Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Не выдержали испытания временем

Негосударственные управляющие организации как форма управления жилищным фондом появились в нашей стране относительно недавно. Введенная Указом №538 в 2010 году, эта форма управления была отменена в прошлом году Указом №461. Дело в том, что это относительно небольшое время данные организации никак не проявили себя в позитивном плане, скажем так. А нарекания на их работу были

Впрочем, подобного можно было ожидать изначально: созданные застройщиком, управляющие организации в дальнейшем защищали его интересы в ущерб интересам жильцов. Не оставляя гражданам больших надежд, в частности, даже по исполнению гарантийных обязательств.

Не оправдались надежды на то, что управляющие организации в дальнейшем начнут конкурировать между собой за объемы обслуживаемого жилищного фонда, станут одним из звеньев рынка коммунальных услуг. Никакой инициативы и в этом плане проявлено не было, конкуренции в этой сфере не получилось. А потому и итоги вполне закономерны.

Конечно, возникает вопрос об их преемнике. Перспективным видится создание таких объединений, как товарищества собственников. Вот здесь самое время обратиться к Жилищному кодексу Беларуси. В нем собственникам жилых помещений во вновь построенных жилых домах, участникам совместных домовладений четко указано на необходимость определиться со способом управления. При этом ЖК предусматривает, что инициатором создания товарищества собственников в жилых домах до момента ввода в эксплуатацию может выступить застройщик. Но вот сам способ управления домом могут выбрать только дольщики, в дальнейшем – собственники.

Не исключена ситуация, когда не все собственники квартир в домах готовы объединяться в такие товарищества. Например, кто-то участвовал в долевом строительстве с инвестиционной целью и планирует продать построенное помещение, как только на него будут готовы документы – такого дольщика вопросы дальнейшего управления домом просто не интересуют. Еще часть квартир может быть оставлена застройщиком для реализации после ввода дома в эксплуатацию по договорам купли-продажи – до той поры застройщик как юридическое лицо является их владельцем. И как быть, если дом готов, а товарищество собственников так и не создано - то ли застройщик не проявил инициативу, то ли дольщики отказались от его создания?

Законодательно определено, что в случае, если товарищество собственников не будет создано до ввода дома в эксплуатацию, то дело берут в свои руки местные исполнительные и распорядительные органы. И в течение 15 дней с момента возникновения совместного домовладения назначают уполномоченное лицо из числа госорганизаций. Словом, если собственники, участники совместного домовладения по каким-либо причинам не определятся, уполномоченным лицом по управлению их недвижимостью становится ЖРЭО.

Председатель правления товарищества собственников или организации застройщиков обязан отчитываться перед собственниками о проделанной работе. ЖК предусмотрена ежегодная отчетность о финансово-хозяйственной деятельности товарищества, основу которой должен составлять анализ доходов и расходов организации за рассматриваемый период.

Дополнительные жилищно-коммунальные услуги могут оказываться товариществами собственников или организацией застройщиков по договоренности с жителями дома. Законодательством не определен перечень дополнительных услуг – есть только перечень основных. И все, что не вошло в него и есть дополнительные жилищно-коммунальные услуги. Их оказание не обязательно связано с основной эксплуатирующей организацией – такую услугу можно получить от любой организации, которая существует на соответствующем рынке. Что касается единых тарифов, то их на дополнительные жилищно-коммунальные услуги и быть не может. Свободные договорные тарифы формируются на основании фактических затрат.

Однако оказание дополнительных услуг возможно лишь при выполнении ряда определенных условий. И первым из них является наличие решения общего собрания собственников, принятое в установленном порядке, о необходимости дополнительной услуги. Следующим условием является договор на оказание соответствующей услуги, без которого она не может оказываться в принципе. Так что если собственник договор на дополнительную жилищно-коммунальную услугу не заключил, он имеет полное право ее не оплачивать.

Е.Кузнецова.

10.02.2014

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 5, за месяц 26

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 5/2014