Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

До миллиона можно дотянуть, а дальше?

Выступая перед участниками международной конференции "Современные стратегии развития мегаполисов и современных городов", председатель Мингорисполкома Михаил Павлов сообщил о намерении столичных властей в ближайшие пару лет довести объемы ежегодного строительства жилья в Минске до 1 млн квадратных метров. Однако, как считают некоторые минские чиновники, реализовать эти планы будет весьма проблематично в первую очередь из-за недостаточного количества подготовленных под застройку территорий.

Согласно прогнозам Минского НИИ социально-экономических и политических

проблем к 2020 году в белорусской столице будет проживать от 1,8 до 2,2 млн человек (сейчас – 1,792 млн). А сам Минск должен стать к этому времени конкурентоспособной столицей (экологически чистой, богатой и т.д.). Это, по мнению столичных властей, станет возможным благодаря активному развитию и внедрению наукоемких технологий, созданию благоприятного инвестиционного климата и системе демократических отношений в обществе, большую роль в которой будет играть местное самоуправление.

При этом председатель Мингорисполкома Михаил Павлов во время выступления на конференции отметил, что уже сегодня власти прилагают максимум усилий, чтобы реализовать все намеченные на перспективу задачи. Причем, как и раньше, наибольшие усилия администрация направляет на решение жилищной проблемы, поскольку жилищный вопрос по-прежнему остается самым актуальным у минчан. В частности, руководством города поставлена задача уже в будущем году построить около 800 тыс. кв. метров, с тем чтобы к 2006 году довести этот ежегодный показатель до 1 млн. кв. метров.

А чтобы минчане чувствовали себя уютно не только у себя дома, но и вне дома, власти намерены сделать все возможное, чтобы Минск стал цветущим городом-садом. В ближайшие годы планируется дальнейшее обустройство уже сформированного водно-зеленого диаметра и создание Лошицкой водно-зеленой системы (в южной части Минска). Также намечено построить комплекс сооружений для занятий спортом и отдыха горожан. В ближайших планах - реконструкция Центрального ботанического сада НАН. Кроме этого власти ставят задачу обустроить для отдыха водоемы в 30-километровой зоне вокруг города.

Эти и другие намерения можно только приветствовать. Однако некоторые специалисты считают, что для реализации намеченных целей пока нет условий, а чтобы их создать, нужны колоссальные средства.

Взять, к примеру, планы по доведению ежегодного ввода жилья до 1 млн. кв. метров, которые почти вдвое превышают показатели, предусмотренные политикой утвержденного нынешней весной генплана Минска. При сегодняшнем положении дел (экономика, экология, транспорт и т.д.) город может позволить себе не более 650 тыс. кв. метров в год. Само собой, увеличение этого показателя автоматически ведет к усугублению экологических, транспортных и социальных проблем. Решить их в одночасье невозможно. Для этого кроме средств, как уже отмечалось, нужно время, чтобы подготовить территории для нового освоения. А в эту подготовку входит и прокладка инженерных сетей, включая возведение новых сооружений и реконструкцию ныне действующих с возможностью увеличения мощности, а также строительство дорог и объектов социальной сферы (детские сады, школы, торговые объекты и т.д.). И, конечно же, нужно предусмотреть необходимое количество рекреационных зон (парков, скверов и водоемов). А их уже сегодня, с учетом существующей застройки, как минимум в полтора раза меньше, чем требуется по международным нормам.

В то же время, если раньше велась непрерывная работа по подготовке новых участков под многоэтажные жилые массивы, то в последние годы, как сообщил компетентный источник, этот процесс сильно затормозился. То есть уже несколько лет в городе ведется интенсивная застройка ранее наработанных заделов, причем с заметным превышением первоначальной расчетной нагрузки.

Взять, к примеру, Лошицу. Судя по последним данным, там уже планируется разместить 9 микрорайонов, тогда как раньше речь шла только о 4, один из которых - с индивидуальной застройкой. То есть фактически строится еще одна Малиновка, с такими же социальными и транспортными проблемами. Причем, как сообщил другой компетентный источник, застройка стала появляться даже там, где ее в принципе не должно быть - в местах прохождения воздушного коридора, который обеспечивает продуваемость территории всего города. Если подобную практику не пресечь, то город через какое-то время может оказаться в воздушном мешке - для такого урбанистического образования как Минск - это экологическая катастрофа.

В то же время весьма перспективные и привлекательные для массовой жилой застройки участки - районы Каменная Горка и Масюковщина, расположенные в пределах МКАД, на которые уже есть детальные планы, по-прежнему остаются вне поля освоения. Главная причина – необходимость строительства новой канализационно-насосной станции (КНС). О том, что она нужна городу как воздух, и в первую очередь Фрунзенскому району, разговоры ведутся уже на протяжении многих лет. Между тем проблему можно было бы решить, если бы средства, которые власти взимают с инвесторов-застройщиков в виде платы за инфраструктуру, использовались целенаправленно и эффективно.

Кстати, когда начинали делать проект размещения новой индивидуальной застройки в поселке Пионерский возле Дроздовского водохранилища, то на первом этапе предполагалось, что фирма-заказчик возьмет на себя часть расходов по строительству новой КНС. Но эта надежда исчезла вместе с надеждой на то, что новую “индивидуалку” не разместят в прибрежной зоне. Принять долевое участие в строительстве важного инженерного сооружения могли бы и другие инвесторы – те, кто строит и собирается строить в ближайшее время коммерческие объекты во Фрунзенском районе (бизнес-центры и элитные жилые дома на пр. Машерова, улицах Немиге и Танковой, торговые объекты в Ждановичах и многие другие - список весьма обширен). Ведь нагрузка на действующую канализационно-насосную станцию, обслуживающую Фрунзенский район, уже сегодня намного превышает нормативную. И бесконечно ее нагружать – значит ставить под угрозу огромную городскую территорию вместе с жильем, больницами и прочими жизненно важными объектами.

Еще одна проблема, которая требует безотлагательного решения – это изменение структуры административного управления. Пространственное развитие Минска тормозится в значительной степени нежеланием областной администрации упускать свои территории, в том числе и расположенные внутри МКАД. Еще в августе 2001 года глава государства официально потребовал положить этому конец. Но за два года мало что изменилось. Между тем всех этих проблем могло бы не быть, если бы Минск и Минский район развивались как одна административно-хозяйственная единица.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ

27.10.2003

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 3, за месяц 26

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 42/2003