Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Проблемы ЖКХ: минимизировать потери и обеспечить эффективность

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » Проблемы ЖКХ: минимизировать потери и обеспечить эффективность

На долю жилищной сферы приходится около 40 процентов потребления всех топливно-энергетических ресурсов, а ее содержание бюджету и обществу обходится в колоссальную сумму. Значительная часть затрачиваемых средств является прямыми потерями. Эти потери, по мнению кандидата технических наук Александра Сидоренко, предопределяются системой управления жилищным фондом и экономическими взаимоотношениями государства и потребителей жилья, что в целом приводит к интенсивному износу жилфонда и ухудшению его потребительских качеств.

Обеспечение потребности общества в жилище в объеме, адекватном состоянию экономики, предполагает возмещение потребителями жилищной услуги всей совокупности затрат, необходимых для воспроизводства жилища. При этом государственная поддержка потребителей, при возмещении ими этих затрат, не должна приводить к ухудшению качества жизни населения, снижения его жизненного уровня. Под термином жилище, когда речь идет об удовлетворении потребности, понимается не только крыша над головой, т.е. дом, квартира, место в общежитии (комната) и др., но и доступность посредством использования этих жилых помещений ко всем элементам жизнеобеспечения: воде и водоотведению, электро-, газо- и теплоснабжению, информационным ресурсам и др.

Реформирование жилищной сферы, считает А. Сидоренко, возможно только при серьезном политическом, правовом, экономическом и институциональном обеспечении. При этом очень важно определиться с финансово-экономическим механизмом решения жилищной проблемы и источниками возмещения затрат, направляемых на воспроизводство жилища, способами поддержания платежеспособного спроса на жилищную услугу и др. Само собой, ключевое значение имеет формирование конкурентной среды, а не изменение организационно-правовой формы субъектов, которые оказывают услуги по управлению и техническому обслуживанию жилищного фонда. Но это даст положительный эффект лишь в случае разделения функций между субъектами жилищно-коммунальной сферы.

В частности, А. Сидоренко предлагает отказаться от образования жилищно-эксплутационных организаций по административно-территориальному признаку и освободить эти организации от деятельности по оформлению прописки, документов для получения паспорта и др. При этом контроль над исполнением правил и норм эксплуатации и использования жилфонда как со стороны хозяйствующих субъектов и поставщиков ресурсов и услуг, так и со стороны потребителей в жилищной сфере следует возложить на органы государственного управления. Причем последние должны существовать отдельно от ЖЭСов и других, подобных им эксплуатирующих и обслуживающих организаций.

Говоря о разделении функции, следует иметь в виду и разделение производственно-хозяйственной деятельности между субъектами на управленческую и оказание услуг и проведение работ по техническому обслуживанию жилых зданий, помещений и придомовой территории.

А. Сидоренко отмечает также важность создания равных условий для всех субъектов хозяйствования. Для этого, по его мнению, следует отказаться от прямого и косвенного их дотирования за счет средств бюджета и внебюджетного фонда. Весь объем господдержки при удовлетворении потребности в жилье и коммунальных услугах должен направляться непосредственно домохозяйствам, которые в них нуждаются.

А. Сидоренко признает, что при нынешнем предельно низком жизненном уровне населения государство не может не оказывать поддержки той его части, у которой доходы с трудом позволяют сводить концы с концами. Но эта поддержка должна быть целевой, персонифицированной и действенной. В этой связи серьезного пересмотра требует действующая система субсидирования, с тем чтобы она могла реагировать на изменение их благосостояния людей и учитывать местные особенности.

Основным недостатком действующей системы субсидирования кроме прочих А. Сидоренко называет ее неспособность предоставлять возможность малообеспеченной категории граждан удовлетворять основные физиологические и социально-культурные потребности. Учитывая, что примерно около 40 процентов домохозяйств имеют доходы на уровне и ниже бюджета прожиточного минимума (БПМ) и примерно 70 процентов - на уровне минимального потребительского бюджета и ниже (МПБ), этот недостаток делает действующую систему малоэффективной. Последнее проявляется в том, что при удельном весе расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в МПБ менее, примерно 5 процентов, эта система не действует. У граждан отсутствует экономическая заинтересованность в получении этой поддержки, т.к. она эквивалентна, примерно, одному доллару США в месяц, а потери времени на ее оформление достаточно существенны. Если затраты на оплату жилищно-коммунальных услуг увеличиваются и их удельный вес в МПБ превышает 5 процентов, то у граждан появляется заинтересованность в получении безналичных жилищных субсидий. Об этом свидетельствует многократное увеличение количества домохозяйств, которым были начислены субсидии в 2001-2003 годы.

