Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Регулирование, управление, контроль

Как мы и обещали, предлагаем продолжение интервью (начало в №22) корреспонденту «НБ» заместителя начальника управления адвокатуры и лицензирования юридической деятельности Министерства юстиции Республики Беларусь БЕРЕЗОВСКОЙ Натальи Геннадьевны. Круг вопросов, затронутых в беседе – лицензирование риэлтерской деятельности, ее контроль, в частности в сфере применения тарифов, рассмотрение обращений граждан с претензиями на работу агентств недвижимости и другие вопросы, входящие в компетенцию Минюста.

– Насколько известно, Указом Президента от 1 сентября 2010 г. №450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» закреплено, что риэлтерская деятельность является лицензируемой.

– Совершенно верно, – подтвердила Наталья Геннадьевна. – В соответствии с этим документом Министерство юстиции выдает юридическим лицам лицензии на оказание риэлтерских услуг. На 1 января 2013 года такие лицензии в стране имели 116 организаций, на сегодняшний день добавилось еще 6.

Однако Министерство юстиции является не только лицензирующим органом, его функции в данном сегменте гораздо шире. В соответствии с Указом Президента от 9 января 2006 г. № 15 «О риэлтерской деятельности в Республике Беларусь» Минюст реализует государственную политику в сфере риэлтерской деятельности в республике, а также осуществляет регулирование, управление и контроль в этой сфере.

В первую очередь мы осуществляем нормативно-правовое регулирование риэлтерской деятельности. Приоритет отдан защите интересов граждан. В рамках этого разработаны единые тарифы на риэлтерские услуги, введено обязательное страхование риэлтерской деятельности. То есть, каждая сделка застрахована, и если риэлтерская услуга была оказана некачественно, либо сделка была признана ничтожной, клиент может через суд вернуть свои деньги.

Во-вторых, занимаемся организацией профессиональной подготовки риэлтеров.

– Об этом, пожалуйста, расскажите чуть подробнее.

– Учеба проводится на базе института повышения квалификации. Этой профессии, как и любой другой, необходимо обучаться, чтобы овладеть необходимыми знаниями и стать квалифицированным специалистом. Кстати, риэлтером может стать только лицо, уже имеющее высшее экономическое, юридическое или строительное образование. Мы экзаменуем и проводим аттестацию физических лиц на право работы риэлтером, проверяем их знания и профессиональную компетентность.

– Как Министерство юстиции осуществляет контроль деятельности агентств недвижимости?

– Что касается контроля, то в соответствии с Указом Президента от 16 октября 2009 г. №510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» Министерство юстиции проводит проверки деятельности риэлтерских организаций.

– В том числе контролируется ценообразование?

– Мы внимательно следим за тем, чтобы не было серьезных нарушений в использовании тарифов. Замечу, что в целом ситуация здесь нормальная. Отклонения, если и встречаются в ходе проверок, в большинстве своем незначительные. Хотя выявляются факты и необоснованного применения тарифов.

Конечно, риэлтерская деятельность – это предпринимательская деятельность. Но сотрудники риэлтерской компании должны понимать, что если они будут неверно применять тарифы, то гражданин может обратиться и в суд, и в контролирующие органы и оспорить данный момент. Если данный факт будет доказан и установлен – то это грубое нарушение. Неправильное применение тарифов на сегодняшний день влечет прекращение действия лицензии.

В 2006 году, когда было введено лицензирование риэлтерской деятельности, к нам поступало очень много жалоб. И большая часть из них касалась стоимости риэлтерских услуг. Постановление Совмина №386 утвердило единые тарифы на риэлтерские услуги, документ внес ясность и прозрачность в формирование цены для потребителя. Конечно, потребовалось провести колоссальную работу, чтобы разработать четкие конкретные тарифы. Аналогов, когда государство устанавливает коммерческим организациям тарифы на услуги, нигде нет. Но количество жалоб после принятия этого документа значительно уменьшилось.

– Кстати, о жалобах. Часто ли они поступают на работу риэлтеров? Как рассматриваются? Как разрешаются?

– Жалобы рассматриваются в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц». Все первичные жалобы направляются для рассмотрения в нижестоящие структуры, например Управление юстиции Мингорисполкома. Повторные обращения и жалобы вне компетенции нижестоящих организаций рассматриваются непосредственно Министерством юстиции. Кстати, не всегда жалобы входят в компетенцию нашего ведомства, в таких случаях мы перенаправляем их в соответствующие структуры.

Мы рассматриваем жалобы, если они содержат факты, указывающие на противоправные действия риэлтерских компаний. Если жалоба надлежаще оформлена, содержит факты, и гражданин подтверждает достоверность этих фактов, прикладывает соответствующие документы, то мы вправе в соответствии с Указом №510 провести внеплановую проверку в части тех фактов, которые гражданин указывает.

Но, как правило, в соответствующую организацию направляется запрос с постановкой конкретных вопросов. Кроме того, мы просим представить документы, о которых идет речь в жалобе. Кстати, руководитель организации имеет право ознакомиться с жалобой и изложить свои пояснения. Проанализировав все документы, мы принимаем решение.

