Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Объемы и расходы по-прежнему велики, а очередь почти не уменьшается

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Новости недвижимости » Объемы и расходы по-прежнему велики, а очередь почти не уменьшается

Несмотря на то, что в стране ежегодно вводится около 2,5-3 млн. кв. метров жилья, количество семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, уменьшается очень медленно. В свою очередь бюджетные средства, которые якобы предусматриваются на поддержание малоимущих слоев населения, используются гражданами, которые, в принципе, способны решить свои жилищные проблемы самостоятельно или во всяком случае с намного меньшими для госбюджета издержками.

Как сообщил на пресс-конференции замначальника управления жилищно-коммунального строительства Минстройархитектуры Владимир Доропиевич, на начало текущего года на жилищном учете находилось около 560 тыс. семей. "Причем статистика говорит, что фактическое сокращение этой очереди несоразмерно с теми объемами, которые мы вводим. Это один момент, - заметил В. Доропиевич. - Второй - с 2005 года, а может, и в следующем произойдет значительное сокращение господдержки. Поэтому роль внебюджетных источников в финансировании жилищного строительства возрастает, поэтому надо совершенствовать нормативно-правовую базу. Известно, что Минэкономики работает над такой проблемой, как создание системы ипотечного кредитования. Наше министерство занимается разработкой проекта закона о стройсбережениях, где мы сейчас, уже разработав концепцию этого закона, пришли к выводу, что к разработке системы могут привлекаться средства как обеспеченных, так и малообеспеченных граждан". Последнее Владимир Доропиевич объяснил тем, что обеспеченный человек может быстрее внести средства на строительство, быстрее расплатиться за взятый кредит и проценты по этому кредиту. В свою очередь у малообеспеченного гражданина будет возможность увеличить соответствующие сроки до 8-ми и более лет.

Кстати, по словам представителя Минстройархитектуры, концепция о стройсбережениях уже одобрена правительством. Где-то в сентябре проект закона планируется внести на предварительное рассмотрение в Совет министров. И если он получит одобрение, то уже, возможно, в следующем году его могут принять в первом чтении депутаты парламента. Иными словами, при положительном исходе в 2005 году систему стройсбережений можно будет внедрять в жизнь.

В. Доропиевич также сообщил, что параллельно с проектом закона о стройсбережениях министерством ведется разработка концепции законов жилищной политики "и где-то в ноябре проект планируется представить проект

в Совмин. То есть разрабатывается целый пакет документов, чтобы с 2004

или 2005 года, учитывая создавшуюся ситуацию с постоянным сокращением

бюджетного финансирования, создать нормативно-правовую базу для

вовлечения в жилищное строительство всех внебюджетных источников", -

подытожил чиновник.

На пресс-конференции также было отмечено, что поскольку макроэкономическая ситуация в республике постоянно меняется, то в нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы кредитования и субсидирования в жилищном строительств, необходимо постоянно вносить изменения. Соответственно, приходится вносить изменения и в действующее законодательство.

По словам Валентины Митюрич, начальника отдела жилищного строительства Минстройархитектуры, первоначально (то есть в 1996 году) институт субсидирования предусматривал дифференцированное оказание поддержки в зависимости от состава семьи. Так, при строительстве однокомнатной квартиры одним человеком субсидировалось 28 кв. метров жилья, двумя - 36, тремя - 48, и при увеличении семьи добавлялось по 14 кв. метров на каждого.

Но в 1999 году был принят новый Жилищный кодекс, где было предусмотрено, что жилье должно предоставляться из расчета 20 кв. метров на человека. "Но, по нашему мнению, следует все-таки придерживаться дифференцированного подхода, - заметила В. Митюрич, сославшись на опыт России. - Потому что, как уже говорилось, бюджетные средства весьма ограничены. И цель поддержки в том, чтобы оказать помощь при условии, что человек внесет собственные средства. Это как раз и происходило в первые годы существования института субсидирования и кредитования и к чему все-таки стоит вернуться".

