Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Аукционы: не было бы счастья, да несчастье помогло

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » Аукционы: не было бы счастья, да несчастье помогло

В то время как из многих сфер деятельности произошел отток капитала, который был обусловлен обострившейся с начала марта текущего года в стране экономической ситуацией и возникшими в этой связи проблемами на валютном рынке, в такую сферу предпринимательской деятельности, как организация и проведение аукционов, капитал, наоборот, «пришел». Все продажи объектов на аукционах, организованных и проведенных Минским городским центром недвижимости, проходили достаточно активно. Это произошло в первую очередь благодаря тому, что в условиях острого дефицита валюты цены на объекты недвижимости в белорусских рублях стали очень привлекательными для участников аукционов.

Как отметила в беседе с корреспондентом «НБ» Ольга Сенчук, начальник отдела по организации и проведению аукционов, конкурсов Минского городского центра недвижимости (МГЦН), в целом предприятие довольно результатами всех аукционов, организованных и проведенных за 9 месяцев текущего года. Все продажи объектов на торгах проходили достаточно живо и активно. По мнению начальника отдела, активность продаж была обусловлена в первую очередь тем, что у многих участников аукционов скопились на руках достаточно большие суммы денег в белорусских рублях. И в ситуации, когда начиная с весны на рынке из свободной продажи исчезла валюта, вкладывание денег в покупку коммерческой недвижимости осталось, по сути, чуть ли не единственной для многих возможностью сберечь свой капитал.

Спрос на специфические сооружения был огромен

В текущем году, как и в прошлом, МГЦН провел серию аукционов по продаже прав заключения договоров аренды площадок для размещения объектов сезонной мелкорозничной торговли плодоовощной продукцией (лотки и палатки по продаже овощей и фруктов), объектов общественного питания (павильоны, мини-кафе в местах массового скопления людей), объектов для торговли квасом, а также объектов для мелкорозничной торговли прохладительными напитками, мороженым, попкорном, сахарной ватой (прилавки с зонтиками, лотки, палатки). Все эти аукционы были проведены до начала летнего сезона.

На аукционы были выставлены порядка 180 площадок, из них проданы – 112. При начальной цене всех объектов 84 млн.руб. общая выручка от их реализации составила 1 млрд. 100 млн.руб. То есть начальные цены в ходе реализации объектов на торгах выросли на 1307%. Самый большой процент прироста цен был на площадки для размещения лотков и палаток для торговли овощами и фруктами. Второе место по популярности заняли площадки под торговлю квасом и прохладительными напитками, мороженым, попкорном и сахарной ватой. А вот площадки под размещение летних кафе с правом и без права продажи пива пользовались наименьшим спросом (всего 61% роста начальных цен). Все нереализованные на торгах площадки под оборудование летних кафе сняты в аукционов как невостребованные и были сданы в аренду без торгов на общих основаниях.

Что касается победителей данных аукционов, то, как правило, среди них были достаточно известные компании, которые старались расширить свои сети. Например, самым крупным оптовым покупателем площадок для торговли квасом стало ООО «Квас».

Будут ли проводиться подобные аукционы и в следующем году, с полной уверенностью сказать трудно. Как пояснила Ольга Сенчук, пока городские власти не стремятся к расширению сети данных сезонных объектов. По всей видимости, тех площадок, которые были реализованы в прошлом и текущем году, будет достаточно, чтобы удовлетворить потребности покупателей. Но если все же будут внесены какие-то новые предложения по оборудованию площадок, а их перечень утвержден решением Мингорисполкома, МГЦН готов реализовывать на аукционах данные площадками и дальше.

На аренду традиционно невысокий, но стабильный спрос

В текущем году было проведено 9 аукционов на право заключения договоров аренды нежилых неиспользуемых помещений коммунальной собственности г.Минска сроком на 5 лет. На торги были выставлены 811 помещений, из них проданы 234. Результативность аукционов составила 28%. Как рассказала начальник отдела МГЦН, наибольшим спросом пользовались торговые помещения и общепита. Например, начальная цена помещения под размещение магазина для реализации непродовольственной группы товаров по ул.Пулихова в ходе торгов возросла с 10 млн.400 тыс.руб. до 90 млн.руб., а начальная цена под многофункциональное помещение по ул. Руссиянова поднялась с 1 млн.800 тыс.руб. до 60 млн.руб.