Кроме того в настоящее время соотношение дохода, величины субсидий и квартирной платы у малообеспеченных домохозяйств не позволяют им удовлетворять основные физиологические потребности. В результате они прекращают оплачивать жилищно-коммунальные услуги. Так, просроченная в Беларуси задолженность населения по оплате этих услуг в течение первого полугодия 2003 года по организациям жилищно-коммунального хозяйства увеличилась с 16,4 до 59,9 процента от сумм, требуемых к оплате, т.е. возросла в 3,7 раза. На основании этого можно сделать вывод, что некомпенсируемый для малообеспеченных групп населения рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги до уровня, возмещающего затраты на их производство, приведет к увеличению просроченной задолженности. Абсолютные значения сумм неплатежей могут превысить дополнительные поступления от увеличения тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Это приведет к кризисной ситуации не только в жилищной сфере, но и в экономике в целом.

Само собой разумеется, что возможные последствия от всякого последующего увеличения тарифов должны заранее просчитываться и анализироваться. Сегодня это практически не делается, а если и делается, то очень поверхностно. Опять же, чтобы картина стала более полной, необходим анализ структуры неплатежей, структуры самих должников. К примеру, сегодня у многих работников ЖЭСов есть небеспочвенные основания утверждать, что среди неплательщиков большую долю занимают как раз не малообеспеченные семьи, и в то же время самыми обязательными являются пенсионеры. Причем, как показывает опрос, большая часть из них вообще не знает об институте субсидирования.

По мнению А. Сидоренко, чтобы государственная поддержка простого воспроизводства жилищного фонда (технического обслуживания и ремонта) и оплаты коммунальных услуг стала действенным элементом в реформировании жилищной сферы, необходимо соблюдение следующего принципа. Величина господдержки должна определяться, не исходя из предельно допустимой доли дохода домохозяйства, которую оно может направить на оплату жилищно-коммунальных услуг, а исходя из объема средств, остающихся в распоряжении домохозяйства после оплаты жилищно-коммунальных услуг. Этот остаток должен быть достаточным для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. При этом величина субсидии должна исчисляться как с учетом нормативных, так и фактических объемов потребления услуг.

Субсидирование и оплата жилищно-коммунальных услуг взаимосвязаны. И важнейшей их характеристикой выступают адресность и целевое использование. На практике это означает, что средства, поступающие от пользователей и собственников, а также предназначенные им субсидии должны использоваться исключительно для выполнения работ, оказания услуг и поставки ресурсов потребителям конкретных жилых домов и жилых помещений, которые их оплачивают. Это требование распространяется и на оплату работ по ремонту зданий. В этой связи, по мнению А. Сидоренко, необходимо установить адресный порядок аккумулирования средств на ремонт зданий и контроль за их использованием. Жители дома должны знать, что собранные ими средства будут потрачены на содержание их дома и придомовой территории.

Как известно, в июне 2003 года правительством принята Концепция развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь на период до 2015 года, определяющая цель, задачи и пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Но, к сожалению, этим документом, как считает А. Сидоренко, “не предусматривается решение ряда отмеченных выше задач. Избежать этого позволило бы привлечение к ее разработке ученых, специалистов, а также общественности. К тому же проект Концепции публично не обсуждался и соответственно не мог получить поддержку со стороны тех групп населения, на защиту интересов которых прежде всего и направлена реформа в жилищной сфере. В этой связи рассчитывать на активное их участие в проведении реформы, видимо, трудно. Без осознанного понимания и поддержки со стороны граждан реформа в жилищной сфере обречена на неудачу”.

К сказанному можно добавить и то, что успех реформ в жилищно-коммунальной сфере во многом зависит от того, как скоро в Беларуси будут созданы соответствующие экономические и правовые условия для проведения этих реформ. Не последнее место во всем этом занимает и формирование отношения органов управления, государства и общества в целом к такому важному понятию, как частная собственность.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ.

08.09.2003

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 3, за месяц 39

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 35/2003