Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Реформирование ЖКХ: от слов к делу

Необходимость в реформировании системы ЖКХ назрела не вчера и не сегодня, разговоры об этом ведутся давно. Оно и понятно: слишком много в деятельности коммунальных служб было непрозрачного, скажем так, непонятного и запутанного. Настала пора переходить от слов к делу.

Почин положила Брестская область в прошлом году. Регион первым в Беларуси отказался от перекрестного субсидирования. Конкретно это выразилось в том, что тарифы на жилищно-коммунальные услуги для юридических лиц были сформированы на основе их себестоимости с рентабельностью в 15-20%. Что привело к их снижению практически вдвое. Это позволило снизить затраты предприятий по этим статьям, что положительно сказалось на себестоимости продукции. Следовательно, повысилась конкурентоспособность и эффективность работы.

А для населения был дополнительно введен такой механизм, как планово-расчетные цены, также сформированные на основе себестоимости и минимальной рентабельности в 1,5-2%. У коммунальщиков появилась прямая заинтересованность в снижении производственных издержек, поскольку все сэкономленные относительно установленных цен средства оставались предприятию.

Результаты даже превзошли ожидания. В 2014 году затраты на оказание жилищно-коммунальных услуг населению по отношению к 2013 году в сопоставимых условиях снижены на 10,3%. Доходы предприятий ЖКХ от всех видов деятельности составили почти 3,5 трлн. рублей и увеличились по сравнению с предыдущим годом на 329 млрд. рублей, что позволило своевременно выплачивать заработную плату, избежать задолженностей по платежам в бюджет и за энергоресурсы. Экономика будет на первом плане в работе предприятий ЖКХ брестчины и в текущем году.

А с 1 марта 2015 года систему ЖКХ начнут реформировать и в столице. Для начала – в Партизанском и Первомайском районах Минска. Эксперимент предполагает целый ряд серьезных нововведений.

В частности, из каждого районного ЖРЭО, которые пока одновременно являются и балансодержателями объектов, и заказчиками, и подрядчиками по обслуживанию жилфонда, будет вычленена служба заказчика – КУП «Жилищно-коммунальное хозяйство». Основная цель данного преобразования – разделить функции заказчика и подрядчика. Планируется, что КУП ЖКХ районов станут хозрасчетными предприятиями, а потому не станут смотреть сквозь пальцы на недоработки подрядных организаций.

А сами ЖРЭО преобразуют в КУПы, которые станут балансодержателями коммунальной собственности в районе и возьмут на себя содержание всех непрофильных активов (территорий, зданий, военных городков и т.д.), займутся арендным жильем, сдачей внаем нежилых помещений, другими имущественными вопросами и не будут иметь никакого отношения к техническому обслуживанию жилфонда.

Что касается ЖЭСов, то их ожидает укрупнение. В результате жилфонд (600-1000 тыс.кв.м), который сейчас обслуживают 2-3 соседние жилищные службы, перейдет под опеку одного жилищно-эксплуатационного участка (ЖЭУ), который будет иметь свою бухгалтерию, отдел кадров и другие неотъемлемые атрибуты юридического лица. А в помещениях ЖЭСов разместятся территориальные бригады работников ЖЭУ. У бригад будет свой четкий фронт работ. К примеру, поддержание исправной работы всех систем, устранение поломок в местах общего пользования и т.д., короче, техобслуживание домов, займутся хаус-мастера, которым обеспечат достойную почасовую оплату.

Выполнять заявки жильцов станет бригада по оказанию платных бытовых услуг. Будут задействованы бригады по наведению порядка в подъездах, по подержанию чистоты во дворах и т.д.

Кстати, все ЖЭУ должны стать хозрасчетными, что будет стимулировать повышение качества оказываемых услуг и сокращение их себестоимости.

Преобразования ждут и ГО «Минское городское жилищное хозяйство». Предполагается трансформировать его в государственное учреждение «Минское жилищно-коммунальное хозяйство», которое будет финансироваться из бюджета. Планируется, что в его подчинение войдут «Минскводоканал», «Минсккоммунтеплосеть» и другие предприятия, которые имеют отношение к обслуживанию жилфонда.

Среди других запланированных преобразований – объединение всех 43-х расчетно-справочных центров, функционирующих в Минске, в единый РСЦ. Должна появиться в столице и единая диспетчерская служба «115», которая будет круглосуточно принимать заявки от жителей города по всем вопросам, связанным с жилищно-коммунальным хозяйством.

Не приходится сомневаться, что данная реформа станет хорошим стимулом для снижения себестоимости обслуживания жилфонда, повышения заинтересованности предприятий ЖКХ в конечном результате своей работы, четкого разделения зон ответственности работников, сокращения расходов на содержание непрофильных активов и т.д.

Именно в этом залог успеха. Что подтверждает и опыт брестчан.

Е.Кузнецова.

02.03.2015

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 5, за месяц 50

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 9/2015