Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Где захочу, там и припаркуюсь

Автомобили, автомобили, собою все заполонили... В Минске, как отмечалось 8 апреля на пресс-конференции «Создание новых парковок в столичных дворах: экологические и правовые аспекты», по состоянию на октябрь прошлого года насчитывалось более 780 тысяч автомобилей. Каждый год их количество увеличивается более чем на 15 тысяч. На сегодняшний день в белорусской столице на 1000 человек приходится 406 автомобилей, что выше показателей Москвы и Киева. Нехватка легальных мест для парковки огромная, водители вынуждены искать другие варианты. В итоге в стихийные бесплатные автостоянки превращаются газоны, тротуары, порою даже детские площадки. Словом, где хочу, там и паркуюсь. А слабая и устаревшая система контроля делает подобные нарушения практически безнаказанными.

Между тем, такое бесконтрольное поведение автовладельцев создает массу проблем. Неправильно припаркованные автомобили создают серьезные помехи общественному транспорту, а, значит, снижается его эффективность. Реальная угроза безопасности создается и для пешеходов, которые, пользуясь тротуарами, вынуждены фактически лавировать между припаркованными и движущимися автомобилями. В постоянном окружении небрежно оставленных автомобилей вынуждены находиться дети, которые большую часть свободного времени проводят недалеко от дома.

Но особую тревогу подобное положение дел вызывает у экологов, которые рост количества автотранспорта считают экологической катастрофой. На него приходится львиная доля загрязнения воздуха токсичными выбросами. Они же, автомобили, являются главными виновниками шумового загрязнения. Визг сигнализации, звук заводящегося мотора действуют на нервы жителей, нарушают сон. А выхлопные газы, имеющие максимальную токсичность именно при прогреве двигателя, вместо свежего воздуха наполняют по утрам квартиры через открытые окна. Такое «присутствие», естественно, нежелательно, мягко говоря, в тесных городских дворах.

Поэтому понятна озабоченность экологов намерениями городских властей построить в столице 18 тысяч парковочных мест для размещения автомобилей во дворах и возле дворовых территорий. Кроме того, заметил в своем выступлении сотрудник Центра экологических инициатив Павел Горбунов, что это вредит здоровью людей, обустройство этих площадок происходит за счет зеленых и пешеходных зон, к тому же часто без разработки проектной документации, а потому без прохождения должного согласования, а, следовательно, и без анализа на соответствие установленным нормам. А потому не исключаются нарушения гигиенических норм, нормативов обеспеченности дорог тротуарами и велосипедными дорожками.

Эколог считает, что строящиеся площадки не защищают почву и объекты растительного мира от загрязнения и уничтожения, а аргумент, будто строительство их ведется на зеленой зоне, которая не подлежит восстановлению, находит неубедительным. Восстановить газон можно всегда, достаточно насыпать грунт и посеять траву.

На конференции прозвучало мнение, что так называемые временные парковочные места и вовсе небезопасны, к тому же не только не решают проблемы, а лишь усугубляют существующую ситуацию.

Тогда где же выход?

В принципе автовладелец может приобрести место в крытом паркинге. Но кто же решится на такой шаг, если стоимость его приближается к цене жилых помещений и в разы превосходит цену «народного» автомобиля?

Предлагается и такой вариант: обратись в ЖЭС, заплати (от 3 млн. белорусских рублей), и тебе обустроят во дворе временную парковочную площадку. Да вот только и это предложение мало кого устраивает, поскольку заказчик не только не становится собственником этой площадки, но даже не имеет приоритетного права на пользование ею. Согласно договору, финансирование обустройства временного парковочного места дает право собственности только на ее покрытие. А поэтому воспользоваться местом с полным на то правом может кто угодно. Что в какой-то момент может закончиться «выяснением отношений». А конфликтов во дворах по причине пользования этими самыми «местами под солнцем» и без того хватает. В чем участники конференции могли убедиться лично во время поездки по «горячим» столичным дворам.

Решение проблемы нехватки парковочных мест в городе видится в создании многоуровневых наземных и подземных паркингов. Не отрицается, что такое решение является достаточно дорогим, но вместе с тем необходимым для сохранения пространства, безопасности и зеленых зон нашего города.

Кстати, такие паркинги уже и сегодня не являются для города чем-то необычным. Они функционируют, к примеру, в районах железнодорожного вокзала и Комаровского рынка... Здесь постоянно многолюдно, немало и припаркованных автомобилей. Но большинство прибывающих сюда водителей не спешит воспользоваться обустроенной и относительно недорогой стоянкой. Нет, они начинают искать «прореху» среди стоящих автомобилей, куда можно было бы втиснуться со своей машиной, жмутся в близлежащие дворы. Почему не паркинг? Так за него же нужно платить! Забегая вперед, заметим, что оплачивать парковки рано или поздно придется всем. Такова мировая практика. Ведь повсеместная бесплатная парковка на общественной земле – это огромная скрытая субсидия для автолюбителей. Именно такая неоправданная субсидия и стала причиной бесконтрольного роста количества машин в последние годы. И именно система оплаты, основанная на рыночных принципах, считает директор фонда «Экологический транспорт» Джон Росмэн, позволит справедливо распределить недостаток земельных ресурсов и приведет к строительству многоуровневых парковок. В Копенгагене, который он привел в качестве примера, размер оплаты зависит от близости к центру. Спрос на парковку в центре выше, соответственно, выше и стоимость.

Что касается Минска, то решением проблемы нехватки парковочных мест может стать развитие «Концепции парковки на рыночных принципах», которая предполагает как зональную оплату парковки на общественной земле, формирование совершенно новой структуры парковочных мест, так и возложение ответственности за нелегальную парковку на владельца автомобиля.

Но все это – перспектива, причем, судя по всему, далеко не ближайшая. А возвращаясь ко дню сегодняшнему, хотелось бы обратить внимание на то, что автомобиль для подавляющей массы их владельцев и в самом деле не роскошь, а средство передвижения. И пока удобнее как по комфорту, так и по экономии времени и нервов в сравнении с транспортом общественным, проезд в котором хоть и дорожает регулярно, принципиально лучшим, тем не менее, не становится. И пока ситуация здесь кардинально не поменяется, вряд ли стоит рассчитывать на успех программы стимулирования населения Минска по снижению пользования автомобилем, проведение которой также видится одним из вариантов решения проблем загруженности улиц и нехватки парковок в городе. А до тех пор люди не станут отказываться от использования личного авто, следствием чего становятся вынужденные парковки по принципу «где получится…»

Н.Александров.

11.04.2014

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 3, за месяц 37

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 14/2014