Сегодня же получается, что для некоторых категорий граждан предоставляется возможность совместного использования кредита и субсидии, и такие граждане могут строить 20 кв. метров жилья типовых потребительских качеств на человека. Если семья из трех человек строит 60 метров, она получает господдержку в виде субсидии и льготного кредита. Такая возможность предоставляется молодым семьям, воинам-интернационалистам, инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, а также гражданам, постоянно проживающим и работающим в сельской местности. Все они таким образом имеют право строить за счет государства 20 кв. метров общей площади. Безусловно, они строят квартиры большей площади, потому что, к примеру, трехкомнатная квартира получается, как правило, больше 64 кв. метров. А если семья строит квартиру меньше 20 кв. метров на человека, то она не снимается с очереди нуждающихся.

Иными словами, собственные средства граждан направляются на строительство дополнительных метров. Возникает вопрос: а правильно ли это? Причем нередки случаи, когда доплата за дополнительные метры может быть весьма значительна, что лишний раз подтверждает тот факт, что льготную поддержку получают далеко не малообеспеченные граждане, как это требует ЖК.

К тому же средства господдержки в виде субсидий (безвозмездная помощь) невелики. Их объем, по словам Валентины Митюрич, составляет около 1,5 процента от всех средств, которые ежегодно направляются на строительство. А если брать от средств, предусмотренных на жилищное строительство в консолидированном бюджете, то это около 5,4 процента. Причем, как заметила В. Митюрич, эти субсидии как раз забираются теми гражданами (выше названных категорий), которые имеют право на совместное использование субсидии и льготного кредита. Таким образом, субсидии сегодня фактически не стимулируют граждан вкладывать свои средства в строительство жилья.

Что касается льготных кредитов, то их доля в общем объеме всех средств (с учетом собственных средств населения) составляет 27 процентов и, соответственно, в объеме средств консолидированного бюджета, направляемых на жилищное строительство, 84 процентов.

Было также отмечено, что льготные кредиты в первую очередь направляются на строительство и реконструкцию. Тогда как на приобретение на вторичном рынке квартир они могут использоваться только в том случае, если нельзя улучшить жилищные условия первыми из двух выше названных способов. Такая возможность в основном предоставляется жителям села и малых населенных пунктов, где нет коллективов индивидуальных застройщиков и ЖСК.

Не так давно по поручению Палаты представителей Национального собрания Минстройархитектуры проводило анализ по использованию субсидий и льготных кредитов. В ходе работы выяснилось, что из общей суммы предусмотренных субсидий 70 процентов направляется на оказание персонифицированной помощи гражданам, а 30 процентов - на создание инфраструктуры. Если взять итоги прошлого года, то субсидии получили 1708 семей - в среднем получается по 7 млн. 1801 тыс. рублей на каждую семью. Причем из указанного количества семей 1036 семей - это те, которые реализовали свое право на совместное использование субсидии и льготного кредита, то есть фактически построили себе жилье за государственный счет (с учетом того, что кредиты льготные, а инфляция по-прежнему высокая).

По словам В. Митюрич, анализ показал, что наиболее эффективно эти субсидии используются в сельской местности и в случае приобретения вторичного жилья.

Из прозвучавшей информации можно сделать вывод, что и льготные кредиты тоже используются не достаточно эффективно и к тому же получают их далеко не те граждане, которые по Жилищному кодексу имеют на это право. Например, можно ли отнести к малообеспеченным гражданина, который строит себе трехкомнатную квартиру 80 кв. метров в кирпичном доме, оплачивая половину собственными средствами. Иными словами, госпомощь, предусмотренная якобы для поддержания малообеспеченных слоев населения, на самом деле используется без должного эффекта. Но вряд ли так должно быть.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ

22.09.2003

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 3, за месяц 26

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 37/2003