Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Предоставление участков на основе конкуренции

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » Предоставление участков на основе конкуренции

В обозримой перспективе Мингорисполком намерен перейти на предоставление прав аренды земельных участков для застройки под жилищные и иные цели посредством проведения аукционов. Такой путь государственного регулирования земельных отношений является необходимым и важнейшим шагом в реформировании жилищной сферы и решении жилищной проблемы, считает Александр Сидоренко, бывший заместитель министра архитектуры и строительства Республики Беларусь.

В отличие от муниципального заказа по вводу жилья, объем которого зависит от возможностей городского бюджета, задание на строительство коммерческого жилья определяется преимущественно платежеспособным спросом на него, наличием подготовленных к застройке земельных участков, общими программными заданиями по вводу жилых помещений.

Финансирование коммерческого жилья осуществляется за счет собственных и привлеченных средств инвесторов-застройщиков. Желательно, чтобы последние, считает А. Сидоренко, приобретали право аренды (собственности или пользования) земельных участков под жилищное строительство исключительно на условиях конкурса или аукциона. В этом случае средства, получаемые от продажи права застройки, будут поступать в местный бюджет и могут использоваться для финансирования развития городской инфраструктуры, на строительство социального жилья, а также на разработку исходно-разрешительной документации и проведение самих конкурсов и аукционов.

При таком подходе город становится заинтересованным в продаже на конкурсной или аукционной основе наиболее привлекательных для потенциальных инвесторов земельных участков. Это, по мнению А. Сидоренко, обеспечит увеличение поступления средств в городской бюджет и эффективное использование земельных ресурсов, будет стимулировать воспроизводство жилья с высокими потребительскими качествами, а также позволит сформировать источник финансирования строительства жилья по муниципальному заказу: чем больше строится коммерческого жилья, тем больше средств поступает в бюджет города, в том числе и на возведение социального жилья.

В свою очередь возведение жилья с повышенными потребительскими качествами на престижных земельных участках предопределяет его потребление высокодоходными группами населения. Эта часть граждан, пользуясь недвижимым имуществом, имеющим значительную рыночную стоимость, способна платить и соответствующие налоги на имущество (платежи за землю и налог на недвижимость), подчеркнул А. Сидоренко. Таким образом, «предлагаемый подход создает социально-экономические предпосылки для дифференцированного взимания налоговых платежей. Дорогое жилье, расположенное в престижных местах, должно облагаться налогами и платежами по более высоким ставкам. Собственники и пользователи такого жилья должны быть готовы к достаточно высокой оплате имущественных прав, - считает А. Сидоренко. - И наоборот, бесконкурсное предоставление права застройки земельных участков приводит к тому, что заказчиками-застройщиками и отдельными собственниками недвижимого имущества присваивается часть богатства, принадлежащего обществу. Это богатство, в форме права пользователя землей, на которой расположены здания и сооружения, трансформируется в поток дополнительных доходов заказчиков-застройщиков при продаже ими построенных жилых помещений».

По мнению А. Сидоренко, бесконкурсное предоставление права застройки и владения землей приводит также к искажениям при оценке стоимости объектов недвижимости. В результате государство лишает себя и части доходов, связанных с налогообложением недвижимого имущества. Следует отметить, что эти потери значительны, так как имеют, как правило, долговременный характер. Оно также приводит к криминализации экономики, коррупции, социальной напряженности в обществе.

К недостаткам действующей бесконкурсной системы предоставления прав застройки земельных участков можно отнести и то, что она тормозит протекание перераспределительных процессов в обществе, которые направлены на обеспечение социального равновесия, тормозит развитие рынка недвижимости. Существование такой системы содействует нелегальному накоплению капитала физическими и юридическими лицами и присвоению земельной ренты, а во многих случаях приводит к некомпенсируемым затратам государства на возведение инженерно- транспортной и социальной инфраструктуры.

Существенно повысить эффективность использования земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, позволит, по мнению А. Сидоренко, оформление имущественных прав при их предоставлении. Будущие собственники жилых и нежилых помещений в жилом доме должны однозначно знать, на каких условиях и в каком объеме им предстоит владеть, пользоваться и распоряжаться земельным участком, на котором расположен дом, и какие материальные затраты, связанные с осуществлением этих прав, им предстоит нести. Для решения этой задачи необходимо разработать порядок и нормы предоставления земельных участков и введения их в состав имущества совместных домовладений (кондоминиумов). При их разработке представляется целесообразным исходить из того, что часть площади земельного участка, например, в пределах площади застройки, передается в качестве общего имущества в состав кондоминиума бесплатно. Сверхнормативная территория, в случае ее расположения в границах жилой группы или двора кондоминиума, может быть приобретена в собственность или получена в аренду в качестве самостоятельной единицы кондоминиума, считает А. Сидоренко.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ

18.08.2003

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 1, за месяц 14

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 32/2003