Но есть и более внушительные примеры торгов. К примеру, право аренды павильона на Комаровском рынке на первом этаже 19 кв.метров при начальной цене 675 тыс. было продано за 160 млн. А право аренды помещения под магазин продовольственной группы товаров по пр.Пушкина, 77 общей площадью 247 кв.метров при начальной цене 8 млн.700 тыс. продано за 130 млн.руб.

Однако рекорд роста цены на аукционе был поставлен во время продажи права аренды торгового помещения 12,5 метра в пешеходном переходе на станции метро «Уручье». Начальная цена данного объекта в ходе торгов поднялась с 438 тыс.руб. до 500 млн.руб.

В настоящее время большой популярностью стали пользоваться помещения площадью 200-300, 400-500 кв.метров в ТЦ «Столица». При начальных ценах 8-9 млн.руб. объекты продаются на аукционах по 220, 260 млн.руб.

Земельные аукционы становятся все популярнее

За 9 месяцев текущего года МГЦН было организовано и проведено 12 аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, на которых проданы права аренды 25 земельных участков на общую сумму немногим более 24 млрд.руб. Хитами продаж, как и ранее, являются земельные участки под строительство объектов автосервиса – небольшие станции техобслуживания, мойки, комплексы. На торгах они реализовываются в среднем по цене 450, 550, 650 млн.руб., 1 млрд.руб.

Большим спросом пользуются и земельные участки для строительства торговых и многофункциональных центров. Так, например, право аренды земельного участка под строительство многофункционального торгово-административного комплекса по ул.Могилевской было продано за 3 млрд.600 млн.руб. при начальной цене 251 млн.руб. Право аренды земельного участка для строительства торгового центра на пересечении улиц Космонавтов – Слободской при начальной цене 296 млн.руб. реализовано за 2 млрд.200 млн.руб. В Лебяжьем право аренды земельного участка под строительство многопрофильного объекта торгово-развлекательного назначения при начальной цене 446 млн. продано за 1 млрд.900 млн.руб.

Как отметила в беседе Ольга Сенчук, учитывая то, что в настоящее время структурными подразделениями Мингорисполкома для реализации на аукционах стали подбираться земельные участки с учетом потребительского спроса, результативность данных аукционов значительно выросла. Хотя начальника отдела несколько удивляет и то, что земельные участки для строительства небольших узкопрофильных объектов, например, общественного питания, практически не пользуются спросом и реализуются только с четвертого, пятого раза.

Учитывая то, что указом Президента № 431 от 23 сентября 2011 года предоставлена возможность юрлицам выкупать земельные участки в частную собственность за 70% от кадастровой стоимости данных земельных участков, мы поинтересовались у специалиста МГЦН, повысится ли благодаря данной мере интерес к земельным участкам у участников аукционов? На этот счет Ольга Сенчук сказала, что для участников аукционов это станет большим плюсом. Ведь сегодня по результатам аукциона заключается договор аренды земельного участка для строительства объекта сроком на 5 лет. Но когда объект будет построен, исходя из нормативного срока его эксплуатации, с победителем аукциона будет заключаться новый договор аренды со взиманием платы за право заключения договора аренды. Например, если нормативный срок эксплуатации здания будет 99 лет, то плата за заключение договора арены составит 50% от кадастровой стоимости данного земельного участка. Поэтому, предположила начальник отдела, юрлицам, по всей видимости, будет интереснее приобрести земельный участок в частную собственность за 70% от его кадастровой стоимости, а затем распоряжаться участком по своему усмотрению. При этом, добавила Ольга Сенчук, будет развиваться и система гражданского оборота земельных участков.