Конечно, при рассмотрении жалоб на первом плане помощь гражданину и защита его прав. Но порой бывают и необоснованные жалобы. Поэтому если гражданин указывает на какие-то нарушения, противоправные действия, совершенные риэлтерскими компаниями, он должен четко понимать, что все факты будут проверяться. И не всегда моменты, о которых идет речь в жалобе, могут подтвердиться. Поэтому мы изучаем факты, анализируем, а потом даем ответ гражданину.

Люди обращаются к нам, мы разбираемся, и чаще всего уже на начальном этапе рассмотрения жалобы спорная ситуация разрешается в соответствии с законодательством.

В 2012 году основная масса жалоб граждан была связана с арендой жилья. Нам было очень неприятно наблюдать, что в ситуации ажиотажа на рынке аренды риэлтерские компании сработали плохо. Минюст незамедлительно реагировал на жалобы, вплоть до крайних мер, как уже говорилось.

– Наталья Геннадьевна, вот уже более семи лет при Минюсте функционирует Совет риэлтеров. Как Вы оцениваете его работу?

– Однозначно, как плодотворную. Кстати, представители большинства компаний-номинантов конкурса на лучшую риэлтерскую организацию входят в состав Совета риэлтеров и проводят большую работу в части практики применения нормативных документов в риэлтерской деятельности. Министерство юстиции анализируем предложения членов Совета риэлтеров, поскольку они каждый день работают с людьми, которые продают или покупают недвижимость, им виднее практическая сторона. Совместная работа помогает учесть большой практический опыт и усовершенствовать нормативно-правовую базу, сделать отношения на рынке недвижимости прозрачными, усилить правовую защиту интересов граждан.

Кроме того, члены Совета риэлтеров участвуют в «круглых столах», форумах, в том числе и за пределами нашей страны. Кстати на таких форумах представители других стран, в частности России и Украины, не единожды высказывались, что завидуют тому регулированию на рынке недвижимости, которое есть сейчас в РБ. Они страдают от недобросовестной конкуренции и случаев мошенничества. У нас же есть нормативная база и единый для всех порядок работы, что способствует здоровой конкуренции агентств недвижимости и обеспечивает защиту прав граждан.

Совет риэлтеров вносит предложения по совершенствованию механизмов регулирования и контроля риэлтерской деятельности. В частности, очень продуктивным было сотрудничество при подготовке проекта постановления о внесении изменений в постановление Совмина от 14 марта 2008 г. № 386, регулирующее тарифы на риэлтерские услуги. Новая редакция будет более приемлема и для риэлтерских компаний, и для граждан, поскольку в ней более подробно и детально будут определены некоторые моменты. Конечно, в документе невозможно предусмотреть все возможные варианты, поскольку каждая ситуация индивидуальна. Нормативно-правовой акт должен быть целостным, а риэлтерские организации «привязывают» его к каждой конкретной ситуации.

На сегодняшний день документ проходит согласование и в ближайшем будущем будет внесен в Правительство.

– И, пожалуй, последнее: ожидаются ли в ближайшее время какие-либо изменения в регулировании риэлтерской деятельности? Если да, то какие и когда?

– Как я уже говорила, подготовлен проект постановления о внесении изменений в постановление Совета министров от 14 марта 2008 г. № 386, который скорректирует тарифы на риэлтерские услуги.

Кроме того в ближайшее время Министерство юстиции планирует акцентировать внимание на рекламе риэлтерских организаций, поскольку на сегодняшний день при проведении проверок по этому аспекту возникает достаточно много вопросов. Основной из них – размещение агентством недвижимости рекламы объектов, по которым у них не заключены договоры. Ведь рекламируя объект, по которому не заключен договор, риэлтерская компания не имеет никаких обязательств. Если же рекламируется объект, на который агентство недвижимости имеет договор, то оно несет ответственность за рекламу, в частности за достоверность сведений.

Следует исключить размещение недостоверной рекламы. И в первую очередь требуется навести порядок с рекламой в сети Интернет.

Также в ближайшем будущем будут обновлены типовые формы примерных договоров на оказание всех видов риэлтерских услуг. Будут отдельные формы договоров с покупателем, с продавцом, по аренде. Конечно, примерная форма – не догма. Мы даем шаблон, от которого можно «оттолкнуться» агентству недвижимости при составлении текста договора, руководствуясь при этом нормами гражданского законодательства.

Продолжает работу межведомственная рабочая группа, созданная при Министерстве юстиции с другими заинтересованными госорганами. По результатам ее работы будут внесены изменения в нормативную базу, но они не повлекут «зарегулирования» риэлтерской деятельности, а наоборот, будут направлены на совершенствование работы риэлтерских организаций и защиты прав граждан при совершении сделок с недвижимостью.

Все решения перед принятием обсуждаются с риэлтерским сообществом. Глобальных изменений не планируется, будет проводиться мягкая корректировка по аспектам, выплывающим на поверхность, с учетом сложившейся практики, наработанных моментов и опыта других стран, где регулируется данный вид деятельности.

Беседовал Н.Александров.

02.06.2013

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 12, за месяц 143

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 22/2013