в других населенных пунктах, а также их части (доли); транспортные средства (кроме мопедов, велосипедов, гужевого транспорта), стоимость каждого из которых превышает 35-кратный размер утвержденного среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из четырех человек. Не учитывается только специальный транспорт, приобретенный в соответствии с заключением медико-реабилитационной экспертной комиссии через органы социальной защиты бесплатно или на льготных условиях.

Кстати заметим, что когда местный исполком рассматривает заявление гражданина на получение льготного кредита, то он учитывает все доходы, которые заявитель и члены его семьи получают по трудовым договорам за определенный период времени. Когда же банк рассчитывает платежеспособность заявителя, то в расчет принимаются только те доходы, которые заявитель и члены его семьи получают по основному месту работы – то есть там, где эти люди работают по трудовой книжке. Доходы не по основному месту работы, даже если человек работает на такой работе около 10 лет подряд, банк не принимает во внимание.

Причем такой же принцип оценки платежеспособности потенциального кредитополучателя применяется и многими коммерческими банками при выдаче кредитов на жилье на общих основаниях, а также при выдаче потребительских кредитов. Понятно, что банки таким образом лишний раз страхуют себя. Но такая перестраховка нарушает принцип социальной справедливости.

К примеру, минчанка, которая состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и одна воспитывает ребенка, по размеру дохода, получаемого по основному месту работы и приходящегося на члена семьи, вполне могла бы претендовать на получение льготного кредита. Но поскольку она работает дополнительно еще на одной работе, то сумма совокупного дохода на члена семьи получается больше 3 МПБ на человека. Следовательно, она уже по размеру всех официальных доходов не может претендовать на льготный кредит.

Теоретически, как очередник, она могла бы взять кредит под 14, 5 процента годовых, например в Беларусбанке. Но там учитывают только доходы по основному месту работу, а их не достаточно, чтобы претендовать на ту сумму, которой минчанке не хватает на приобретение квартиры. По условиям кредитования, если своих доходов не хватает, то заявитель может включить в совокупный доход доходы близких родственников, но тоже по основному месту работы. И еще в банке требуют представить хотя бы поручителей.

В итоге получается, что поскольку доход по основному месту работы очень маленький, близких родственников у заявительницы в нашем примере нет, поручиться за нее никто не хочет, то ей приходится, хоть она и состоит на учете нуждающихся лет 15, брать коммерческий кредит на самых невыгодных условиях в том банке, который учитывает все официальные доходы.

Пользуясь случаем, напомним основные условия предоставления льготных кредитов в Беларусбанк. Величина льготного кредита определяется по нормируемому размеру общей площади строящегося жилого помещения и показателю стоимости строительства 1 кв.метра общей площади жилого помещения типовых потребительских качеств. Она не должна превышать 100 процентов (для многодетных семей – до 95 процентов) стоимости строительства норматива льготно кредитуемой площади жилого помещения типовых потребительских качеств, а при приемке в эксплуатацию жилых домов квартир без выполнения работ, которые обеспечивают полную готовность жилых помещений к эксплуатации и состав которых определяется СМ РБ – 90 процентов (для граждан, постоянно проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью населения до 50 тыс. человек, в городах Кобрине, Слуцке, Речице, Светлогорске и для многодетных семей – до 95 процентов) стоимости строительства норматива льготно кредитуемой площади жилого помещения типовых потребительских качеств.

Максимальный срок, на который предоставляются льготные кредиты, не должен превышать 20 лет. Для граждан, постоянно проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью населения до 50 тыс. человек, в городах Кобрине, Слуцке, Речице, Светлогорске и для многодетных семей максимальный срок, на который предоставляется кредит – 40 лет. Кредит выдается под 5 процентов годовых, а гражданам, постоянно проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью населения до 50 тыс. человек, а также в городах Кобрине, Слуцке, Речице, Светлогорске и для многодетных семей – под 1 процент годовых.

В случаях трудоустройства и (или) переселения граждан, постоянно проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью населения до 50 тыс. человек и в городах Кобрине, Слуцке, Речице, Светлогорске, в период выдачи льготного кредита и осуществления строительства (реконструкции) жилых помещений в населенные пункты с численностью населения свыше 50 тыс. человек (за исключением городов Кобрина, Слуцка, Речицы, Светлогорска), а также постоянно проживающих и (или) работающих в населенных пунктах с численностью населения свыше 50 тыс. человек (за исключением городов Кобрина, Слуцка, Речицы, Светлогорска), в период выдачи льготного кредита и осуществления строительства (реконструкции) жилых помещений в населенные пункты с численностью населения до 50 тыс. человек и в города Кобрин, Слуцк, Речицу, Светлогорск производятся перерасчет размера льготного кредита и изменение условий его предоставления на дату заключения кредитного договора.

И еще один очень важное условие, о котором возможно сегодня многие просто не знают или забыли. По действующим правилам гражданам, осуществляющим строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений общей площадью менее 15 кв. метров на одного человека, льготный кредит предоставляется при условии добровольного волеизъявления этих граждан и членов их семей, включенных в списки на получение льготных кредитов, на снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

То есть семье, например из 4 человек, не обязательно строить квартиру площадью 60 кв.метров. Она может построить «двушку» около 56 кв.метров или вообще однокомнатную 42 кв.метра. В этом случае ей тоже должны будут предоставить льготный кредит. Но для этого семье придется выйти из квартирной очереди – естественно, после того, как дом будет сдан и счастливые хозяева получат ключи от своей жилплощади.

Марина СИРОТКО

06.02.2011

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 5, за месяц 20

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 5/2011