Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Проще и… эффективнее

Процедура регистрации эксплуатируемых капитальных строений до последнего времени представлялась, с одной стороны, делом довольно сложным, а с другой – еще и весьма дорогостоящим. Особенно это проблематично, когда речь идет о старых постройках 60-70-х годов, которые не имеют актов приемки в эксплуатацию, не зарегистрированы, но, тем не менее, эксплуатируются с тех самых времен.

Сложность заключалась в том, что для получения разрешения на право использования капитального строения (если нет акта приемки объекта в эксплуатацию) необходимо было обращаться в исполком, предварительно обзаведясь целым перечнем необходимых документов. В том числе о надежности, несущей способности, устойчивости конструкции эксплуатируемого капитального строения. Именно эта процедура достаточно сложная и дорогостоящая, нередко затраты на нее превышают стоимость самого здания.

Между тем все объекты, находящиеся в государственной собственности, должны быть зарегистрированы в Едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним к 1 января 2014 года.

Поэтому меры по упрощению регистрации старых зданий принимаются неслучайно. В первом полугодии текущего года Государственный комитет по имуществу подготовил ряд соответствующих предложений. А Совет Министров Постановлением №764 от 29 августа 2013 года утвердил Положение о порядке принятия местными исполнительными и распорядительными органами некоторых решений в отношении капитальных строений, изолированных помещений и машиномест.

Согласно этому документу, для принятия решения о возможности использования эксплуатируемого капитального строения по назначению или о возможности изменения его назначения исполкомом создается постоянно действующая комиссия. В ее состав включаются представители исполкома, в том числе структурных подразделений, курирующих вопросы архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, сферы жилкомхоза и землеустроения, а также уполномоченные санитарного и пожарного надзора. При необходимости – коммунальных и иных организаций, а также представители территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. К работе комиссии могут привлекаться и другие специалисты.

На изучение представленных заинтересованным лицом документов, обследование объекта, в отношении которого подано заявление, и составление заключения комиссии отводится 5 дней. В заключении отражаются, в частности, выявленные несоответствия техническим нормативным правовым актам и сроки их устранения, а также выводы о возможности изменения назначения капитального строения без проведения строительно-монтажных работ.

На основании заключения комиссии исполком принимает решение. Это должно быть сделано в течение 15 дней со дня подачи заявления, если не потребуется запрашивать документы и сведения от других государственных органов, иных организаций. В противном случае срок продлевается до месяца.

При наличии в заключении обоснованных замечаний или возражений членов комиссии в принятии решения может быть отказано. Заявитель должен быть проинформирован о положительном решении либо об отказе в нем в течение 5 дней со дня их принятия.

Кроме того, Постановлением внесены дополнения в Положение о Государственном комитете по имуществу Республики Беларусь. В частности, для осуществления административных процедур наряду с техническим паспортом может использоваться ведомость технических характеристик.

Для государственной регистрации создания капитального строения, эксплуатируемого до 8 мая 2003 г., в случае отсутствия акта приемки объекта в эксплуатацию может быть представлена справка претендующего на возникновение права юридического лица или индивидуального предпринимателя, содержащая информацию о том, что капитальное строение эксплуатировалось до 8 мая 2003 года и по результатам последних проверок замечания органов государственного надзора по нему отсутствуют, а также о назначении, по которому фактически используется (или использовалось ранее) капитальное строение.

Работа по совершенствованию законодательства о государственной регистрации и технической инвентаризации недвижимого имущества идет постоянно. В современных условиях необходимо избавиться от необоснованного документооборота, и один из путей к этому – сокращение количества документов, обязательных к предоставлению для государственной регистрации недвижимого имущества.

Н.Александров

16.09.2013

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 11, за месяц 125

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 37/2013