Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Товариществам собственников - правовую базу и экономические стимулы

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » Товариществам собственников - правовую базу и экономические стимулы

Участники международного семинара “Жилищно-коммунальное хозяйство: проблемы и реформы”, организованного белорусским представительством фонда имени Фридриха Эберта, пришли к выводу, что реформирование жилищно-коммунального сектора может успешно осуществляться только в сочетании с общеэкономическими реформами. А повсеместное создание товариществ собственников в Беларуси возможно лишь при наличии благоприятных правовых условий и экономических стимулов.

О практике организации и работы товариществ собственников в Минске рассказал Эдуард Латушко, директор Минской городской ассоциации по координации деятельности товариществ собственников зданий “Домовладение”. По его словам, в столице на сегодняшний день товариществами собственников охвачено не более 1 процента жилищного фонда, или около 420 тыс. кв. метров. При этом самое большое товарищество объединяет 350 квартир. Около 20 процентов товариществ объединяют не более чем по 20 квартир, 45 процентов - от 21 до 100, 7 процентов - свыше 100 квартир. Характерно, что примерно 80 процентов товариществ обслуживают себя сами, 15 процентов привлекают для этих целей ЖЭСы и только некоторые решаются воспользоваться услугами коммерческих организаций, которых в Минске не более трех.

Товарищества собственников имеют право на получение льгот и дотаций государства, предоставляемых на обслуживание жилья, но лишь четверть из них пользуются ими реально. Причина, по словам Э. Латушко, состоит в том, что не каждое товарищество имеет грамотного бухгалтера, управляющего или председателя, которые могут отчитаться по финансовой деятельности перед финансовыми органами. А без такого отчета нельзя получить соответствующие льготы и дотации.

Докладчик коснулся и других проблем, тормозящих создание товариществ. Еще в 1999 году Мингорисполкомом была принята норма, согласно которой во всех вновь строящихся домах должны были создаваться товарищества собственников. Но это требование на сегодняшний день выполнено только на 15 процентов. Почему же так мало? Да потому что законодательством не урегулированы имущественные вопросы – в первую очередь нежелание фирм-заказчиков (застройщиков) передавать общее имущество товариществам собственников. Речь идет о 2 процентах квартир, которые еще по нормативным документам 1970 года должны передаваться обслуживающим организациям, роль которых всегда выполняли ЖЭСы, входящие в состав ЖРЭО. И когда появились товарищества собственников, которые отказывались обслуживаться в тех же ЖЭСах, то, естественно, встал вопрос и о передаче им упомянутых двух процентов жилья. Многие товарищества предпринимали попытки подать в суд, но сталкивались с другой проблемой – отсутствием денег на внесение госпошлины. Ведь 2 процента жилья в доме (примерно одна-две квартиры) имеют рыночную стоимость около 30-40 тыс. долл. И чтобы выступить в суде, тому же товариществу нужно заплатить примерно 4-5 тыс. долл., что совершенно неприемлемо для таких организаций. “А контроль, к сожалению, со стороны городской администрации по предоставлению в соответствии с нормативами все тех же двух процентов весьма мал, - считает Эдуард Латушко. - Во всяком случае так было до начала нынешнего года. И большинство товариществ, которые возникли в период с 1999 до 2003 года, создавались лишь благодаря желанию людей что-то сделать, чтобы жить лучше, чтобы диктовать свои условия по обслуживанию тем же ЖЭСам”.

Но с принятием известного постановления правительства в начале текущего года наметились некоторые положительные перемены в отношении властей к товариществам. Напомним, что постановление обязывает местные власти, в том числе ЖРЭО и ЖЭСы, взяться за активную работу по организации товариществ собственников и в целом реформированию жилищно-коммунального сектора. Большая работа в этом направлении была проделана Министерством жилищно-коммунального хозяйства. Как результат, ассоциация “Домовладение” смогла наладить тесное сотрудничество с чиновниками этого министерства и депутатами парламента. Причем, как заметил Э. Латушко, интерес к такому сотрудничеству проявляют сегодня все, так как понимают, что необходимо создать подзаконные акты с участием всех заинтересованных, в том числе и представителей общественных организаций и негосударственных структур, связанных непосредственно с жилищно-коммунальным сектором. Кроме того, сегодня уже все понимают, что создание товариществ собственников не может строиться только на одном энтузиазме людей. Нужны правовые основы и экономические стимулы, - считает Э. Латушко.

В то же время выступивший на семинаре бывший заместитель министра архитектуры и строительства Александр Сидоренко обратил внимание участников на то, что “экономический потенциал нашего общества не позволяет разрешать реформирование жилищно-коммунального хозяйства в отрыве от общеэкономических реформ и реальных мер, предусмотренных концепцией социально-экономического развития страны. Реформы в ЖКХ не могут опережать реформирование всей экономики в целом”.

При этом, по мнению А. Сидоренко, самая большая беда нашей системы в том, что в одном лице - ЖЭСов и ЖРЭО осуществляются как функция управления, так и функция обслуживания жилого фонда. Говоря на экономическом языке - это функции заказчика и подрядчика. Отсюда и проблемы ценообразования жилищно-коммунальных услуг.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ

23.06.2003

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 2, за месяц 59

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 24/2003