Для тех, кто хочет построить свой дом

Учитывая то, что в столице свободные земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов предоставляются только многодетным семьям, на аукционы по продаже земельных участков в частную собственность для индивидуального жилищного строительства выставляются только единичные участки, в том числе от которых отказываются и многодетные семьи. Поэтому, сказала Ольга Сенчук, данные земельные участки не пользуются на аукционах большим спросом. Так, за 9 месяцев текущего года в частную собственность продано всего 3 земельных участка: в районе Цнянского водохранилища (бывшая деревня Цна) – за 161 млн.руб. и 2 участка в Заводском районе города – по ул. Федотова – за 261 млн.руб. и ул.Иркутской – за 237 млн.руб. Все участки проданы по начальной цене, увеличенной на 5% процентов единственным заявителям. Одним из факторов, снижающим привлекательность земельных участков, является их небольшая площадь – всего 5-7 соток.

В ноябре месяце пройдет еще один аукцион по продаже земельных участков в частную собственность. На торги будут выставлены 5 свободных земельных участков в Цне, Советском и Заводском районах города.

Активизировались даже продажи конфискованного имущества

Что касается аукционов по продаже имущества, обращенного в доход государства, то если в 2010 году результативность данных аукционов составляла всего порядка 9%, то в текущем году она достигла 42%. Как пояснила Ольга Сенчук, это произошло потому, что начальные цены на объекты определяются комиссиями по работе с имуществом, обращенным в доход государства, на основании экспертных заключений и фиксируются в рублях. Для этой работы привлекаются оценщики, которые определяют рыночную стоимость объекта в валюте, но в эквиваленте по курсу Нацбанка. А учитывая то, что до открытия второй торговой сессии на Белорусской валютно-фондовой бирже курс доллара на «черном» рынке был гораздо выше официального курса, установлено Нацбанком, стоимость имущества в рублях была очень привлекательной для участников аукционов. Поэтому на торгах стало продаваться даже то имущество, которое не продавались достаточно долгое время. При этом надо учитывать и то, что в соответствии с законодательством цены на нереализованное имущество на каждом последующем аукционе снижались. Это также явилось стимулирующим фактором для совершения покупок.

В целом же имущество, обращенное в доход государства, как правило, реализуется на аукционах единственному заявителю.

Сделка года

Реализуется на торгах и имущество частных компаний, в том числе акционерных обществ. Сделкой года стала продажа на состоявшемся в сентябре месяце аукционе производственно-складского комплекса пищевого комбината Белкоопсоюза на пр. Партизанском. Комплекс зданий, расположенный на 12 га, был продан за 25,5 млрд.руб. Его приобрела крупная компания для реализации инвестиционного проекта по производству мебели.

Порядка года МГЦН работал над продажей помещений фарфорового завода, который сейчас находится в процедуре ликвидации. И дело сдвинулось с мертвой точки только тогда, когда в стране обострилась экономическая ситуация. Данные помещения стали пользоваться на торгах достаточно большим спросом.

Реклама – по итогам конкурса

В 2011 году в отношении государственного имущества МГЦН был организован новый вид торгов – конкурс на право размещения средств наружной рекламы. Первый такой конкурс проведен в августе месяце. Решением Мингорисполкома были утверждены 4 предмета торгов, каждый из которых состоял из 5 мест для размещения рекламных щитов вдоль Минской кольцевой автомобильной дороги. При начальной цене объектов 7 млн.400 тыс.руб. три из них были проданы по цене от 41 до 71 млн. Общая сумма выручки составила 163 млн.руб. Четвертый объект был не продан лишь потому, что 2 участника предложили за него одинаковую цену. Поэтому по законодательству в отношении этого объекта комиссия была вынуждена признать конкурс несостоявшимся. Участниками конкурса стали рекламные компании.

Практика проведения подобных конкурсов будет продолжена.

Елена МАСЛОВСКАЯ.

17.10.2011

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 7, за месяц 48

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 41/2011