Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

От экспериментальных объектов – к массовому строительству

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » От экспериментальных объектов – к массовому строительству

Наступивший год знаменуется в стране переходом к массовому строительству жилых домов для льготных категорий граждан по программам государственного заказа.

В принципе, механизм строительства жилья для нуждающихся на основе госзаказа не нов. В Беларуси его апробация началась еще в прошлом году на Гродненщине и Гомельщине. Отныне этот подход будет использоваться повсеместно.

Преимущества механизма госзаказа неоспоримы: он полностью освобождает граждан от участия в инвестиционном процессе, то есть от всех строительных рисков. Людям будет предоставляться готовое жилье одновременно с кредитными обязательствами. Кстати, этот принцип планируется внедрять и в индустриальное индивидуальное жилищное строительство.

Как отметил начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Александр Горваль, «государственный заказ в жилищном строительстве позволит обуздать рост цен. Ведь этот механизм предполагает контрактные неизменные цены и соблюдение сроков строительства, превышение которых существенно влияет на цену».

Минстройархитектуры определен перечень проектов экономичных жилых домов типовых потребительских качеств, которые рекомендуются для строительства по принципу госзаказа. Количество жилья, которое будет построено по такому механизму в 2014 году, определено Постановлением Совмина №1191 от 31.12.13 г. «О мерах по выполнению заданий на 2014 год по строительству жилых домов и объемах ввода в эксплуатацию общей площади жилых домов в 2015 году». Так, на этот год запланировано ввести в эксплуатацию в рамках программ государственного заказа 728,3 тыс. кв.м общей площади из 2,5 млн. кв.м, строящихся с государственной поддержкой.

Следует заметить, что широкое использование механизма госзаказа в текущем году намечено в регионах: из общего объема жилья, строящегося с использованием господдержки, в Гродненской области по этому принципу планируется ввести 70%, Могилевской – 69%, Гомельской – 34%, Брестской – 32%, Витебской – 28%. На этом фоне 3%, определенные для Минской области, выглядят скромно. Не впечатляют и абсолютные величины ввода жилья по программе госзаказа в 2014 году в этом регионе – 15,6 тыс. кв.м, что примерно соответствует паре многоэтажек. В столице, однако, и этого нет – на текущий год ввод жилья по программе госзаказа в Минске вообще не запланирован.

В целом же документ декларирует на 2014 год ввод в эксплуатацию 5 млн. кв.м жилья, из которых, как уже говорилось, 2,5 млн. кв.м – с господдержкой. Кстати, аналогичные показатели определены и на 2015 год.

Если конкретнее о планах на текущий год, то 30% (1,5 млн. кв.м) от общего количества жилья будет построено в сельских населенных пунктах и малых городских поселениях. На многоквартирные дома в городах придется 2,56 млн. кв.м (51%), из которых 2,1 млн. кв.м (82%) – для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Что не удивительно – основная масса состоящих на таком учете приходится именно на города.

Одним из направлений решения жилищной проблемы в стране является предоставление государственных жилых помещений коммерческого использования (арендного жилья), строительство которых набирает темпы. Правда, после выхода Указа Президента №563, согласно которому получение арендной квартиры считается улучшением жилищных условий, и заселивший ее человек снимается с очереди на строительство жилья с использованием господдержки, спрос на такое жилье заметно поубавился. Тем не менее, в текущем году запланировано построить 320 тыс. кв.м арендного жилья (а это свыше 5 тыс. квартир), в том числе 102,7 тыс. кв.м – в Минске. Кстати, в роли основного источника финансирования строительства жилых помещений коммерческого использования должны выступить местные бюджеты.

И коль речь зашла о финансировании жилищного строительства, весьма кстати, на наш взгляд, назвать предполагаемые его источники. В частности, свыше 18,5 трлн. рублей (почти 2 млрд. долл.США) планируется привлечь из средств населения. Еще 15,8 трлн. руб (из них 14,76 трлн. – льготные) составят кредитные ресурсы банков.

Относительно льготных кредитов хотелось бы напомнить, что документом определен единый предельный норматив стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения в размере 6,1 млн.руб. А чтобы банки, предоставляющие льготные кредиты, не оказались в «накладе», в текущем году их потери будут ежемесячно компенсироваться в размере разницы между процентами по льготному кредиту и увеличенной на 3 процентных пункта ставкой рефинансирования.

Чтобы получить представление об объемах льготного кредитования, приведем еще несколько цифр из мира финансов. По итогам деятельности за 2013 год, как сообщила пресс-службы ОАО «АСБ Беларусбанк», остаток задолженности физических лиц этому банку по льготным кредитам достиг 33 трлн. рублей. Определено, что в текущем году Беларусбанк выдаст кредитов на льготных условиях еще на 13,6 трлн. руб. В результате объем льготных кредитов на строительство жилья, обслуживаемых этим банком, к концу года может достигнуть 4,5 млрд. долл.США.

В целом же объемы финансирования строительства жилья (без учета затрат на инфраструктуру) в Беларуси на 2014 год определены в размере почти 40 трлн. руб (свыше 4 млрд. долл.США). Цифра не малая. И это без учета того, что параллельно будут возводиться объекты инфраструктуры, инженерные и транспортные сети к районам жилой застройки, выполняться работы по благоустройству…

Словом, задачи поставлены, задания определены. И работа по их реализации уже началась.

Е.Кузнецова

27.01.2014

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 4, за месяц 57

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 3/2014